Найти тему
Рок изобилия

Сказ про то, как мы Ивана-Мужика выручали

Latest Record Project - самый крутой рок-н-альбом песен протеста.

***

Дело было весной 2021 года, накануне майских дней Победы. На трекере появилась новинка - Latest Record Project, Volume 1, свежий альбом Вана Моррисона (George Ivan Morrison, по нашему - Иваныч, на тот момент 75 лет).

Закачал, послушал и возрадовался: крутизна! Наученный горьким опытом (нравится с первого раза - велика вероятность, что продукт скоропортящийся), переслушал, потом еще и уже не мог остановиться.

Latest Record Project оказался первоклассной коллекцией песен, 28 треков, один к одному. Ничего лишнего, ни капли жира. А какая подача и высокое мастерство исполнителей! Как упоительны женские бэки, "овчарки на подпевках", используя выражение друга.

Чтобы не быть голословным, предлагаю послушать Where Have All The Rebels Gone?

"Куда подевались все мятежники?
Прячась за компьютерными экранами
Где дух, где душа?
Куда подевались все мятежники?"

Этот номер позднее был перезаписан дуэтом Slowhand & Van (Эрик Клэптон и Ван Моррисон), но оригинал мне нравится больше: ритм секция, клавиши и гитары дают такого жара, что усидеть невозможно, бросает в пляс.

Параллельно стал читать отклики на альбом в западном мире и снова обалдел, только уже с обратным знаком минус. Большинство рецензентов, в первую очередь, из либеральных медиа, обрушили на Иваныча весь пыл красноречия. Им вторили злобные иноязычные комменты.

Медиа:

Роллинг Стоун: "Восхитительно ужасная запись". Рецензент Guardian дал альбому всего одну звезду, раскритиковав его лирическое содержание как "скучное и параноидальное". Pitchfork - аналогичное мнение: "...как и во всех вещах Вана, его гений неизменно просвечивает независимо от идиотского контекста", лиризм Моррисона - эгоистичный и "откровенно безумный".

Именитый рецензент Allmusic Стивен Томас Эрлвайн поставил альбому всего 2,5 звезды (из 5 возможных): "Песня "Они владеют медиа"... показывает, как капризность Моррисона превращается в злобу... Его спасительной чертой является умелый контроль над своим голосом и хороший музыкальный вкус, качества, которые не позволяют Latest Record Project быть таким же кислым, как его создатель".

Из комментов:

Amazon.com:

"...часть Вана подавлена его реакционными, женоненавистническими, патриархальными нечистотами"

"...лично для меня в музыкальном плане это один из худших альбомов (Вана Моррисона) за долгое время".

"...думаю, что Ван может быть даже сторонником Трампа".

"Старик ожесточен и орет об этом на весь мир"

Allmusic.com:

"...большинство его песен с 90-х годов такие же одинаковые и невыразительные, как квадраты туалетной бумаги, и почти такие же скучные".

"Моррисон, который когда-то подарил нам альбомы Astral Weeks, Moondance и многое другое, по праву считающееся великой музыкой, превратился в капризного, кислого старикашку".

"...без преувеличения, худший альбом 2021 года, и его вполне можно сравнить с худшим из худших с момента появления винила".

"Ужасно. Невозможно слушать. Не смог осилить первую песню".

"Дешевый бред, который мог бы быть написан разгневанным 13-летним ребенком, названия песен звучат как граффити в туалете".

Причина агрессии в медиа и комментах очевидна. Ван Моррисон записал цикл песен протеста, неслыханный в эпоху тотальной "отмены культуры" и вообще - отмены любого мнения, противоречащего мейнстриму промытых мозгов.

В качестве очередной иллюстрации - говорящие названия песен с этого уникального альбома:

Where Have All The Rebels Gone? (Куда подевались все мятежники?), Psychoanalyst's Ball (Бал психоаналитиков), The Long Con (Долгая афера), Big Lie (Большая ложь), Diabolic Pressure (Дьявольское давление), Stop Bitching, Do Something (Перестань ныть, сделай что-нибудь), They Own The Media (Они владеют СМИ), Why Are You On Facebook? (Почему ты в фейсбуке?)

Да ведь это самый крутой в современной истории рок-н-ролла альбом песен протеста!

В те майские дни казалось, что потоп негатива пустит на дно корабль Latest Record Project и его капитана. Я связался по электронной почте с Александром Калужским, который давным-давно далече, пароходом не доплыть, паровозом не доехать.

Слева-направо: А. Могилевский ("Наутилус Помпилиус"), А. Пугачева, В. Бутусов ("Нау"), А. Кальянов и Александр Калужский. 1988 год.
Слева-направо: А. Могилевский ("Наутилус Помпилиус"), А. Пугачева, В. Бутусов ("Нау"), А. Кальянов и Александр Калужский. 1988 год.

Оказалось, друг в курсе.

- Саш, что делать, ведь сожрут старика?
- Надо писать в высокие инстанции...
- Это куда?
- В первую очередь, в Allmusic.com.

На том и порешили. Я быстренько сварганил комплементарный текст, но с хитринкой, рассчитанной на лояльное отношение модераторов Allmusic (ниже "хитринка" выделена жирным шрифтом). Сработало, коммент сразу был активирован для всеобщего обозрения:

"Еще один отличный альбом великого музыканта. Для слушателя - легкий как перышко, что бывает крайне редко с произведениями, несущими общественно-политическую нагрузку. В последние дни этот невероятно острый и в то же время притягательный альбом не покидает мой плейлист... Конечно, я, как и многие, не могу согласиться со всеми претензиями сэра Моррисона к уродству окружающего мира. Я воспринимаю лирику как завещание Последнего Бунтаря рок-н-ролла... Мастер нашел все тайные ключи к физиологии слушателя соул-блюза... Музыка, полная внутреннего достоинства (как лучшие образцы блюза, госпел и соул)... Музыканты играют на высочайшем уровне мастерства, женский вокал - тема для отдельной научной работы "Каким должен быть бэк вокал в блюзе и соул". Поразительно, но на голос Вана совсем не влияет старость, это голос всегда молодого Вана. Для меня очевидно, что Latest Record Project Volume I - лучший соул-блюз альбом за последние много-много лет".

А вот коммент друга застрял в мозгах модераторов Allmusic, хотя и состоял всего из двух предложений, краткость - сестра сашиного таланта. Текст появился лишь после долгих часов ожидания.

Luckily, Van the Man has the balls to speak his heart and mind amidst the algorithm-n-blues pandemic. Kudos to the great master for this important artistic and civic statement!

Даю свой перевод по-нашему, по-русски: "К счастью, у Ивана-Мужика есть яйца, чтобы говорить своим сердцем и умом посреди алгоритм-н-блюзовой пандемии. Низкий поклон великому мастеру за это важное художественное и гражданское заявление!".

Напомню, что Allmusic.com - онлайн-база данных типа музыкальной википедии, куда народ приходит не ради общения, не комментами меряться, а за информацией и мнением критиков. Рецензии даже на самые популярные альбомы обычно сопровождает не более пары-тройки комментов.

Возьмем, к примеру, наимоднейшего Харри Стайлза и его последний альбом Harry's House. Оценка критика: 4,5 из пяти, читатели - 4 звезды. Комменты уместились на одной странице, 6 штук, максимальное число лайков - 11 шт.

Берем выше, смотрим, как дела у "певицы всех времен и народов", триумфаторши премии "Грэмми" Бейонсе, последний альбом Renaissance. Оценка критика: 4,5 звезды, читатели - 3,5. Две страницы комментов - 20 шт., около 1000 лайков-дислайков. Солидно по меркам Allmusic, прям 32-й золотой граммофон "Грэмми" в одни руки.

А теперь посмотрим на Latest Record Project, Volume 1 нашего Иваныча. Оценка критика: 2,5 звезды (ожидаемо, см. выше), читатели - 3,5. Три страницы комментов - 30 шт., более 2100 лайков-дислайков. Latest Record Project - чемпион по внимаю со стороны посетителей сайта Allmusic.

Окрыленный успехом, я добавил комменты на Discogs и Амазон: "Latest Record Project, Volume I - просто лучший альбом песен протеста за последние 30-40 лет. Честно говоря, я не помню ни одного рок-музыканта с таким мужеством и честью, как Ван, даже в 60-е годы, за исключением антипрофсоюзных песен Рэя Дэвиса (The Kinks). Видите ли, есть большая разница между прошлым, когда целое поколение боролось за "мир и любовь", и вы - "один за всех и все за вас любимого", и днем сегодняшним, когда ты действительно один-одинешенек против гигантской машины по промывке мозгов. Суть альбома - в песнях протеста... За последний год я не слышал ничего лучше Where Have All The Rebels Gone? (уверен, эта песня посвящена ренегатам Спрингстину и Нилу Янгу)... Потрясающий блюз "Они владеют медиа", который настроил все либеральные СМИ и критиков против Вана. Отличный альбом Последнего Мятежника. Исполнительское мастерство и музыканты выше всяких похвал, женский бэк-вокал - супер".

И знаете, братья и сестры, мне кажется, после нашего с Калужским вмешательства в майскую коммент-зарубу, дела пошли веселее, и западный народец наконец встал на защиту Вана Моррисона.

С нами то все давно ясно - мы своих иванычей не бросаем.

Уважаемые гости, не стесняйтесь ставить лайки и оставлять комменты. Да пребудут с вами здоровье и благополучие, мудрость и добрая сила!

Летов, Creedence, Зыкина, Grand Funk... Русская американа-25

Клэптон готов выступить в России вместе с Роджером Уотерсом

Эрик Клэптон - альбом Pilgrim. Когда печаль красива и светла

"Эта тьма, пришедшая с запада"... Rolling Stones в Москве, август-98

РОК-н-ролл жив... а ВЫ?