Найти в Дзене
Я вправе

«Поставьте моему сыну двойку, умоляю!» — возмущается мама, которая борется с незаслуженными «четверками»

В родительских чатах я постоянно читаю: «Учитель занижает оценки!», «Придирается к моему ребенку!». Моя проблема — полная противоположность, но от этого она не менее страшная. Наша учительница оценки... завышает. И эта «доброта» убивает в моем сыне всякое желание учиться. Мой сын в третьем классе. Он светлая голова, обожает математику, щелкает задачки как орешки. Но с русским языком у нас беда. Катастрофа. Он пишет так, как слышит, игнорируя все правила, которые мы с ним учим вечерами. Открываешь его тетрадь, а там — кровавое месиво из красной пасты. Безударные гласные, «жи-ши», словарные слова — все мимо. Объективно, его диктант — это «двойка». Ну, с натяжкой, за старание — «тройка». А что я вижу в конце страницы, выведенное аккуратным учительским почерком? «4». Сначала я думала, это случайность. Потом — что учитель просто не хочет расстраивать ребенка. Я подошла к ней после уроков, попыталась поговорить:
— Мария Ивановна, я вижу, что у Димы большие проблемы с русским. Может, нам стои
Оглавление
В родительских чатах я постоянно читаю: «Учитель занижает оценки!», «Придирается к моему ребенку!». Моя проблема — полная противоположность, но от этого она не менее страшная. Наша учительница оценки... завышает. И эта «доброта» убивает в моем сыне всякое желание учиться.
Мой сын в третьем классе. Он светлая голова, обожает математику, щелкает задачки как орешки. Но с русским языком у нас беда. Катастрофа. Он пишет так, как слышит, игнорируя все правила, которые мы с ним учим вечерами. Открываешь его тетрадь, а там — кровавое месиво из красной пасты. Безударные гласные, «жи-ши», словарные слова — все мимо.
Объективно, его диктант — это «двойка». Ну, с натяжкой, за старание — «тройка». А что я вижу в конце страницы, выведенное аккуратным учительским почерком? «4».
Сначала я думала, это случайность. Потом — что учитель просто не хочет расстраивать ребенка. Я подошла к ней после уроков, попыталась поговорить:
— Мария Ивановна, я вижу, что у Димы большие проблемы с русским. Может, нам стоит серьезнее поработать? Его «четверка» меня, честно говоря, смущает.
В ответ я получила снисходительную улыбку и порцию педагогической психологии:
— Ну что вы, мамочка! Он же старается! Главное — поддерживать в ребенке мотивацию. Зачем нам травмировать его двойками? Он еще маленький, все нагонит.
И все. Разговор окончен. Я — тревожная мать, которая «душит» ребенка, а она — добрый и понимающий педагог.
Но я вижу, к чему приводит эта «доброта»! Мой сын, получив очередную незаслуженную «четверку», приходит домой и заявляет: «Мам, а зачем мне эти правила учить? У меня и так все хорошо!» Он искренне не понимает, зачем напрягаться, если результат и так положительный. Его мотивация не растет, она умирает. Зачем становиться лучше, если тебя и так хвалят?
Я подозреваю, в чем истинная причина этой щедрости. Статистика. Отчетность. В классе не должно быть двоечников, иначе это плохо отразится на показателях учителя и школы. И мой сын, вместе с несколькими такими же «слабенькими» ребятами, стал заложником этой системы «удобной лжи». Их реальные проблемы просто прячут за красивыми оценками.
Сейчас он в начальной школе, под крылом одной учительницы. А что будет в пятом классе? Когда он придет к новому, предметному учителю, который не будет нянчиться с его самооценкой и лепить ему «четверки» из жалости? Мой ребенок, уверенный в своих знаниях, получит свою первую честную «двойку». И что тогда? Он решит, что новый учитель — злой. Что его не любят. Его самооценка, построенная на этом лживом фундаменте, рухнет в один день.
«Зачем стараться, если и так „четверка“?»: как «добрая» учительница делает медвежью услугу и убивает в моем ребенке мотивацию
«Зачем стараться, если и так „четверка“?»: как «добрая» учительница делает медвежью услугу и убивает в моем ребенке мотивацию

Имеет ли мой ребенок право на объективную оценку, даже если она — «двойка»?

Да, и еще раз да! Это ключевой момент. ФЗ «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ), в частности статья 47, обязывает педагогов объективно оценивать результаты образовательной деятельности учеников.

Оценка — это важный инструмент обратной связи, который показывает и ребенку, и вам, как родителю, реальную картину:

«Здесь все хорошо, а вот здесь — пробел, над которым нужно поработать».

Лишая вашего сына честной оценки, учитель лишает его возможности развиваться.

Как закон расценивает завышение оценок? Это просто «доброта» или нарушение?

С точки зрения закона, систематическое и сознательное завышение оценок — это неисполнение должностных обязанностей. Учитель не просто «проявляет доброту», он вводит вас, как законного представителя, в заблуждение относительно уровня знаний вашего ребенка и не выполняет свою главную функцию — учить и объективно контролировать знания.

Это прямое нарушение Профессионального стандарта «Педагог».

Учитель говорит, что «не хочет травмировать» сына. Насколько этот педагогический подход законен?

Этот аргумент — не более чем удобная ширма. Настоящая педагогика заключается не в том, чтобы прятать от ребенка проблемы, а в том, чтобы помочь ему их преодолеть.

Создание «теплой ванны» из фальшивых «четверок» — это не поддержка, а медвежья услуга, которая в средних классах приведет к настоящей психологической травме, когда ребенок столкнется с реальностью.

Такой подход не имеет ничего общего с требованиями ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта), который нацелен на формирование адекватной самооценки у учеников.

Я подозреваю, что оценки завышают ради статистики. Это так?

Ваши подозрения, к сожалению, очень часто оказываются правдой. Если учитель сознательно вносит в официальные документы (классный журнал, электронный дневник) заведомо ложные сведения (необъективные оценки) ради улучшения показателей успеваемости, то да, это грубое нарушение.

Мой главный страх: если я пожалуюсь, не начнут ли сыну мстить и, наоборот, занижать оценки?

Это самый распространенный родительский страх, и он понятен. Но давайте посмотрим на это с точки зрения закона. Любое предвзятое отношение к ученику, включая намеренное занижение оценок, — незаконно.

Если вы вдруг заметите, что после вашего обращения сыну начали ставить «двойки» по другим предметам, у вас появятся все основания для новой, уже более серьезной жалобы на предвзятость и давление. Главное — действовать не агрессивно, а конструктивно.

Как мне правильно и безопасно поднять этот вопрос с администрацией школы?

Идите не с жалобой, а с просьбой о помощи. Запишитесь на прием к завучу или директору. Ваш разговор может выглядеть так:

«Я очень обеспокоена реальным уровнем знаний моего сына по русскому языку. Я вижу, что он не справляется с программой, но получает завышенные оценки.
Это создает у него ложное чувство успеха и убивает мотивацию. Я прошу вас помочь мне разобраться в ситуации и разработать для него индивидуальный план, чтобы подтянуть знания. Я хочу не хороших оценок, а реальных результатов».

Такой подход покажет вас как адекватного, заинтересованного родителя.

Я уже говорила с учителем, но она меня не услышала. Есть ли способ донести свою позицию еще раз, но более эффективно?

Попробуйте сменить тактику. Вместо того чтобы говорить «вы ставите неправильные оценки», спросите:

«Мария Ивановна, я вижу, что у Димы большие проблемы. Давайте вместе подумаем, как мы можем ему помочь? Может, есть какие-то дополнительные задания? Может, вы посоветуете, на какие правила обратить особое внимание? Я готова работать с ним дома, но мне нужна ваша профессиональная помощь и объективная обратная связь в виде оценок, чтобы я понимала, где мы находимся».

Так вы превращаете ее из «обвиняемой» в вашего союзника.

Чем опасна эта ситуация в перспективе? Что будет в 5 классе?

Вы абсолютно точно предсказываете будущее. В 5 классе, когда придет новый, незнакомый учитель-предметник, который не будет знать «истории» вашего сына, этот карточный домик из фальшивых «четверок» рухнет.

Ребенок, уверенный в своей «хорошей» успеваемости, получит шквал заслуженных двоек и троек. Это будет для него шоком, ударом по самооценке и может привести к полной потере интереса к учебе. Вы боретесь за то, чтобы предотвратить эту будущую катастрофу.

Какого результата я могу требовать по закону? Просто ставить «двойки» или чего-то большего?

Вы можете требовать гораздо большего, чем просто честные оценки! Вы вправе требовать от школы создания условий для преодоления учебных трудностей. Это может быть:

1️⃣ Разработка индивидуального образовательного маршрута для вашего сына.

2️⃣ Рекомендации по дополнительным занятиям.

3️⃣ Проведение контрольного среза знаний в присутствии завуча для объективной оценки.