В начале семидесятых Владимир Высоцкий довольно часто встречался с работниками нефтегазовой отрасли. Поимённо можно назвать немногих. Одним из них был Игорь Леонидович Бровин. Этот факт зафиксирован документально и сомнению не подлежит. Но общался он и с другими участниками событий. Как рядовыми, так и довольно известными. Вот рассказ Ф. Салманова об их встречах:
Впервые встретились они в Доме Кино на просмотре фильма "Бег" - это 1970 год. Значит, и общение началось именно тогда. Поэтому немудрено, что в песне "Тюменская нефть" Владимир Семёнович передал историю в большей степени именно Ф. Салманова, полученную из первых рук.
Но рассказ об открытии тюменской нефти не ограничился одной песней. "В нас вера есть, и не в одних богов", - так, довольно смело по нынешним временам, начал новое стихотворение Владимир Высоцкий. Текст этот, похоже, отпочковался от основного во время работы над песней "Тюменская нефть". Во всяком случае, на двух листах рукописи "Тюменской нефти" на полях имеются отдельные строчки этого стихотворения. В том числе и те две строки, которые поначалу вызвали у меня сомнения: относятся ли они к песне или к стихотворению. На чёрно-белом скане из "Архивов" невозможно определить, были ли правки сделаны в разное время. Но вот старшие и более опытные товарищи вразумили: на этом листе с "Тюменской нефтью" - "черновой автограф, тёмно-синяя паста, отдельные правки светло синей-пастой". И даже цветной скан показали. Тут-то и стало ясно, что автор, по своему обыкновению, записывал свои идеи , используя каждый свободный сантиметр листа, поэтому и пришлось последний катрен собирать по кусочкам:
Таким образом, финальная строфа должна была выглядеть так:
Я доложил про смену положения,
Отрёкся сам владыка недр Земли.
Владыка Тьмы! Я принял отречение
И вышел в нефтяные короли!
Пусть как набат,
Звучит и впредь:
«Да будет нефть!
Да будет нефть!»
И отсюда уже логично вытекает следующий текст, являясь прямым продолжением первого:
В нас вера есть, и не в одних богов!
Нам нефть из недр не поднесут на блюдце.
Освобожденье от земных оков —
Есть цель несоциальных революций.
В болото входит бур, как в масло нож.
Владыка тьмы! Мы примем отреченье!
Земле мы кровь пускаем — ну и что ж, —
А это ей приносит облегченье.
В общем-то никакого удивления владыка тьмы в данном контексте не вызывает. Это, скорее, античный Плутон, владыка подземного мира (достаточно вспомнить "Плутонию" В. Обручева), у которого люди забирают власть над подземными богатствами. Или, ещё вероятнее, тот самый бог нефти, о котором поётся выше (Так я узнал - бог нефти есть!). Но вот открываем "Нерв" на странице 158 и с удивлением читаем: "Отрёкся сам владыка тьмы и тли" (у меня 3-е изд. (1988), но не думаю, что в предыдущих что-то другое было написано). Откуда уважаемый Роберт Иванович взял эту тлю во тьме, для меня величайшая загадка. И кто подразумевается под этим владыкой тли, тоже. Тут на ум "Повелитель мух" приходит, но тля - не муха. Да и "Тюменская нефть" никаким боком с библейским Вельзевулом не связана, равно как и "Революция в Тюмени". Правда, есть ещё отпечатанный на машинке экземпляр Любомира Левчева, где эти "тьма и тля" приписаны ручкой. Этот классик болгарской литературы рассказывал, что по его просьбе Высоцкий принёс ему подборку своих стихов в напечатанном виде. Но кто их печатал и чьей рукой и в какое время сделана правка, неведомо. Вполне могло случиться и так, что, получив экземпляр "Нерва", сам Любомир или ещё кто-нибудь увидели отличие и сделали приписку поверх "недр земли". В общем, тёмная история.
Но вернёмся к стихотворению "Революция в Тюмени". Что меня поразило при первом прочтении - так это обилие терминов из какой-то совсем отличной от геологии области: революционная ситуация, освобожденье от оков, ломка представлений, классовые враги, теория «великого скачка» и даже несоциальная революция. Автор насытил свой текст образами социальными, почерпнутыми из марксизма и философии, и как-то, видимо, этим поставил в тупик литературоведов и филологов. Во всяком случае, в отличие от многих других текстов, серьёзных филологических трудов именно к "Революции в Тюмени" в сети находится не так чтобы много. Вот о "Тюменской нефти" их гораздо больше. Хотя в моём дилетантском понимании, эти два текста дилогии должны рассматриваться вместе, как и было задумано автором.
В далёкие времена участники высоцковедческого форума пытались докопаться до причины, побудившей Высоцкого обратиться к этой теме именно в 1972 году. И заодно пытались выяснить, как он пришёл к теории "великого скачка" в связи с тюменской нефтью. Ни до чего путного не договорились, но пара мыслей привлекла внимание. Один из участников говорил о том, что именно это определение звучало на Пленуме ЦК КПСС в 1962 г.: "Н.К. Байбаков говорил о "фиксированном скачкообразном характере освоения нефтяных и газовых месторождений" и называл 2-3 таких "скачка" в зависимости от значения и географического положения каждого". На что другой участник ответил: "Мысль Байбакова могла запасть в душу, почему бы и нет... Мы же по философии привыкли изучать переход количество в качество, там как раз этот скачок и есть. И Высоцкий мог подумать о том, что вот, оказывается, в таком земном деле, как добыча нефти, оказывается, есть скачки так же как и в эфемерной философии". (форум "Владимир Высоцкий. Творчество и судьба"). И тут мне вспомнилось, что уже попадалось упоминание об интересе Высоцкого к философии. И даже в связке со "скачком"!
"Философию преподавал Аверий Яковлевич Зись. И Володя был одним из первых его учеников — он все очень быстро схватывал и очень здорово во всем разбирался. Для нас, для большинства, философия была темный лес, а у Володи всегда пятерки. Если бы не наши замечательные педагоги… Ведь Володя за эти четыре года совершил скачок из детства во взрослую жизнь". (Т. Додина в кн. "Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого")
То есть ничего удивительного и экстраординарного в обращении Высоцкого к этим терминам не прослеживается. Добротное советское образование. И нелишне напомнить: "К марксизму относились нормально, не надо смотреть на это из сегодняшнего времени". (Анвер Яковлевич Зись, советский и российский искусствовед, философ-эстетик, в беседе с высоцковедами, 20 июня 1991г. // Белорусские страницы, вып. 43). Думаю, нам, получившим советское образование, не нужно дополнительно разъяснять образы из этого стихотворения:
Революция в Тюмени
В нас вера есть, и не в одних богов!
Нам нефть из недр не поднесут на блюдце.
Освобожденье от земных оков —
Есть цель несоциальных революций.
В болото входит бур, как в масло нож.
Владыка тьмы! Мы примем отреченье!
Земле мы кровь пускаем — ну и что ж, —
А это ей приносит облегченье.
Под визг лебёдок и под вой сирен
Мы ждём — мы не созрели для оваций, —
Но близок час великих перемен
И революционных ситуаций.
В борьбе у нас нет классовых врагов —
Лишь гул подземных нефтяных течений, —
Но есть сопротивление пластов,
И есть, есть ломка старых представлений.
Пока здесь вышки, как бамбук, росли,
Мы вдруг познали истину простую:
Что мы нашли не нефть, а соль земли —
И раскусили эту соль земную.
Болит кора земли, и пульс возрос,
Боль нестерпима, силы на исходе, —
И нефть в утробе призывает: «SOS!»,
Вся исходя тоскою по свободе.
Мы разглядели, различили боль
Сквозь меди блеск и через запах розы, —
Ведь это не поваренная соль,
А это — человечьи пот и слёзы.
Пробились буры, бездну вскрыл алмаз —
И нефть из скважин бьёт фонтаном мысли,
Становится энергиею масс
В прямом и тоже в переносном смысле.
Угар победы, пламя не угробь,
И ритма не глуши, копытный дробот!
Излишки нефти стравливали в Обь,
Пока не проложили нефтепровод.
Но что поделать, если льёт из жерл
Мощнее всех источников овечьих,
И что за революция — без жертв,
К тому же здесь ещё — без человечьих?
Пусть скажут, что сужу я с кондачка,
Но мысль меня такая поразила:
Теория «великого скачка»
В Тюмени подтвержденье получила.
И пусть мои стихи верны на треть,
Пусть уличён я в слабом разуменье,
Но нефть свободна! Не могу не петь
Про эту революцию в Тюмени.
Современным читателям уже надо объяснять, наверное, каждую вторую строку, но это уже другой вопрос.
Варианты, черновики стихотворения "Революция в Тюмени"
Цыбульский М. Владимир Высоцкий и Тюмень /Бывал или не бывал Высоцкий в Тюмени - вот в чём вопрос/
Шулежкова С. Г.: Библейские крылатые выражения в текстах Владимира Высоцкого. /В числе прочих разбирается выражение "соль земли" в стихотворении "Революция в Тюмени"/
Кулагин А.В. Песня Высоцкого "Тюменская нефть": поэтика и контекст" /В том числе и про "бога нефти"/
История песни "Тюменская нефть" и её герои:
Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого".