Найти в Дзене
Ульяна и книжный шкаф

"Вечер в Византии": человек в поисках смысла (отзыв о романе И. Шоу)

К творчеству Ирвина Шоу я отношусь по-особенному. Его романы, простые с точки зрения сюжета, наполнены непередаваемой смесью ощущений от жизни, людей, природы. Читая, ты проникаешься симпатией к герою, кто бы он ни был, переживаешь его неприкаянность в жизни, как свою, и ищешь вечно ускользающий ответ на вопрос: что делать с этой жизнью, чтобы она наконец обрела смысл. В романе "Вечер в Византии" этим вопросом задается Джесс Крейг, в прошлом известный американский продюсер, не выпустивший за последние пять лет ни одного фильма. Действие романа занимает несколько дней, проведенных Джессом на Каннском фестивале, куда после многих лет творческого молчания он приезжает, чтобы, по его собственному признанию, спасти свою жизнь. Он был богат, женат, востребован и полон идей. Когда-то. Он всегда старался жить честно, правильно, был верен семье и дружбе, но в результате оказался один в гостиничном номере с письмами от адвокатов жены и бухгалтера, а на столе - сценарий - его последняя попытка ве

К творчеству Ирвина Шоу я отношусь по-особенному. Его романы, простые с точки зрения сюжета, наполнены непередаваемой смесью ощущений от жизни, людей, природы. Читая, ты проникаешься симпатией к герою, кто бы он ни был, переживаешь его неприкаянность в жизни, как свою, и ищешь вечно ускользающий ответ на вопрос: что делать с этой жизнью, чтобы она наконец обрела смысл. В романе "Вечер в Византии" этим вопросом задается Джесс Крейг, в прошлом известный американский продюсер, не выпустивший за последние пять лет ни одного фильма.

Фото: Козынцева У.
Фото: Козынцева У.

Действие романа занимает несколько дней, проведенных Джессом на Каннском фестивале, куда после многих лет творческого молчания он приезжает, чтобы, по его собственному признанию, спасти свою жизнь. Он был богат, женат, востребован и полон идей. Когда-то. Он всегда старался жить честно, правильно, был верен семье и дружбе, но в результате оказался один в гостиничном номере с письмами от адвокатов жены и бухгалтера, а на столе - сценарий - его последняя попытка вернуться в мир кино.

Каннский фестиваль сводит воедино многих людей, так или иначе связанных с прошлым Крейга. Встречи вызывают воспоминания, по которым мы можем представить героя в его лучшие годы и так же, как и он, задаться вопросом: в какой момент всё пошло не так. Ответа мы не получаем. Таков мир романов Ирвина Шоу: с хорошими людьми случаются плохие вещи - это жизнь, и мы должны её жить, принимая всё, что встречается на пути. Герой проверяется обстоятельствами, и принятие и понимание, проявляемое Джессом, вызвали у меня восхищение. Подобные чувства я когда-то испытала по отношению к главному герою романа "Допустимые потери".

"Вечер в Византии" - грустный, но невероятно светлый роман. Мы расстаемся с героем еще более потрепанным и одиноким, чем он был в начале произведения, но прощание звучит жизнеутверждающе. Возможно, всё дело в задоре, с которым снова и снова Джесс бросается в жизнь, в его умении видеть красоту в людях и природе, в умении прощать и в доброте. Джесс Крейг - один из самых приятных, светлых литературных персонажей. На него не хочется быть похожим, но в его обществе быть приятно. Он настоящий, а это и во времена Ирвина Шоу было редкостью.

Если попытаться определить более точно, о чем этот роман, я бы выделила в нем несколько направлений: творчество, семья, любовь. В образе Джесса Крейга автор рисует истинного творца, служителя искусства, для которого кино не способ зарабатывания денег, а самовыражение. Он ищет идею, которая захватит его и зрителя, красивую, глубокую историю или готов не снимать вовсе.

Как у большинства героев Ирвина Шоу, семейная жизнь Крейга оставляет желать лучшего. Жена не верна, дочерей он не понимает, хоть и пытается. Чувству одиночества не дают разрастись романы с прекрасными женщинами, но всё это мимолетно, и женщины ускользают от него. Герой умеет любить, хочет любить, но, как в отношениях с Констанс, сам всё разрушает. В этом мне не удалось его понять.

Написана эта история легким, приятным языком. Диалоги, пейзажи, размышления героя - всего в меру, роман гармоничен даже в том, как он построен. Читая, ты чувствуешь легкий прохладный бриз, тепло песка и отдаленный шум голосов. Он похож на прогулку по приморской набережной теплым летним вечером. И если вы давно не были у моря, прочитайте "Вечер в Византии".

А какие истории героев, связанных с миром кино, читали вы?

Предлагаю вам подписаться на мой Telegram-канал, где я делюсь новостями, книжными наблюдениями и понравившимися мне цитатами, а также почитать и другие мои отзывы: