Вы, друзья, не поверите, но сейчас перед вами откроется положительный отзыв о книге, выпущенной редакцией «КПД». Впрочем, и тут есть нюансы...
Недавно в злополучной редакции Джохара П. вышла книжка Евгения Зубарева «Наш человек в Киеве». Книжка отличная, для общества нашего чрезвычайно полезная. Нюанс в том, что я эту книгу прочитала давно, потому что в 2019 году она вышла в издательстве «Родина»! И у книги был несколько другой состав авторов
Разбираемся, что там произошло с авторами и почему книжку обязательно нужно прочитать.
Сначала – о том, кто такой Евгений Зубарев. Это бывший гендиректор бывшего РИА ФАН. С Зубаревым мне удалось познакомиться лично. Я ведь в конце апреля 2023 года ходила на интервью в РИА ФАН рассказывать о прохиндеях в благотворительности. В надежде, что хотя бы шефа ФАН это заинтересует (нашла время, ага). Зубарев тогда произвел на меня хорошее впечатление. Я бы сказала, что из всех коллег, с кем мне когда-либо приходилось обсуждать в эфирах мои публикации и расследования, Зубарев был самым подготовленным. Я это отмечала еще тогда: человек очевидно разобрался в теме, прежде чем выйти в эфир. Увы, не знаю, где сейчас найти ту запись – все ресурсы ФАН и медиагруппы заблокированы.
Тогда же, собственно, Евгений Зубарев и Игорь Петрашевич подарили мне «Нашего человека в Киеве». С автографом
Кто такой Игорь Петрашевич, откуда он взялся в рассказе? А это, собственно, тоже автор книги. В первом издании она вышла под двойным авторством. Почему?
Книга написана по мотивам нелегальной работы корреспондента РИА ФАН Игоря Петрашевича в Киеве в 2016 году. Тогда Петрашевич приехал на Украину и стал освещать общественно-политические события и прежде всего – уличную политику на Украине (в Киеве и немного – в Одессе). У Петрашевича была легенда – он представлялся корреспондентом болгарского радио «Авторевю», чей сайт в то время находился на реконструкции, так что проверить легенду было сложно
Первая книга включает опыт пребывания Петрашевича на Украине в феврале-мае 2016 года. В ней – только его заметки. В печати они интересно оформлены – к каждой главе пришпилена шапка, вроде плашки публикаций РИА ФАН (которые я забыла сфотографировать и оставила вчера книжку на даче). Начинается книга вылетом Петрашевича из России и заканчивается его возвращением в Россию. В конце указано, что это первая часть
Написана она от имени Игоря Петрашевича. Появление на обложке имени Евгения Зубарева я объясняю какой-то внутренней кухней, полуармейской субординацией, царившей в ФАН. Зубарев – главный редактор и генеральный директор информагентства, чей корреспондент в ходе командировки делал репортажи с Украины, из которых и составили книжку. Думаю, Зубарев заметки литературно обрабатывал, составлял и редактировал книгу
Почему переиздание вышло под именем исключительно Евгения Зубарева? Я даже написала Игорю Петрашевичу с вопросом, но его ответ ничего мне не прояснил. Книжка позиционируется как новая, продолжение. Однако я сравнила: кажется, первая часть помещена в том же виде, что была в первом издании. И добавлена более короткая вторая часть, о второй командировке Петрашевича в Киев, этот раздел чуть менее интересен: там Петрашевич уже имеет украинскую рабочую визу, но представляется польским журналистом. То ли событий на Украине стало меньше, то ли первый задор и удивление пропали, то ли написана была вторая часть сильно позже и по холодным следам и оттого менее... интенсивно, что ли. Хотя адреналина было в итоге по уши, повторная командировка автора окончилась громко: Петрашевича выдворили с Украины, о чем писали многие десятки СМИ.
То есть, Игорь Петрашевич и работа под легендой это не художественный вымысел и мистификация: Петрашевич реальный человек, который работал журналистом ФАН на Украине на пике «кто не скаче, тот...», я Петрашевича видела лично, он и в ряде публикаций показывался, давал интервью. Так что в книжке – живая реальная история
И это отличная прежде всего журналистская история. В современной России не так много образцовых именно журналистских книг, я бы сказала, что их почти и нет. А в годы, когда книга создавалась и выходила, в нашей стране большими мастерами журналистики считались либеральные товарищи, которые на самом деле редко проводили громкие расследования, а работы в «поле» у них считайте, что и не было. Это особенность современной российской журналистики: «в поле», стрингерами, экстремалами выступают только... лоялисты!
Не просто так «Наш человек в Киеве» – одна из немногих книг современной русской литературы, которую я прочла дважды! Читала один раз и уже о ней писала, но публикацию найти не могу: после мая 2023 года у меня даже был заблокирован по решению Генпрокуратуры текст про Пригожина, причем, негативный, я плохо к нему относилась!
Ряд текстов с упоминанием РИА ФАН были мною удалены превентивно, хотя рассказ о походе туда я оставила, чтобы меня не упрекнули в трусости. Возможно, я удалила текст про книжку, хотя и не помню, чтобы это делала, однако сейчас на Дзене остался о ней только короткий пост
Не поверите, но все эти два с лишним года я собиралась написать еще раз, да то руки не доходили, то повода не было. И вот книга вышла снова. Правда, так некстати – у Джохара П. Вышла тиражом 2000 экз. Важно, потому что на премию «Слово», в номинации документалистики принимаются произведения, изданные тиражом от 5000 экз., причем ничего не сказано о том, что считаются электронные проданные копии и допечатки. Так что, книжку эту на «Слово» вряд ли подадут – свой рот на дороге у редакции. А жаль, я бы и премию дала. Только, уж простите, не Евгению Зубареву, а тому, кто на Украине работал в экстриме и прислал оттуда отличные репортажи.
Книга эта, конечно, прежде всего образец блестящей журналистской работы и журналистского высказывания. Затем – публицистического. Но главное, конечно, в ней, журналистская работа. Что удивительно. Знала ли широкая аудитория, кто такой Игорь Петрашевич? Мне он ничем не известен, кроме РИА ФАН. Не исключаю, что до и после работы в ФАН Петрашевич воевал где-нибудь в Африке. По образованию он, как следует из книжки, физик-ядерщик. По личному моему впечатлению – военный. А книжку журналистскую написал отличную.
Читать ее советую как для погружения в таинство крайне отчаянной журналистской работы, так и – для понимания сегодняшних событий
На минутку, это Украина 2016 года. Если у кого-то в 2025 году до сих пор есть вопросы к происходящему, советую взять эту книжку и прочитать хотя бы первую ее часть. Жаль, что сами мы в 2019 году ее пропустили, я даже не слышала, хотя ФАН тогда читала и даже умудрялась писать про ряд их расследований, будучи колумнистом "Новой". Но история Петрашевича прошла мимо меня.
Надо было тогда читать! Несколько часов – и у вас перед глазами будет стоять детализированный портрет современной Украины, той, в которой оказались вынуждены жить и выживать люди.
Портрет получился, прямо скажем, неприглядный: перед нами проносятся сцены с улиц Киева, с площадей, из домов культуры, дешевых столовых и даже – из телецентра канала «Интер», который подожгли националисты. Нищие люди, сходящие с ума от беспросветной своей бедности и правового беспредела. Знаменитый профессор зооморфологии тихонько бубнит себе под нос, натурально тронувшись рассудком. Проститутка, разбирающаяся в политэкономии, ищет в столовой собеседников. Ставшая бухгалтером филолог, питающаяся в дешевой столовой «Пузата хата» и ведущая учет отпавшим клиентам: каждую неделю из-за силового беспредела и рэкета националистов закрываются все новые компании, так что бухгалтеры становятся не нужны.
Мы видим подпольщика-коммуниста, который в качестве дела своей жизни расклеивает листовки в память об Олесе Бузине. Видим ивент-менеджера, что за 500 долларов ставит для националистов шоу-митинги и готов работать в России, если ему предложат больше. Видим девушек с Донбасса, беженок, которые по ошибке устраиваются на один такой перформанс и должны выйти с голой грудью во славу нацпартии, а потом получить плату и накормить свою семью. Видим администратора хостела Алену, которую националисты пытают до полусмерти, перебивая ей ноги, когда узнают, что именно в ее хостеле жил корреспондент ФАН. Видим стройплощадку, куда приходят рэкетиры из нацобъединений, и пожилого охранника, которого националисты поставили «на счетчик» за то, что посмел дать им отпор.
Наконец, мы видим полицию, которая страшно боится эти хлопцев
Череда зарисовок: уличные акции, митинги, хороводы за неньку Украину, выступления партии «Свобода», а еще рэкет, рэкет, рэкет... Вся жизнь героя на Украине – передвижение с корабля на бал: Киев кипит мероприятиями, то митинги, то третий Майдан, то штурм банка, то жгут российское посольство, то вновь хороводы. Потом вдруг – выставка кошек, на которую здравомыслящие люди собираются провести два часа в нормальном мире, потому что националисты не лезут к кошкам, никто не поет про неньку и не заставляет скакать.
В конце первой книжки герой, близкий к разоблачению, убегает на несколько дней в Одессу, где застает разгон акции памяти жертв Дома профсоюзов, которым националисты диктуют, как ходить и куда возлагать цветы. Затем Петрашевич уезжает, а администратору хостела националисты в отместку перебивают ноги.
Как там было на Украине? А вот так:
«— Кто не скачет, тот москаль! Надо скакать!..
Девушки вокруг меня принялись скакать с удвоенной энергией, потом одна, в футболке с надписью «Патриотический дансинг», схватила меня за руку и попыталась втащить в толпу перед сценой.
— Нужно танцевать, скакать, нужно весело двигаться! Ну что же вы стоите, так нельзя, как вы не понимаете!
Я неуклюже потоптался на месте, и она разочарованно замерла рядом со мной.
— Почему вы не танцуете? Вы откуда к нам приехали?
— Из Минска, — честно признался я, не уточняя исходную точку своего путешествия.
— Ну вот, хороший город Минск, а вы его позорите. Надо танцевать! Вы просто не знаете, как у нас тут весело, и ни о чём не надо думать.
У меня вдруг что-то щелкнуло в голове, и я уточнил у нее, перекрикивая музыку:
— Нужно, чтобы было весело, и ни о чем не надо было думать?!
— Ну конечно, именно так! — согласилась она и принялась танцевать вокруг меня, ритмично двигая толстыми бедрами. Она была совсем не в моем вкусе — коренастая, скуластая, коротко остриженная. Я все так же неловко потоптался еще немного на месте, но ей быстро надоело меня уговаривать, и она переключилась на зрителей рядом.
— Что стоим? Все танцуем! Кто не скачет?
— Тот москаль!
— Слава Украине!
— Героям слава!»
Жуткая летопись озверевшей Украины, где люди в страхе перед националистами и от беспроглядной нищеты уже утратили человеческое достоинство и вызывают приступы щемящей жалости. А ведь на дворе всего лишь 2016 год! Пока прошло только два года под прессом дикой пропаганды. Впереди у них – еще девять. Наверное, озверение на Украине нарастало в геометрической прогрессии и теперь даже сложно представить, как они там живут. Сложно, но можно. Читайте книгу Петрашевича. Написал ее Игорь Петрашевич. Почему такая отличная книжка вышла под именем его шефа, мы вряд ли узнаем.
*** ооо, уже оперативно отозвался Евгений Зубарев, который написал мне следующее: "Анастасия, вы могли бы узнать историю создания книги и у меня лично, и у Игоря Петрашевича. Но вы предпочли распространить какие-то гнусные намеки на то, что я что-то там украл у Игоря.
Это клевета.
Игорь работал оператором, он присылал видео. Тексты писал я.
Игорь был указан в первой книге соавтором, потому что так вдруг захотели в издательстве "Родина", где вышла первая книга. Я не стал спорить.
Если моих слов вам недостаточно, можете спросить у Игоря. Обе книги написаны мною, как и репортажи Игоря из Киева.
Так что уберите клевету на меня в своем ТГ-канале и здесь, будьте так любезны, это ведь просто неправда".
Ну не знаю. Человек жил на Украине, бегал по мероприятиям, снимал видео, отправлял в редакцию, а потом оказывается, что он "работал только оператором"? У меня другое мнение, считаю, что важнейшая работа была сделана на Украине. Ну или мы приходим к тому, что в книжке многое выдумано, если писал ее на самом деле человек, сидевший в офисе в Петербурге
-------------------------
Продолжение истории
Еще
------------------------------
Платный раздел о классическом чтении. 200 рублей в месяц