Одна из главных целей арт-сообщества Креаторов из Петербурга – «Chicken Creators» – познакомить зрителя с представителями рынка искусств. Также есть и закадровая, не менее приоритетная миссия. Она заключается в сращивании интересов людей из миров искусства и бизнеса. В данной рубрике мы будем представлять вашему вниманию предпринимателей с помощью формата интервью. Если желаете поддержать проект или стать участником данной активности, то пишите на почту сообщества – chickencreators@yandex.ru
А ссылки на гостью ищите в самом конце нашей статьи.
Татьяна Ос
— Самый светлый йоу, друзья! С вами снова Егро Бирюза и мы продолжаем изучать истории окружающих нас людей!
Моя любимая совсем недавно начала увлекаться шитьём, пошла на курсы и уже изготовила свои первые рубашку, брюки и юбку. Поэтому я поспешил узнать обо всех секретах портного дела и познакомился с интересным специалистом из ниши швейного дела. У нас в гостях предпринимательница в области портного искусства – Татьяна Ос. Обсудим сложности в открытии своего дела и детали работы в театре.
Татьяна, сердечно приветствую Тебя в нашей беседе! Первым делом я хотел бы спросить о профдеформации. Как Ты смотришь на мир одежды в бытовых ситуациях через призму своего опыта?
— Привет, Егро!
Мир одежды стал безграничен, и это замечательно. Многие люди так и не могут подобрать одежду по себе, поэтому специалисты по индивидуальным заказам очень важны.
— На что нужно обращать внимание в первую очередь, при выборе качественной одежды?
— В первую очередь нужно понимать, что вы конкретно хотите, какими финансами располагаете, потому что от вещи за 3 копейки ожидать долговечности и смотрибельности не стоит. Исходя из этого выбираем и обращаем внимание на:
- натуральная ткань, синтетика или смесовое волокно
- посадка изделия на фигуре. Она зависит от качества лекал
- качество пошива: ровные строчки, подкладка,
- профессиональная ВТО. Если говорить о масмаркете – торчащие нитки и строчки
— Шьёшь ли Ты одежду для своей повседневной жизни?
— Одежду для себя, большую часть, я покупаю на маркетплейсах. Не дорого и не жаль выбросить. Времени шить для себя почти нет, а так, покупая обычную одежду, я всегда добавляю свой дизайн, корректирую, изменяю модель под себя. Интегрирую какие-то элементы, нашивки, стразы, тесьма.
— Каким базовым инструментарием нужно запастись начинающему портному, чтобы начать первые шаги на дому в производстве изделий?
- нужно определить задачу. Будет индивидуальный пошив или же массовое производство
- пройти обучение или курсы, где научат правильно работать с тканью, лекалами и всеми приспособлениями для пошива
- самое главное – это много практики, иначе теории не хватит. Нужно самому
- освоить последовательность операций, проводимых про изготовления изделия одежды с начала до окончательного ВТО и сдачи заказа клиенту
— Есть ли у Тебя какие-то собственные критерии при выборе ткани?
— Так как я живу на территории, отдалённой от центральной России, то главный критерий, конечно, цена, в которую включается доставка – логистика у нас тяжеловатая. Онлайн магазины – это кот в мешке, тем-более, зная куда ткани отправятся, магазины могут недобросовестно накладывать материал не того качества.
Вот такой пример: мне нужно было 30м саржи, это рулон, а положили отдельными отрезами. Иногда такие недоразумения неприятны, особенно, когда много выпадов при крое, либо не хватает. Самый проверенный мной магазин – это Walmart. Всегда довольна качеством, и при заказе оптом дешевле даже с доставкой.
— Насколько востребованы домашние портные? Что нужно знать, чтобы безопасно входить в этот рынок?
— На опыте могу сказать, именно хорошие мастера очень востребованы. Важны и практические умения, и креативное мышление, и в особенности доброжелательное расположение к заказчикам. Ко мне часто обращаются люди с нестандартной фигурой, желающие выделиться, либо те, кто просто не может подобрать себе одежду в магазине. В таких случаях не будет лишним проявить внимательность, успокоить и сказать, что фигура заказчика хороша.
Я не раз слышала от клиентов: «я не стандарт», «у меня это не то», «это не так». Важно использовать утвердительные слава обратного, и донести, что мы все индивидуальны, а в магазине весь товар шьют по стандартным лекалам и это нормально. Мы выбираем одежду под себя, а не наоборот.
— У Тебя был период шитья на дому?
— В период учёбы на закройщика-портного, я пробовала брать заказы и шить на дому. Уже тогда хотела своё ателье. Представляла большой цех по производству одежды, которым руководила.
Мне нравилось работать с заказчиками на индивидуальном пошиве и в подгонке одежды. Я старалась изучала ткани и технологию обработки на готовых изделиях, когда перешивала или ушивала. Отрабатывала навыки на клиентах, многое делала в первый раз.
Кстати, хочу прояснить, что в учебных заведениях и учебниках не всё получится познать – во многих вещах придётся разбираться самостоятельно. Бывало, что я брала заказ, но вместе с ним права на ошибку мне никто не давал. Нельзя было портить ткань, с учётом того, что её трудно было достать в том регионе, где я жила. Если заказ был на что-то новое для меня, то я могла половину ночи читать информацию в интернете, и забегала далеко вперёд в учебном пособии. Спустя долгие часы подготовки, вуаля – всё готово.
Мне всегда было интересно брать сложные заказы. Это заставляло более детально и глубинно познать своё дело. Меня это научило усидчивости и терпению. Но это не для всех.
— Ты интересовалась шитьём ещё с детства. Кто-то поддержал или повлиял на Твой детский интерес?
— Будучи маленькой, я получала поддержку от бабушки. Она давала тряпочки, лезвия, ножницы, иглы. Но я их всегда теряла или резалась.
Когда выросла, забросила этот интерес. Семья, дети. Я долго искала себя, пыталась разобраться в том, что хочу делать. И пока была в поисках, муж по знакомству устроил в магазин. Но мне эта работа не особо нравилась. В один момент я сказала мужу, что хочу открыть ателье, что буду попутно учиться. Он рассмеялся и ответил, мол, работаешь в магазине - вот и работай, что удумала…. Так родилась одна большая причина, для моего развода)
Я уехала в другой город и пошла учиться. Там я нашла людей которые меня поддерживают по сей день.
— Чем закончился Твой период жизни в Охотске? С какими ожиданиями уезжала учиться в Анадырь?
— Он просто закончился) Я ехала в неизвестность, но интуитивно понимала, что этот шанс упускать нельзя и назад дороги нет. Это был риск, мне пришлось пожертвовать самым дорогим и я не жалею что поступила именно так.
— Давай вспомним о самых интересных событиях тех времён, когда Ты училась на закройщика.
— Самое интересное)
Я получала полгода одни двойки за утренние летучки)))) Потому что считала, что теория мне не нужна. Ничего не учила. Но практика у меня была на 5. Во второй половине семестра я взяла в себя в руки и начала дружить с теорией. Так и закончила на отлично.
Для меня была всегда более интересна практика. Шили мы с одногруппницей – Анастасией Митюковой. Шили больше других. Это так круто было осознавать, что мы многое знаем и умеем лучше всех.
И вот самое интересное. Это было дефиле на защите по окончанию обучения. Я тогда чуть не завалила экзамен, готовилась к сложному, а на простой вопрос не смогла ответить))) Как сегодня помню отложной воротник, описание, терминологии обработки. Я тогда смяла свой лист с работой и психанула. Бросила его на пол и ушла. Меня потом вернули обратно и на другой вопрос я уже ответила. Сейчас мне смешно и мы часто вспоминаем этот момент с куратором Оксаной Анатольевной.
Мою взрывную волну все хорошо знали и относились с пониманием. Сейчас я вспоминаю и думаю, как они терпели мой характер)))
— Жалеешь о каких-нибудь событиях того времени? Хотелось ли что-то изменить?
— Если только о том, что начала поздно. В остальном – жалеть мне не о чем.
— Если бы Ты могла вернуться в те дни, то какой бы дала самой себе совет?
— Сначала учись, а потом строй личную жизнь! Думай только о себе! И о своём будущем!!!
Сейчас я уже знаю. Если хорошо мне – значит хорошо и моим детям!
— Первые работы на себя. Как и где искала заказчиков?
— Я, честно говоря, не искала. К нам на курс заказчики приходили сами. Приходили и спрашивали, кто может отшить изделие. И так получалось, что я могла и могла хорошо. А потом сарафанное радио. Ну и я давала объявление раз в полгода.
— Какие главные ошибки Ты допустила на старте, о которых могла бы предупредить других?
— Нужно быть более уверенным в себе, но в тоже время не надевать корону. Учиться всему, что тебе нравится. Быть более активным. Быть ближе к людям а не закрываться от них.
— Как вышло, что Ты устроилась заведующей художественной мастерской в Дом Культур?
— Фактически, мне судьбу приоткрыла одна замечательная женщина – Гриценко Елена Сергеевна. У неё я проходила практику в детском доме творчества. Она посоветовала меня взять на работу в ДНТ, после чего мне позвонили, но ничего не пообещали. И спустя год позвали с документами.
— Какие задачи Ты исполняешь на своей должности?
— Мой отдел обеспечивает костюмами и реквизитом артистов нашей сцены. Как готовыми, так и самостоятельно отшитыми для коллективов. У меня есть помощница костюмер, замечательная мама пятерых детей. Она приводит в порядок костюмы, выдаёт, потом собирает по гримёркам. Также мы занимаемся оформлением сцены для мероприятий.
Трудности у меня всегда вызывало то, что за оформителя, художника по сцене и по костюмам, за портного – я одна. Особенно в новогодние праздники, когда нужно оформлять, шить, изготавливать и искать реквизит для праздничных спектаклей и концертов сразу.
— Поделись главными знаниями и навыками, которые Ты приобрела в Доме Культуры.
— Это гибкое мышление, работа с большими коллективами. Работа в коллективе творческих людей довольно сложная, все своенравные с креативным полётом. Сейчас нужно одно и тут же другое. Иногда приходится просто угадывать и свои идеи не забывать предлагать.
Отдельное спасибо хочу выразить и.о. директора – Шохиреву Алексею
Александровичу – за поддержку. Он всегда поможет и направит, если заметит, что я не могу найти решение к той или иной задаче.
— В какой момент Ты решила открыть своё дело? Было страшно брать на себя такую ответственность?
— Этот проект я вынашивала давно и решительно, 3 года до того, как устроилась на работу в ОДНТ. Год поработав в ДНТ, я открыла мастерскую.
Да, было страшно. Особенно в части сомнений, что я не смогу совмещать 2 работы. Но всё получилось. Я рада.
— Какой был стартовый бюджет проекта собственной мастерской?
— 650 тысяч, не считая, что я многое уже имела из приспособлений, оборудования и материала.
— Запрос в мастерскую чаще про ремонт или о пошиве?
— На самом деле разный запрос был. Но больше на подгонку готовой одежды и ремонт. Это бизнес, деньги должны работать. Пришлось упрощать задачу, и брать быстрые заказы, приносящие прибыль.
— Кто Твой целевой потребитель?
— Разные люди. Но мне больше нравится работать с интересными заказами, тематическими костюмами.
— Какие маркетинговые хитрости Ты используешь в продвижении своего предпринимательского актива?
— Никаких. У меня была наработана база клиентов. Сарафанное радио делает своё дело. Город маленький, если где-то делают хорошо, то об этом сразу заговорят. При том, что ценник на услуги мне пришлось повысить.
Моё отношение к работе говорит само за себя, люди это чувствуют и идут.
— Чувствуешь ли Ты конкуренцию? Как пытаешься выделиться на фоне коллег?
— Нет, не чувствую. Работы на всех хватит, клиенты есть всегда.
Я очень требовательно отношусь к самой себе, довожу работу до идеала. Вспоминаю биографию Надежды Ламановой, где рассказывается как заказчики стояли на примерках часами))) Иногда и у меня так бывало.
Можно сказать, я чувствую, что это меня ощущают конкурентом.
— Чукотка и Театр Куваева. Приоткрой эту часть своих трудов.
— О, это замечательные ребята. Молодой и первый театр на Чукотке Имени Олега Куваева, он появился 6 мая 2024 благодаря Поведскому Андрею Сергеевичу, который был на тот момент директором ОДНТ.
Поначалу я помогала что-то собирать из образов в костюмерной. К нам приезжали режиссёры и сценографы, с которыми мне удалось поработать. Спектакль «Уэлькаль». Я шила национальную одежду, камлейки и кухлянки для актеров. Делала реквизит.
На Новый год приезжал другой режиссёр с идеями, а мы с помощницей в мастерской воплощали в жизнь его замысел сказки «Все мыши любят сыр». Шили ушки и хвостики, кое-какое оформление на сцену.
Помню ещё гулянье на Масленицу. Тоже реквизит, блины из изолона и ткани. На самом деле много всего можно перечислить. Но самая успешная моя работа, это работа над спектаклем «Старший сын», режиссёром которого выл актер первой категории – сам Александр Пальчиков. Мы работали над эскизами, изготовлением костюмов, я подбирала образы, заказывала основы, многое перешивалось, подгонялось, переделывалось под 70е. Что то искали по людям, даже советский велосипед нашли через знакомую у её соседа – он нам его с радостью продал.
— Какие услуги и возможности Ты сейчас предоставляешь? С чем к Тебе можно обратиться?
— Пошив одежды, подшив, подгонка, также изготовление тематических костюмов, подбор образов, консультации по выбору материала. Иногда даю индивидуальные уроки по шитью.
— Думала ли Ты масштабировать свою деятельность?
— Да, я сейчас над этим работаю. Очень хочу свою студию костюма и реквизита, может кружек моды. Хочется сотрудничать с фотостудиями, с театром.
— Есть ли у Тебя большая мечта, связанная с портным делом?
— Да, конечно же есть. Только пока что о ней рассказать не могу.
Но я очень хочу участвовать в показах моды креативной одежды и мечтаю поехать в Париж))) Начинаю учить язык.
— Для Тебя работа это ремесло, бизнес или творчество? Что приоритетно?
— В связи с тем, что хобби стало работой, то это и творчество, и бизнес, и ремесло. Люблю работать с материалом, а деньги само собой зарабатывать нужно, так мой пазл и сложился.
— Какими своими проектами или изделиями Ты больше всего гордишься?
— Изделий очень много. Как-то раз я делала костюм Короля ночи. Много клёпок из кожи, все детали были обработаны клёпками. Позвоночник на спине, широкие наплечники, череп спереди. Костюм заказывали участники Мозгобойни, и он получил первое место. Я была в образе Круэллы – за него я получила второе место. Это было крутое ощущение, очень приятно.
Оформление сцены и пошив костюмов для новогодней Чукотской сказки, где почти все герой должны быть в одном волшебном стиле. Спектакль летучий корабль, где я делала костюм водяного, у которого на косынку нашивалось много воланов, чтобы изобразить волосы-водоросли. Ну и Забава с массивными рукавами и объёмной юбкой.
Мышиный король. Там было очень много реквизита, 40 ушей из поролона, резали, красили, пришивали. Костюм Машильды. Фантазийные шляпы, объёмные сладости, чупа-чупсы, плюшки, всё это красилось, клеилось, заливалось монтажной пеной.
Конечно же спектакль «Старший сын». Ещё поездка на гастроли в Эгвикинот, где я помогала ребятам с оформлением на сцене, подготавливала костюмы, поддерживала их. Много всего было))
— Как отдыхаешь от работы? Есть другие увлечения или хобби?
— Это выезды на природу, встречи с друзьями. Люблю фильмы про Кутюрье, недавно смотрела сериал «Революция стиля» и фильм «Баленсиага». Очень интересные, советую.
— Как относишься к современному искусству? Думала о коллаборациях с галереями или художниками?
— Да, современное искусство для меня важно, иногда ужасно важно.
Я отношусь к нему так: создаваемое сейчас отражает извращённый мир в голове людей, некий хаос, эмоции или же наоборот – умиротворение и розовые очки в душе автора картин, инсталляций и тд. Всему этому есть место. Современное искусство вызывает у меня восхищение и с художниками поработать мне удастся. Уже очень скоро.
— Что из последних событий вызвало у Тебя искреннюю улыбку?
— Я бы сказала улыбка с сарказмом…
«Бомж-стайл» в современном искусстве и моде относится к стилю, вдохновлённому одеждой бездомных, часто характеризующемуся намеренной небрежностью, многослойностью и использованием поношенных, грубых вещей. Этот стиль может перекликаться с гранжем и бохо-шиком, но отличается большей акцентировкой на «брутальности» и «анти-конформизме». И когда я вижу, как у нас заказывают баннеры для вечеринок в подобной тематике, я немного в шоке от такого подхвата людьми тенденций. Такую одежду я сама не приемлю. Дырки и не обработанные края, может. Максимум приму аккуратные потёртости))
— Можешь ли назвать себя счастливым человеком?
— Да, могу. Я совместила хобби и работу. И почти не устаю от этого. Если вы хотите ни дня не работать, то занимайтесь тем, что нравиться!!!
— Если бы у Тебя был шанс изменить что-то в нашей стране своим делом, то к чему бы прикоснулась?
— Вывела бы из моды джинсовую одежду, дырявую. И я думаю пора вернуть больше женственности девушкам через одежду.
Посмотреть хотя бы на подростков. Девочки все в шаровайках, а мальчики причёсаны и с иголки. Многие думают, что это феминизм виноват… Но это куда более сложный процесс, на то что происходит, повлияло много событий и тенденций.
— Если бы у Тебя был шанс попасть в один из дней прошлого, то в каком моменте Ты бы оказалась?
— Я бы наверное хотела попасть в тот день, когда я получила свой первый бизнес план и была решительна.
— На этом всё! Благодарю Тебя за нашу беседу и передаю последнее слово!
— Хочу сказать, что нужно верить в себя!!! Никогда не сдаваться, идти к своей цели, работать над собой, переходя от простого к сложному! Я знаю, что у вас всё получится!
Спасибо за внимание к статье! Поддержать автора проекта вы можете в донатной форме:
Ниже прикрепляю ссылку на соцсети мастерицы:
Предыдущие статьи:
Если вы хотите поучаствовать в интервью, поделиться секретами своего бизнеса и найти внимание у творческого пласта, то присылайте запрос по сотрудничеству на почту Chickencreators@yandex.ru