А никто не знает, как дальше сложится жизнь.
Ушел я из учительства, но заявлять о том, что никогда не вернусь в эту стезю (в любой форме) - не решусь.
Данная публикация создана в честь "Дня учителя" и посвящена особенностям учительской работы в очень сельской местности. Пусть я нахожусь в "свободном плавании" уже четыре года, но особо в концепции "деревенского образования" вряд ли что-то поменялось.
Чем отличается школа деревенская от школы городской?
Отличий очень много. Часть из них - сразу же бросается в глаза, а часть - является этакими "подводными камнями".
Попробую расписать по пунктам.
Наполняемость
Самое большое количество учеников в классе, с которыми я работал - 16-17 человек. Но в среднем в классах было по 8-10. Были случаи, когда учеников было менее пяти.
И что в этом хорошего? А хорошего в этом очень много. К примеру, на уроке можно работать абсолютно с каждым учеником. Не было такого, что ученик заявляет: "Я отвечал на прошлом уроке, а потому сегодня учитель меня не спросит".
Тут вернее сказать - такие случаи были, но только с теми учениками, которые приезжали из города на обучение в сельскую местность. Но они быстро понимали, что нужно быть готовым работать и отвечать на каждом уроке.
При небольшой наполняемости можно планировать работу так, чтобы был задействован каждый ученик - и отличник, и тот, кому обучение даётся очень тяжело.
Атмосфера
Я не знаю, есть ли в городских школах и классах какая-то особая "атмосфера", но в сельских и деревенских школах она чувствуется. Главным образом это выражается тем, что учителя и ученики реально находятся "в одной лодке". Может быть это будет звучать громко, но можно применить словосочетание "одна большая семья".
И это всё основано на небольшом количестве учеников и учителей. К примеру, в нашей школе уже давно меньше сотни учеников. "Потеря" очередного ученика, семья которого решила перебраться в другое место, зачастую воспринимается с сожалением. А если это ученик из разряда "способных к обучению", то жаль вдвойне.
Малая текучка кадров
Появление каждого нового учителя - это грандиозное событие как для школы, так и для населенного пункта.
Деревенские школы не избалованы молодыми выпускниками педагогических вузов, а потому увидеть новое лицо в школе - это уже редкое явление.
Странным образом, но неплохая программа под названием "земский учитель" чаще всего пополняет ряды учителей в небольших городах, но не в деревнях и селах.
А чем можно вообще привлечь молодого выпускника? Деньги, жильё, условия.
С большой долей вероятности выпускник педуниверситета, который действительно хочет работать учителем, выберет для работы городскую школу, так как словосочетание "сельская местность" многих пугает.
Раньше в Интернете в ходу было выражение: "вот уйдут советские учителя ...". Фактически, они уже ушли. Теперь в школах работает поколение 90-х и те, кто в 21-м веке решил связать свою жизнь с образованием (по разным причинам).
Уходит учитель на пенсию и ... на всех других распределяются его обязанности.
Сложность
Главная сложность - в деревенской школе нужно быть "универсальным учителем". Это исходит из того момента, что приходится вести "не свои" предметы.
А куда деваться, если найти новых учителей невозможно?
Все в одной лодке. Есть где-то течь, то это не проблемы капитана, это проблемы всех тех, кто находится в лодке (но капитан, конечно, должен вовремя видеть проблемы).
Моя специальность - учитель иностранных языков, но помимо английского и немецкого я вёл информатику и историю. Хорошо, что хотя бы увлечен "информатикой" и особенно "историей". Это реально помогало в работе.
Между прочим, на моём секретном канале в Телеграме я разместил очень архивную запись из далекого прошлого, когда был начинающим учителем информатики https://t.me/+4W-2z--2xm05ODZi (вступление в группу я подтверждаю сам, чтобы исключить появление "шпионов").
Еще одна сложность
Если в городской школе учитель может работать сугубо по своему предмету и вести уроки у "параллелей", то в деревенской (сельской ) школе бывает сложно, так как в течение дня приходится переключаться с английского на историю, с истории - на информатику, с информатики - на немецкий.
Из-за этого случаются забавные казусы, когда приходишь на урок и пытаешься вспомнить - на каком языке нужно поздороваться с классом.
- Но что, гутен морген, что ли? - сказал Иван Никитич и подмигнул портрету Есенина.
"Селедка под партой". И.А. Здобин-Петц (из неопубликованного).
И еще одна сложность
Из первых двух сложностей вытекает самая главная сложность - необходимость самостоятельно изучать новый предмет. Всё же, если не хочешь просто выдавать ученикам "учебник с параграфами", нужно полное погружение в новую науку.
Изучать приходится в свободное от работы время, по выходным и в отпуск. И хорошо, если "не с нуля".
Естественно, не бывает так: взял новый школьный предмет и начал его вести на таком же уровне, на каком его проводит опытный учитель-специалист. Всё приходит с годами. И уже лет через десять все будут уверены, что учитель имеет профессиональное образование по предмету, который он начал вести десять лет назад.
Как-то в одной из публикаций и выдвигал мысль, что в педуниверситетах нужно обучать на "деревенских" (универсальных) учителей, которые бы могли вести несколько предметов.
Но если такое вводить, то это признавать проблему недостатка педагогических кадров. А признавать проблемы ... "Это не наш метод, Шурик!".
Да и как привлекать "универсального учителя" в сельскую местность? Только хорошими подъемным и зарплатой (хотя бы в размере средней зарплаты по стране).
Забавные особенности
Можно перечислить несколько забавных особенностей. Я бы хотел обратить внимание на момент, который можно назвать "оправданные ожидания".
Не является секретом, что в сельской местности люди более вовлечены в жизнь друг друга, нежели в городах.
Правило - "яблоко от яблони недалеко падает" работает примерно в 90 процентах случаях (почти всегда, но за редким исключением, которые, естественно, бывают). И если мы знаем яблоню, ты мы можем догадываться, какие от этой яблони будут яблоки.
Это помогает "правильно планировать" результат и создавать правильную атмосферу. Сюрпризы практически исключены.
Данное явление основано на том, что в сельской местности "текучка жителей" крайне замедлена. В одну и ту же школу ходили деды, отцы и внуки. А очень опытный учитель мог учить и деда, и отца, и внука.
- Поколения - разные, а лица - одни и те же! - и это не шутка, это жизнь.
Сюда же к "забавной особенности" можно отнести и тот момент, что учитель - только в школе учитель, а в деревне (в селе) он самый обычный человек, но из "интеллигенции".
Еще утром он ставит двойку ученику, а вечером они вместе идут искать коров. И это нормально.
***
Работать учителем в городе и работать учителем в деревенской школе - это совершенно разные деятельности. Плюсы и минусы есть везде. А у каждого человека свои нормы восприятия той действительности, куда он попадает.
После деревенской школы я вряд ли бы смог работать в большой городской школе, где 30-35 человек в классе.
Если бы такое случилось, мой опыт был бы бесполезен, так как нужно было бы осваивать совершенно другой стиль, другие формы ведения урока и опросов, другие варианты общения с классом и создания "особой атмосферы".
Но было бы, конечно, легче в плане того, что целый день проводишь уроки только по одному предмету. И может быть даже в параллелях с одновозрастными детьми.
И всё же, если бы приспичило ... всегда можно перестроиться. И городской учитель смог бы работать в деревенской школе со всеми ее особенностями, и деревенский учитель освоился бы в городской школе.