Найти в Дзене
Lace Wars

Сюрприз из рукава: история гасила, народного оружия Руси

Оглавление

Оружие «подлого» люда: гасило на службе разбойников и защитников

Вопреки рыцарским романам и голливудским блокбастерам, блестящий меч в Средневековье и даже в более поздние времена был не столько оружием, сколько символом статуса. Дорогая сталь, сложная ковка, искусная отделка — все это было доступно лишь знати, дружинникам да зажиточным воинам. Простой же люд, от крестьянина до горожанина, в случае нужды вооружался тем, что было под рукой, что можно было сделать самому или купить за медные деньги. И пока бояре и князья мерились длиной клинков, в темных переулках, на пыльных дорогах и в гуще ярмарочной толпы царило совсем другое оружие — простое, дешевое и чрезвычайно эффективное. Имя ему было гасило.

По своей сути, это примитивная, но оттого не менее грозная конструкция: гиря или любой другой ударный груз на веревке, ремне или цепи. В отличие от своего более известного «родственника», кистеня, гасило не имело жесткой рукояти, что делало его еще более компактным и, что самое главное, скрытным. Именно эта особенность и определила его судьбу и мрачную славу.

Главным преимуществом гасила была возможность спрятать его в широком и длинном рукаве традиционной русской одежды. Немецкий путешественник и дипломат Адам Олеарий, посетивший Московию в XVII веке, с нескрываемым удивлением и опаской оставил об этом любопытное свидетельство: «Рукава у них почти такой же длины, как и кафтаны, но очень узки; их они на руках собирают во многие складки, так что едва удаётся просунуть руки; иногда же, идя, они дают рукавам свисать ниже рук. Некоторые рабы и легкомысленные сорванцы носят в таких рукавах камни и кистени, что нелегко заметить: нередко, в особенности ночью, с таким оружием они нападают и убивают людей».

Олеарий, будучи человеком наблюдательным, точно подметил двойственную природу этого оружия. Для «легкомысленных сорванцов» — то есть разбойников и грабителей — оно было идеальным инструментом для внезапного нападения. Человек, не ожидающий подвоха, мало что мог противопоставить тяжелой гире, которая внезапно вылетала из рукава прохожего и решала исход встречи одним ударом. Недаром гасило на века заслужило эпитет «подлого оружия».

Но, как это часто бывает, то, что служит орудием нападения, с тем же успехом становится и орудием защиты. Для мирного путника, купца или ямщика, чей путь лежал через глухие леса и безлюдные тракты, гасило в рукаве было последним шансом на спасение, скрытым аргументом против ножа или топора лиходея. Его не нужно было доставать из ножен или выхватывать из-за пояса — оно всегда было под рукой, готовое к бою в одно мгновение. Эта простота, доступность и скрытность сделали гасило по-настоящему народным оружием, тихим и грозным участником бесчисленных драм, разыгрывавшихся в тени официальной истории.

Простота и ярость: устройство и техника применения гасила

Конструкция гасила гениальна в своей простоте. Она не требовала ни особых материалов, ни кузнечного мастерства. Основу составлял гибкий подвес — крепкий кожаный ремень, плетеная веревка или, в более редких и дорогих вариантах, металлическая цепь. Длина подвеса варьировалась в зависимости от предпочтений владельца и предполагаемого способа ношения, но обычно составляла от 60 сантиметров до метра.

На одном конце подвеса крепился ударный груз — «било». В ход шло все, что обладало достаточным весом и прочностью: специально отлитая свинцовая или чугунная гирька, подходящий по форме камень, обтянутый кожей для надежности, или кованый металлический груз, которому для большего эффекта могли придавать грани или даже шипы. Вес била тоже был разным, обычно от 1/8 до 1 фунта (примерно от 50 до 400 граммов). Слишком легкий груз не обладал достаточной силой, а слишком тяжелый был неудобен в ношении и труден в управлении. На другом конце ремня часто делали петлю, которая надевалась на кисть руки, чтобы не потерять оружие в бою.

Главное отличие гасила от кистеня — отсутствие рукояти. Именно это и делало его оружием совершенно другого класса. Кистень с его короткой рукояткой был более предсказуем в бою, им было удобнее наносить точные удары на фиксированной дистанции. Гасило же было оружием хаоса и внезапности.

Технику его применения красочно и точно описал Владимир Даль в своем знаменитом словаре: «Кистень летучий, гиря на ремне, который наматывается, кружа, на кисть, и с размаху развивается; бивались и в два кистеня, в-оберучь, распуская их, кружа ими, ударяя и подбирая поочередно; к такому бойцу не было рукопашного приступа». Даль ухватил самую суть: бой с человеком, вооруженным гасилом, был крайне опасен на любой дистанции, кроме ружейного выстрела.

Боец мог раскрутить гирю, создавая вокруг себя опасную зону, в которую не решался сунуться даже вооруженный мечом или копьем противник. Гибкий подвес позволял наносить удары по непредсказуемым траекториям, обходя щиты и блоки. Кроме того, гасило можно было использовать как метательное оружие: метнуть в противника с нескольких метров и тут же рывком вернуть обратно за ремень. Но самой распространенной была техника внезапного удара. Оружие, спрятанное в рукаве или просто намотанное на кисть, одним резким, хлестким движением руки разматывалось и обрушивалось на цель. Физика здесь работала на нападающего: гибкая связь позволяла придать грузу огромное ускорение, и вся энергия вкладывалась в одну точку, что имело самые серьезные последствия. Именно эта комбинация скрытности и сокрушительной мощи делала простое, на первый взгляд, приспособление одним из самых опасных видов оружия в ближнем бою.

Гасило в деле: страницы реальной истории

Мрачная репутация гасила как оружия разбойников не должна заслонять его другую, не менее важную роль — роль инструмента самообороны. История сохранила немало свидетельств того, как этот простой предмет спасал жизни и имущество честных людей. Одной из самых показательных групп населения, для которых гасило стало практически профессиональным оружием, были ямщики. Их жизнь проходила на бескрайних и пустынных дорогах, где за каждым поворотом могла поджидать опасность. Перевозя почту, пассажиров и ценные грузы, ямщики были лакомой добычей для разбойничьих шаек. Огнестрельное оружие было дорогим и не всегда надежным, а вот компактное, всегда готовое к бою гасило было идеальным средством для защиты. Внезапный удар из-за облучка мог остудить пыл любого грабителя и дать ямщику драгоценные секунды, чтобы пустить лошадей вскачь.

Но не только простые люди доверяли свою жизнь гире на ремне. Русский поэт и сатирик Владимир Жемчужников в своих записках оставил поучительную историю из жизни своей семьи, случившуюся в XVIII веке. Его прадед-помещик принимал у себя в гостях соседа, который, как оказалось, замыслил недоброе — опоив слуг, он собирался похитить жену хозяина. Когда заговор раскрылся, прадед не растерялся: «Прадед вскочил, как бешеный, взмахнул кистенем, и для его противника поединок закончился фатально». Жемчужников называет оружие кистенем, но, как отмечают историки, в те времена это слово часто использовали и для обозначения гасила без рукояти, особенно когда речь шла о скрытом ношении. Эта история наглядно показывает, что даже представитель дворянства в критической ситуации предпочитал не саблю или пистолет, а простое и надежное народное оружие.

-2

Особую и трагическую страницу в историю гасила вписали еврейские погромы в Российской империи в конце XIX — начале XX века. Столкнувшись с насилием, еврейское население стало организовывать отряды самообороны, вооружаясь всем, что было доступно. И гасило, получившее горькое название «еврейская нагайка», стало одним из самых эффективных средств защиты. Его конструкция была усовершенствована: для большей эластичности и скорости удара гирьку стали крепить на куске толстой резины или на тугой спиральной пружине. Такое оружие можно было носить в рукаве и применять молниеносно, одним резким взмахом руки, давая отпор нападающим. В этих страшных обстоятельствах «подлое оружие» грабителей превратилось в оружие отчаяния и последней надежды, в очередной раз доказав свою универсальность.

Оружие одной идеи: мировые «родственники» русского гасила

Принцип «груз на гибком подвесе» настолько прост и эффективен, что оружие, подобное русскому гасилу, независимо друг от друга появилось в самых разных культурах по всему миру. Каждый народ вносил в его конструкцию свои особенности, приспосабливая под свои нужды, материалы и боевые искусства, но суть оставалась неизменной.

На Дальнем Востоке это оружие достигло вершин своего развития. В Китае был известен «лю син чуй», или «молот-метеор». Это было оружие для настоящих мастеров, представлявшее собой один или два ударных груза на веревке длиной от трех до шести метров. Техника владения им была невероятно сложной и зрелищной: воин мог вращать молот с огромной скоростью, нанося сокрушительные удары, метать его на большое расстояние, а также использовать длинную веревку для захватов и обезоруживания противника.

В Японии существовало целое семейство подобного оружия. Самым известным является «кусари-фундо» — короткая цепь (обычно менее метра) с грузами на обоих концах. Оно было частью арсенала самураев и ниндзя и использовалось не только для ударов, но и для блоков, захватов и болевых приемов. В отличие от русского гасила, которое было оружием скорее интуитивным, японские аналоги были глубоко интегрированы в системы боевых искусств, таких как ходзё-дзюцу, искусство связывания.

В Южной Америке индейцы пампы изобрели болас — охотничье метательное оружие, состоящее из нескольких камней, обтянутых кожей и соединенных ремнями. Раскрутив болас над головой, охотник метал его в ноги животному, например, гуанако или страусу нанду. Камни не только наносили удар, но и опутывали ноги, валя жертву на землю. Интересно, что очень похожее оружие использовали и коренные народы севера России, чукчи и коряки, для охоты на птиц.

Даже на Западе, в более позднее время, можно найти аналог гасила. В XIX веке среди моряков, а затем и уличных банд в Англии и Америке, был популярен «слангшот» (slungshot) — груз (часто свинцовый), зашитый в кусок кожи или ткани с петлей для руки. Как и гасило, его носили в кармане или рукаве и использовали для внезапных атак, из-за чего оно быстро попало под запрет во многих штатах и странах. От китайского молота-метеора до индейского боласа, от японского кусари-фундо до русской «еврейской нагайки» — все это оружие является ярким примером того, как человеческая изобретательность, столкнувшись с необходимостью защищаться или нападать, приходит к схожим и гениальным в своей простоте решениям.

Отголоски прошлого: гасило в литературе и кино

Хотя эпоха, когда гасило было реальным оружием на улицах и дорогах, давно прошла, его мрачный и притягательный образ продолжает жить в массовой культуре. Писатели и режиссеры полюбили это оружие за его драматический потенциал: сочетание простоты, скрытности и внезапной, сокрушительной мощи делает его идеальным атрибутом для самых разных персонажей, от хладнокровных убийц до отчаянных героев.

В историческом детективе Бориса Акунина «Пелагия и красный петух» одноглазый маньяк вооружен именно таким усовершенствованным гасилом, состоящим из гирьки на проволочной пружине, которое он легко прячет в рукаве. Здесь оружие подчеркивает коварство и безжалостность злодея. В знаменитом фильме Квентина Тарантино «Убить Билла» юная, но смертоносная телохранительница Гого Юбари виртуозно владеет японской разновидностью оружия — молотом-метеором на цепи, превращая его в элегантный и смертоносный танец. В исторической драме «Храброе сердце» Уильям Уоллес, которого играет Мел Гибсон, использует тяжелый моргенштерн на цепи, чтобы вершить свое суровое правосудие прямо в спальне предавшего его дворянина. Здесь оружие становится символом брутальной средневековой мести.

Даже в советской литературе можно найти отголоски памяти об этом народном оружии. В рассказе Василия Шукшина «Охота жить» старый охотник дает молодому парню житейский совет, как справиться с обидчиком: «А ты бы взял — раз послабей — гирьку, привязал бы ее на ремешок да гирькой бы его по башке. Я тоже смирный был, маленький-то, ну, один извязался тоже, проходу не дает. Я его гирькой от часов разок угостил — отстал». В этой короткой фразе — вся суть гасила: простое, доступное каждому решение проблемы, оружие слабого против сильного, последний довод в споре, где слова уже не помогают.

Популярность гасила и его аналогов в культуре объясняется тем, что оно апеллирует к архетипическим страхам и образам. Это оружие Давида против Голиафа, скрытая угроза, внезапный удар из ниоткуда. Оно не требует благородного происхождения или долгого обучения фехтованию. Его сила — в неожиданности и простоте. И пока существуют истории о тайных заговорах, внезапных нападениях и отчаянной самообороне, тень гири, вылетающей из рукава, будет снова и снова появляться на страницах книг и экранах кинотеатров, напоминая о временах, когда исход поединка мог решить один точный и коварный удар.

Понравилось - поставь лайк и напиши комментарий! Это поможет продвижению статьи!

Подписывайся на премиум и читай дополнительные статьи!

Тематические подборки статей - ищи интересные тебе темы!

Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера