Он родился в бедной венецианской семье, а стал символом целой эпохи итальянского романтизма. Его картины - от библейских сюжетов до аллегорий Рисорджименто - прятали тайные политические послания, а полотно “Поцелуй” превратилась в икону объединенной Италии. История Франческо Айеца - художника, который сумел соединить любовь, политику и искусство.
Франческо Айец: художник, чье “сердце билось в ритме Италии”
Франческо Айец (Francesco Hayez, годы жизни 1791-1882) - итальянский живописец и гравер, чье имя сегодня звучит как синоним романтизма на Апеннинах. Его творчество отличалось редкой широтой: он писал и политические аллегории, и тонкие портреты, и чувственные сцены ню.
Айец легко переходил от неоклассицизма к романтизму, а затем и к стилю назарейцев. В его картинах соседствуют античные мифы, библейские образы и сцены из истории Италии. В зрелые годы художник все чаще обращался к аллегориям с политическим подтекстом, умело маскируя свои патриотические взгляды от глаз цензоров.
От бедности к академии
Будущий живописец появился на свет в Венеции в бедной семье, став младшим из пяти братьев. Родители отдали мальчика на воспитание тетке. Именно ее муж, коллекционер, первым заметил талант племянника и направил его на обучение к реставратору. Уже в семь лет Франческо занимался живописью у художника Франческо Маджотто.
В 15 лет Айец одержал победу в конкурсе и поступил в Академию святого Луки в Риме. Его поддерживали скульптор Антонио Канова и граф Чиконьяра - покровители, сыгравшие важную роль в его становлении. В Риме он познакомился с Жаном Огюстом Домиником Энгром, чье влияние заметно в его ранних работах.
От Неаполя до Милана
В 1814 году Айец отправился в Неаполь. По заказу короля Иоахима Мюрата он написал монументальное полотно “Одиссей во дворце Алкиноя” для Музея Каподимонте. Но падение Наполеона и трагическая судьба Мюрата вынудили художника вернуться в Рим, где он работал над фресками в Ватикане.
В начале 1820-х Айец все чаще бывал в Милане, городе, где кипела литературная и политическая жизнь. В 1822 году он окончательно поселился там. Через годы австрийский князь Меттерних поручил ему создать фрески в Зале кариатид миланского дворца к коронации императора Фердинанда I. К сожалению, эти работы не сохранились - они были уничтожены во время бомбардировок 1943 года.
Учитель и академик
В 1850 году Айец стал профессором Академии Брера, а спустя десятилетие возглавил ее. Несмотря на патриотические убеждения, он был вынужден скрывать их: его назначение поддержал граф Йозеф Радецкий, представитель австрийской власти в Ломбардо-Венецианском королевстве.
“Поцелуй” как символ Италии
Главный шедевр Айеца - картина “Поцелуй” 1859 года. Влюбленные персонажи - словно перекликаются с Ромео и Джульеттой или героями романа Манзони “Обрученные”. Но для современников это было не просто любовное признание: полотно стало символом Рисорджименто, борьбы за объединение Италии.
Писатель Франческо Даль’Онгаро писал: “в этом нежном поцелуе мы видим надежду нового поколения, которое будет искренним и сильным”. Так искусство Айеца превратилось в политический манифест, зашифрованный в чувствах.
На картине одним из ключевых образов выступает молодой итальянский воин, который перед уходом на фронт прощается с возлюбленной поцелуем. В этом жесте художник заложил мысль о борьбе Италии против внешних врагов.
Есть и более широкий символический подтекст: сцена намекает на союз Италии и Франции против Австрии, стремившейся удержать национальные движения в Аппенинском регионе под контролем. Помощь Наполеона III в этой борьбе считалась крайне важной.
Даже цветовая палитра несет политическую нагрузку. Одежда юноши сочетает красный и зеленый - оттенки итальянского триколора, тогда как голубое платье девушки на фоне красного костюма отсылает к французскому флагу.
Известно, что Айец создавал несколько вариантов картины “Поцелуй”, изменяя цветовые решения в зависимости от исторических обстоятельств и политической конъюнктуры.
Портреты, ню и восточные мотивы
Портреты Айеца по точности и строгости можно сравнить с Энгром и назарейцами. Его герои - писатели, композиторы, государственные деятели: среди них Джоаккино Россини и Алессандро Манзони.
Не меньше внимания он уделял ню и восточным сюжетам - модному увлечению романтиков. Женские образы художника полны чувственности: даже его “Мария Магдалина” выглядит скорее земной и страстной, чем аскетичной.
Трудное наследие
Есть одна особенность, осложняющая изучение творчества Айеца: он часто не ставил подписи и не датировал полотна. Иногда художник повторял удачные композиции по нескольку раз, лишь слегка меняя детали. Из-за этого ученым приходится спорить о датировке и подлинности многих его работ.
Сегодня практически все его картины хранятся в Италии, главным образом в миланской Пинакотеке Брера. Лишь немногие полотна можно увидеть в музеях Европы и США.
Итальянский живописец умер 21 декабря 1882 года в Милане в возрасте 91 года. Франческо Айец прожил долгую жизнь, став свидетелем и участником бурных событий XIX века. Его искусство - это не только эстетика романтизма, но и зашифрованная хроника борьбы за свободу. В его “Поцелуе” соединились любовь и политика, а имя художника навсегда вписано в историю Италии.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.