Найти в Дзене
Alebrio

Железные леди живописи: когда кисть — оружие, а слово — приговор

Оглавление

Не только мужчины-гении доводили окружающих до нервного срыва. В истории искусства немало женщин, чьи характеры оставляли след не меньше, чем их кисти - на холсте. От сталинских лауреатов до феминисток с кулаками: в этой статье вы узнаете о самых невыносимых, резких и гениальных художниц разных времен.

Барбара Крюгер: женщина, которая говорит лозунгами

С Барбарой Крюгер лучше не спорить. Она не просто художница - она ироничная агрессорка визуального пространства. Ее работы - это афиши, которые смотрят на тебя, как прокурор на подсудимого. “Я покупаю, значит, я существую”, “Ваше тело - поле битвы”, “Вы - не жертва” - ее красно-белые тексты буквально врезаются в сетчатку глаза. Ни сантиментов, ни заигрываний с публикой. Только прямой удар в лоб.

Ее характер соответствует стилю. Она - человек-бренд, но не тот, что стремится нравиться. Коллеги за глаза называли ее “стальной феминисткой”, и не без основания. Барбара могла сорвать интервью, если вопрос ей покажется “глупым или заискивающим”. Она могла публично назвать выставку "инфантильной", и любого художника - “паразитом гламура”. Работать с ней было трудно: она требовала идеального исполнения своих концепций, не терпела компромиссов и искренне считала, что если ты молчишь - ты пособник системы.

При этом Крюгер всегда держалась в тени - в отличие от своих кричащих работ. Ее изображений почти нет в публичном поле, она избегает светских мероприятий, и очень редко дает интервью. Она не хочет быть звездой, она хочет быть неким раздражителем. И, стоит признать, с этим она справляется блестяще.

Луиза Буржуа. синий это цвет твоих глаз
Луиза Буржуа. синий это цвет твоих глаз

Луиза Буржуа: паук, спрятавшийся в себе

Луиза Буржуа не просто делала скульптуры - она вытаскивала на свет свои страхи, обиды и детские травмы. Особенно - травмы. Ее отец изменял матери с гувернанткой - и юная Луиза это знала. Она годами пережевывала эту боль, и когда взялась за творчество, стала создавать тела без головы, без лица, совершенно обезличенные. Ее знаменитая скульптура Maman - гигантский паук высотой с дом - символизировала мать. Защитницу и хищницу одновременно.

-5

Характер у Буржуа был как ее искусство - непредсказуемый, болезненно прямолинейный и часто невыносимый. В молодости она страдала от депрессии и панических атак, позже начала работать с психоаналитиком и сделала психоанализ частью своего творческого метода. На интервью могла молчать 15 минут, а потом выдать поток сознания о фаллических символах, утрате, тревоге. Говорила не для собеседника, а как будто самой себе.

-6

Однажды она выставила тканевую скульптуру, символизирующую ее отца. На пресс-показе заявила: “Я мщу ему каждый день”. Даже в 90 лет она продолжала создавать скульптуры, обнаженные, порой зловещие - словно напоминание, что у боли нет срока давности.

​«Порка» — картина Павла Ковалевского, наглядно дающая ответ на причины многих поступков людей, занимающих высокое положение в обществе
Alebrio11 июля 2024

Сотрудничать с Луизой было испытанием: она не терпела равнодушия, требовала включенности, могла сорвать проект из-за "неверной интонации". Она не просила любви. Только понимания - хотя бы частичного. И все же, несмотря на сложный, ранящий нрав, в ее работах ощущалась сила - не разрушения, а выживания.

Татьяна Яблонская: Талант - несомненный. Характер - железобетонный.

Яблонская была одной из самых титулованных художниц СССР: лауреат Сталинской премии, академик, заслуженная, народная - в общем, вся палитра званий. Но те, кто с ней работал, вспоминали ее как крайне строгую, авторитарную и, мягко говоря, невыносимую в общении женщину.

В мастерской Яблонской царил порядок, приближенный к военному. С ней боялись спорить даже опытные коллеги. Ученики рассказывали, как она могла в резкой форме отвергнуть любую не пришедшуюся ей по вкусу работу, не скупясь на формулировки вроде “нечистоплотно”, “липово” или “вранье”.

Она считала дисциплину высшей художественной добродетелью. Могла прервать натурщика, модель или даже экскурсовода в музее, если считала, что говорят глупость. В последние годы жизни, несмотря на частичную потерю подвижности, продолжала диктовать условия в мастерской и критиковать все, что выходило за рамки ее реализма.

Мухина. А. Я. Вышинский на трибуне
Мухина. А. Я. Вышинский на трибуне

Вера Мухина: Глыба - в искусстве и в характере.

Автор “Рабочего и колхозницы”, Мухина была женщиной с безупречным идеологическим чутьем и стальным нравом. Про нее говорили: "Если Вера Игнатьевна что-то сказала - обсуждению не подлежит". Вхожая в верхушку художественной номенклатуры, она не только творила, но и “наводила порядок” - иногда буквально.

Эскиз памятника Революции для города Клина
Эскиз памятника Революции для города Клина
Невесомая вуаль на скульптурах. Как итальянские мастера добивались такого эффекта?
Alebrio20 августа 2022

Мухина была прямолинейной, упрямой и жесткой. Не терпела возражений, спорила до хрипоты даже с министрами, и умела проталкивать свои проекты с редкой настойчивостью. Когда архитектор Борис Иофан сомневался в ее идее “Рабочего и колхозницы”, Мухина написала официальную жалобу. Скульптура все же была утверждена и установлена, а художница добилась статуса и власти.

Женский торс
Женский торс

Многие коллеги считали ее “кадровым танком”: талантливая, да, но сотрудничать с ней было опасно - можно было легко оказаться не у дел. Она могла публично унизить архитектора, написать донос или сорвать выставку, если считала проект “антисоветским” или “дилетантским”.

24 необычные скульптуры
Alebrio21 апреля 2021

Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.