В 1977 году, в разгар панк-революции, Queen, олицетворявшие собой все то, что панки ненавидели, выпустили свой самый успешный на тот момент альбом. Он был проще, жестче и прямолинейнее всего, что они делали раньше, и подарил миру два бессмертных стадионных гимна.
К 1977 году Queen были на вершине мира, но в то же время оказались под огнем критики. Их предыдущие альбомы, особенно «A Night at the Opera» и «A Day at the Races», были сложными, помпезными и многослойными произведениями, полными оперных гармоний и гитарных оркестровок. Но музыкальный ландшафт стремительно менялся. В Великобритании гремел панк-рок во главе с Sex Pistols, и Queen, с их «балетом для масс» и «шампанским на завтрак», внезапно стали символом старой, раздутой рок-аристократии, которую панки презирали.
Группа почувствовала ветер перемен. «Я чувствую, что стиль Queen с его выверенным, сложным продюсированием исчерпал себя, — говорил тогда Фредди Меркьюри. — Мы хотим перейти к другому типу проектов». Реакцией стал альбом «News of the World» — сознательный шаг назад к основам, к более сырому и спонтанному хард-роковому звучанию.
Запись в эпицентре панк-бури
Запись альбома проходила летом 1977 года в лондонских студиях Sarm и Wessex. По иронии судьбы, в соседней комнате в Wessex Studios свои скандальные песни записывали Sex Pistols. Это привело к нескольким легендарным столкновениям. Самое известное — когда басист Sex Pistols Сид Вишес, пьяный, ворвался в студию Queen и, увидев Меркьюри за роялем, язвительно спросил: «Ну что, Фредди, ты уже донес балет до масс?». Меркьюри, не растерявшись, обозвал его «Саймоном Свирепым» (игра слов с его псевдонимом Vicious) и ответил: «Мы стараемся изо всех сил, дорогуша».
Этот культурный конфликт витал в воздухе, но Queen, по словам Брайана Мэя, и сами хотели «вернуться к основам». «Это было очень своевременно, — говорил он, — потому что мир смотрел на панк и на все упрощенное. Но это в любом случае было частью нашей эволюции».
Калейдоскоп стилей и гимны для миллионов
Несмотря на заявленный «возврат к корням», «News of the World» получился невероятно разнообразным. В отличие от предыдущих работ, где доминировали Меркьюри и Мэй, здесь каждый участник написал по несколько песен, что сделало альбом настоящим калейдоскопом стилей:
- «We Will Rock You» / «We Are the Champions»: Этот открывающий «двойной удар» стал культурным феноменом. Брайан Мэй сознательно написал «We Will Rock You» максимально простой (топот-топот-хлопок), чтобы в исполнении песни могла участвовать вся аудитория на стадионе. А пианинный гимн Фредди Меркьюри «We Are the Champions» стал универсальной песней победителей. Вместе они образовали идеальную пару для спортивных арен и массовых мероприятий.
- «Sheer Heart Attack»: Написанная барабанщиком Роджером Тейлором еще во времена одноименного альбома 1974 года, эта песня стала ответом Queen на панк-рок. Яростный, быстрый и агрессивный трек с прото-нойзовым гитарным соло был одним из самых тяжелых в их дискографии.
- Вклад Дикона: Басист Джон Дикон снова проявил себя как тонкий мелодист. Он написал одну из лучших баллад группы, «Spread Your Wings», и легкую, почти латиноамериканскую «Who Needs You».
- Разнообразие Мэя: Помимо «We Will Rock You», Брайан Мэй написал меланхоличную, почти битловскую балладу «All Dead, All Dead» (посвященную его умершему в детстве коту), прямолинейный блюз-рок «Sleeping on the Sidewalk» и грандиозную шестиминутную рок-оперу в миниатюре «It's Late».
- Эксперименты Меркьюри: Помимо своего главного гимна, Фредди создал сексуально-провокационный фанк-роковый номер «Get Down, Make Love» и завершил альбом тихой, джазовой балладой «My Melancholy Blues», исполненной практически в одиночку под рояль.
Реакция и наследие
Сразу после выхода критики встретили альбом прохладно. Многие упрекали Queen в попытке «заигрывать с панками» и в отказе от своих фирменных сложных аранжировок. Rolling Stone назвал альбом набором «полезных вымыслов, из которых сделаны сегодняшние Топ-10 альбомы».
Однако публика проголосовала кошельком. «News of the World» стал самым успешным на тот момент альбомом группы, разойдясь тиражом более 7 миллионов копий по всему миру.
Со временем критики пересмотрели свое мнение. Сегодня «News of the World» считается одним из лучших и самых цельных альбомов Queen. Покойный барабанщик Foo Fighters Тейлор Хокинс называл его своим любимым: «Что я люблю в этом альбоме, так это то, что он мрачный — по-настоящему мрачный. Звук барабанов Роджера Тейлора очень темный, а в соло Брайана Мэя есть острота, которой, возможно, не было на паре предыдущих альбомов».
«News of the World» — это альбом-переход, на котором Queen, почувствовав угрозу, не испугались, а сбросили с себя груз «оперности» и записали пластинку, которая оказалась одновременно и проще, и разнообразнее, и, как показало время, абсолютно бессмертной. Это был момент, когда они перестали быть просто рок-группой и стали голосом стадионов.