Кто на самом деле писал хиты Sex Pistols? Рассказываем обо всех участниках легендарной группы: от Джонни Роттена и Глена Мэтлока до трагической фигуры Сида Вишеса.
Полный состав Sex Pistols: кто создал панк-революцию и что с ними стало потом
Когда в середине 1970-х на британскую сцену ворвался панк-рок, ни одна группа не воплощала его первобытную ярость и бунтарский дух так, как Sex Pistols. Сформированные в Лондоне в 1975 году, они просуществовали всего два с половиной года, выпустили один-единственный студийный альбом, но навсегда изменили музыку.
За свою короткую, но яркую историю группа успела наделать немало шума: от ругани в прямом эфире на телевидении до выпуска скандального сингла «God Save the Queen», в котором монархия называлась «фашистским режимом». Они стали не просто музыкантами, а символами целого движения. Давайте разберемся, кто стоял за этой революцией.
Джонни Роттен (Джон Лайдон) — Мозг и голос группы
Джон Лайдон, более известный как Джонни Роттен, был харизматичным фронтменом и лицом Sex Pistols. Его язвительный, пронзительный вокал и провокационные тексты сделали его одной из самых узнаваемых фигур панк-рока. Менеджер группы Малкольм Макларен заметил Лайдона в своем магазине, когда тот подпевал песне Элиса Купера «I’m Eighteen», и тут же пригласил его в группу.
- Вклад в группу: Роттен был главным автором текстов. Именно его перу принадлежат бессмертные строки гимнов «Anarchy in the U.K.», «God Save the Queen» и «Holidays in the Sun».
- Уход из группы: Именно Роттен поставил точку в истории классического состава, бросив в толпу на последнем концерте в Сан-Франциско в январе 1978 года свою знаменитую фразу: «Вам не кажется, что вас надули?»
- После Pistols: Сразу после распада Лайдон основал пост-панк группу Public Image Ltd (PiL), которая стала его основным музыкальным проектом на десятилетия. В PiL он смог исследовать более экспериментальные и сложные звуки, доказав, что он гораздо больше, чем просто панк-икона.
Стив Джонс — Риффы и грязный звук
Стив Джонс был гитаристом, чей мощный, грязный звук стал синонимом агрессивного стиля Sex Pistols. Журнал Rolling Stone включил его в список «100 величайших гитаристов всех времен». Поразительно, но Джонс был самоучкой и, по слухам, играл на гитаре всего три месяца до своего первого концерта с группой.
- Вклад в группу: Его игра, построенная на тяжелых пауэр-аккордах, стала основой звучания альбома Never Mind the Bollocks. Продюсер альбома хвалил Джонса за его невероятно плотную и точную игру, которая скрывалась за кажущимся хаосом панк-рока. Его фирменной гитарой был кремовый Gibson Les Paul, который Макларен позаимствовал у гитариста New York Dolls.
- После Pistols: Джонс основал группу The Professionals вместе с Полом Куком. Он также работал с такими легендами, как Игги Поп, Боб Дилан и Thin Lizzy. Но самый большой успех после Pistols он нашел в неожиданной сфере — на радио. Его шоу «Jonesy's Jukebox» в Лос-Анджелесе стало невероятно популярным и существует до сих пор в формате подкаста.
Пол Кук — Ритм-секция и стальной стержень
Пол Кук, по прозвищу «Куки», был барабанщиком и одним из основателей Sex Pistols. Он создал тот самый плотный и напористый ритм, который стал фундаментом музыки группы. Его ранние увлечения включали Motown, ска и глэм-рок, что придало его игре уникальное сочетание точности и сырой энергии.
- Вклад в группу: Барабаны Кука — это мощный мотор, который движет вперед такие песни, как «Anarchy in the U.K.». После распада группы он и Джонс работали над саундтреком к фильму «Великое рок-н-ролльное надувательство», где Кук даже спел вокальную партию в песне «Silly Thing».
- После Pistols: Вместе с Джонсом основал группу The Professionals. В начале 80-х Кук также помог записать дебютный сингл и альбом женской группе Bananarama. Он продолжает выступать и участвовал во всех реюнионах Sex Pistols, включая недавние концерты 2024 года.
Глен Мэтлок — Музыкальный мозг, которого выгнали
Глен Мэтлок был оригинальным басистом и, что самое важное, одним из главных композиторов группы в ее ранний период. Именно он написал музыку к большинству классических песен Sex Pistols, включая «Pretty Vacant» и «God Save the Queen».
- Вклад в группу: Мэтлок был музыкальным двигателем ранних Pistols. Его мелодические басовые партии отличали их от многих других панк-групп. Однако его более «музыкальный» подход вступал в конфликт с хаотичным имиджем группы.
- Уход из группы: Мэтлок покинул группу в начале 1977 года, и его заменил Сид Вишес. Несмотря на уход, его вклад в альбом Never Mind the Bollocks остался фундаментальным.
- После Pistols: Сразу после ухода Мэтлок основал успешную нью-вейв группу Rich Kids, в которой также играл будущий вокалист Ultravox Мидж Юр. Он работал с Игги Попом, The Damned и выпустил несколько сольных альбомов. Мэтлок участвовал во всех реюнионах Sex Pistols с оригинальным составом.
Сид Вишес — Икона панка, не умевшая играть на басу
Сид Вишес (настоящее имя Джон Саймон Ритчи) заменил Глена Мэтлока в 1977 году и стал воплощением панк-идеологии — хаотичным, саморазрушительным и абсолютно неуправляемым.
- Вклад в группу: Музыкальный вклад Вишеса был минимален. Он практически не умел играть на басу, и на альбоме большинство басовых партий записал Стив Джонс. Его роль в группе — это прежде всего имидж и скандал. Его харизматичное сценическое присутствие и воплощение бунтарского духа сделали его неотъемлемой частью финальной фазы Sex Pistols.
- Трагический финал: История Сида закончилась вскоре после распада группы. В феврале 1979 года, в возрасте 21 года, он умер от передозировки героином. Это произошло на следующий день после того, как его выпустили под залог по обвинению в убийстве его подруги, Нэнси Спанджен. Несмотря на короткое пребывание в группе, Вишес стал одной из самых печально известных и трагических фигур панк-рока, символизируя как его бунтарскую энергию, так и его темные стороны.