Найти в Дзене
АиФ-Ульяновск

Талант и горькая судьбина. К 175-летию со дня рождения актрисы Стрепетовой

Оглавление
   Талант и горькая судьбина.
Талант и горькая судьбина.

С юных лет она мечтала стать актрисой. Для благозвучия приняла имя Полина. Как, не получив театрального образования, Пелагея-Полина Стрепетова до всего дошла сама и была связана с Симбирском, – в нашем материале.

175 лет назад, 4 октября 1850 года, на крыльцо дома нижегородского театрального парикмахера А. Г. Стрепетова был подброшен кулёк с новорождённым ребёнком. Антип Григорьевич написал жене, актрисе Елизавете Ивановне, выступавшей в то время в Симбирске, и спросил, как поступить. Парикмахеру было жаль отдавать девочку в полицию, супруга не задержалась с ответом и согласилась оставить её в семье. Приёмный отец немедленно назначил день крестин; священник назвал новорождённую Пелагеей, это имя приходилось ближайшим на неделе. А 4 октября записали днём её рождения.

«Большое дарование»

С юных лет дышавшая «воздухом кулис» девочка твёрдо решила стать актрисой. Сценическую деятельность начала в 1865 году в Рыбинске, где выступала в водевиле «Зачем иные люди женятся». Затем работала в Ярославле, приняла имя Полина ради большего, как тогда казалось, благозвучия. Не получив театрального образования, она до всего дошла сама, многое восприняла от товарищей по сцене. Весной 1867-го к её приёмной матери явился знакомый антрепренёр Н. И. Иванов и, увидев Полину, стал упрашивать отпустить девушку в Симбирск, где он снял театр. «Жалованья было назначено в течение лета по 25 рублей в месяц, а зимою – прибавка, по усмотрению антрепренёра, и два полубенефиса, – вспоминала П. А. Стрепетова. – Через несколько дней на Волге открылась навигация, и я в сопровождении самого Иванова и тётки Надежды Ивановны, по-прежнему отправляемой за мной в качестве надсмотрщика и телохранителя, отправились в Симбирск».

Дебют Полины Стрепетовой на симбирской сцене в драме П. Д. Боборыкина «Ребёнок» имел шумный успех и вызвал оживлённые толки в городе. Вместе с ней играли 23-летний выпускник Московского университета Модест Писарев, пожелавший перейти с любительской на профессиональную сцену, и его ровесник, уроженец Симбирска Василий Андреев, ранее служивший помощником капитана на пароходе. Искренняя и вдохновенная игра 16-летней актрисы заставляла зрителей забывать о сутулости её фигуры и угловатости движений. «Вы вовсе не красивы, даже, пожалуй, не хороши, но когда вы играете, вы делаетесь до того притягивающей, привлекательной, что глаз бы не отвёл, – признается граф В. А. Соллогуб, автор ряда повестей, водевилей и комедий, после спектакля «Статья доходная». – У вас есть большое дарование, не бросайте сцены, а учитесь и занимайтесь серьёзно – перед вами прекрасное будущее».

За такой успех её возненавидела примадонна труппы, дочь антрепренёра Екатерина Бельская, которая потребовала перевести Полину на маленькие роли. Публика возмутилась и настоятельно выразила антрепренёру своё желание видеть Стрепетову на сцене в подобающих ролях. Пришлось поставить трёхактную пьесу Кугушева «Приёмыш» в расчёте на неуспех этой старой и заигранной пьесы, Полине поручили роль приёмыша Наташи. После второго акта раздались бурные аплодисменты, дирижёр оркестра передал ей подарок публики – золотой браслет с изумрудом и жемчугами. Сбор составил 300 рублей, тогда как обычно театр не собирал и 100. С того вечера гонения на Стрепетову посыпались с удвоенной силой, приходилось жить впроголодь, но выручил случай. В Симбирск на гастроли приехал актёр Полторацкий, снявший вместе с Ивановым самарский театр, где требовалась молодая драматическая актриса. Иванов, чтобы угодить своей дочери, предложил Полине переезд в Самару и 40 рублей ежемесячного жалованья. Как ни тяжело было расстаться с полюбившей её публикой, как ни протестовала против того и сама публика, но, не видя иного выхода, Стрепетова приняла предложенные условия.

«Сильные страсти»

В самарский сезон 1869/70 года Стрепетова с Писаревым сыграли главные роли в драме А. Ф. Писемского «Горькая судьбина», которой дали сценическую жизнь и не расставались с ней почти до конца жизни. По возвращении с заработков из Петербурга оброчный мужик Ананий узнаёт, что жена Лизавета в его отсутствие прижила от молодого помещика ребёнка. Бурная ссора становится всеобщим достоянием, Ананий в беспамятстве убивает младенца. На допросе, устроенном полицейским чиновником в доме помещика, Лизавета еле держится на ногах и только всхлипывает: «Грешница я, грешница». По воспоминаниям современников, «зрители были искренне потрясены её исполнением, так как перед ними была сама неприкрашенная жизнь, сама русская подоплёка». Сцену допроса измученной, обессилевшей женщины, неуклюже сидящей в непривычном для неё барском кресле, впоследствии изобразит горячий поклонник актрисы И. Е. Репин.

   П. А. Стрепетова в роли Лизаветы в пьесе "Горькая судьбина". Картина И. Е.Репина. 1881. Фото: Государственная Третьяковская галерея
П. А. Стрепетова в роли Лизаветы в пьесе "Горькая судьбина". Картина И. Е.Репина. 1881. Фото: Государственная Третьяковская галерея

После Самары обладавшая трагическим даром Стрепетова выступала в саратовской труппе, а Писарева пригласили в оренбургский театр. В Саратове она встретилась с не ограничивающим себя в любовных связях актёром М. К. Стрельским, от которого родила девочку. Сезон 1871/72 года актриса провела в Казани, в статьях о ней замелькало слово «гениальная». Наряду с «Горькой судьбиной» особо отмечали её выступления в ролях Катерины в «Грозе» и Марьи Андреевны в «Бедной невесте» А. Н. Островского. В 1873-м она играла в Москве в Общедоступном театре, неоднократно выступала в Артистическом кружке, руководимом Александром Николаевичем. «Как природный талант, это явление редкое, феноменальное, – писал драматург. – Её среда – женщины низшего и среднего классов общества; её пафос – простые, сильные страсти». Вскоре Стрепетова появилась на сцене Клуба художников в Петербурге, выступала в «Горькой судьбине», «Бедной невесте» и «Последней жертве» вместе с Писаревым, ставшим её мужем. В 1877-м у них родится сын Виссарион, названный в честь литературного критика-демократа В. Г. Белинского.

«Долой школу!»

В 1881 году П. А. Стрепетова была приглашена дирекцией казённых театров в труппу петербургского Александринского театра. Стать актрисой казённого театра значило иметь постоянное жительство и хорошее жалованье, покончить с неуверенностью в завтрашнем дне и тягостным существованием вечного кочевника. К тому времени в репертуар старейшего русского театра, ведущего начало с 1756 года, редко включались близкие актрисе пьесы Островского и Писемского; ставились главным образом салонные драмы и комедии. Резкое противоречие между художественными убеждениями Полины Антипьевны и консервативно настроенным руководством императорского театра выявилось довольно скоро; конфликт обострился из-за прямого и резкого характера актрисы. Поддержка М. И. Писарева, тоже принятого в труппу Александринского театра и ценившего «правду изображения, наполненную простоты и искренности», не помогла. После семи лет брака актёрская чета единомышленников в искусстве рассталась. Даже выдающийся успех Стрепетовой в пьесе «Без вины виноватые» и других старых ролях, удачные выступления в некоторых новых ролях не смогли предотвратить её отставки, случившейся в 1890-м. Она снова играет в провинциальных театрах Казани, Симбирска, Харькова и Ростова, на загородных и клубных сценах, но силы, мощно звучавшие в ранних сценических образах, постепенно ослабевают. В её глубоко ошибочном выступлении на 1-м съезде сценических деятелей прозвучит: «Долой школу! Да здравствует актёрское нутро!»

В 1891 году Стрепетова вышла замуж за 28-летнего ревизора железнодорожного департамента А. Д. Погодина, который ревновал её не только к бывшему мужу и поклонникам творчества, но и вообще к театру, а спустя три года застрелился. В 1899-м она вновь получила приглашение в Александринский театр на роль комических старух, но через год была уволена. Выбитая из колеи актриса решила подвести итоги своей деятельности и начала работать над «Записками». Закончить не успела, 17 октября 1903-го скончалась от онкологического заболевания и была похоронена на Никольском кладбище Петербурга. После её кончины черновые тетради оказались у Писарева, одного из самых образованных среди коллег-актёров, который до последних дней сохранил к Полине Антипьевне как к актрисе чувство восхищённого благоговения. Его редакционная работа заняла два года, публикация записок в журнале «Театр и искусство» началась в марте 1904-го и закончилась со смертью Модеста Ивановича в сентябре 1905-го. Текст записок Стрепетовой предваряла надпись: «Посвящаю сыну моему Виссариону Писареву».