Найти в Дзене
Томикс

Восемь причин, по которым губернатора в России могут отстранить от должности

Оглавление

Сегодня наш разговор пойдет о «губернаторопаде» и принципах принятия решений Администрацией Президента, которые обнародовали 6 октября эксперты «Клуб регионов».

Между тем, сезонные увольнения и перестановки глав регионов давно считаются традиционным явлением во внутренней кадровой политике федералов. Продолжени темы (начало см. в публикации «Впишется ли губернатор Александр Авдеев в формулу Кремля?» на сайте «Томикс» от 11 октября текущего года).

Прежде всего, несколько слов о самом термин «губернаторопад». Политологи ввели его в обиход весной 2008 года. «Московский комсомолец» так озаглавил материал о досрочной отставке ставропольского губернатора Александра Черногорова. Он ушел 22 апреля, а всего за неделю до этого при аналогичных обстоятельствах был уволен руководитель Иркутской области Александр Тишанин.

Термин стал широко использоваться в СМИ, что со временем привело к его упрощению. Сегодня, говоря о «губернаторопаде», уточняет «Клуб регионов», журналисты и многие эксперты подразумевают значимое количество отставок (больше трех) и перестановок глав регионов за один сезон.

Восемь лет губернаторов назначал Кремль

Самыми щедрыми на осенние, весенние, а также зимний «губернаторопады» оказались 2017 и 2018 годы. С тех пор количество увольнений пошло на спад, не считая всплеска весной 2024 года – тогда губернаторов поменяли в семи субъектах.

Чтобы понять, в какое время года «губернаторопады» происходят чаще всего, федеральные эксперты изучили данные за последние 14 лет, включая сентябрь 2025 года. За точку отсчета взяли 2012 год, когда после восьмилетнего перерыва в стране вновь вернулись к прямым выборам губернаторов.

Напомю: восемь лет глав регионов по представлению Президента утверждали на заседаниях региональных парламентов. Тогда дважды эту процедуру во Владимирской области проходил член КПРФ, губернатор Николай Виноградов. Чтобы обезопасить себя от идейных разногласий с федеральным центром,, Николай Владимирович даже приостанавливал свое членство в коммунистической партии. Однако такого политического «компромисса» от бессменного главы «белого дома» с декабря 1996 года никто не требовал.

Большинство депутатов Заксобрания, представляющие интересы правящей партии «Единая Россия», не могли ослушаться выбора главы государства и почти единогласно голосовали за предложенную кандидатуру коммуниста. Вот так у нас утверждалась в регионе-33 «управляемая демократия» в те годы.

-2

Фото: @zsvo33

Впрочем, мало, что изменилось и на сегодняшний день в региональном парламенте под руководством Ольги Хохловой (см. публикацию «Депутаты и муниципальные главы Владимирской области с подачи «белого дома» обрели статус неприкасаемых» на сайте «Томикс» от 30 сентября текущего года).

В 2013 году, пришедшая к власти во Владимирской области губернатор Светлана Орлова, бесцеремонно окрестила 16-летний период управления Николая Виноградова «валянием дурака». По логике своенравной «хозяйки» получилось, что вместе с ее предшественником «дурака валяли» и депутаты ЗС, оказавшие главе «белого дома» почти единодушную поддержку. Но парламентарии со спикером Владимиром Киселевым (ныне сенатором Совфеда) молча проглотили обидный ярлык ставленницы Кремля.

Утрата доверия — главная причина отставок

По подсчету «Клуба Регионов», с 2012 по 2025 годы самым популярным сезоном для губернаторских отставок стала весна – 49 отставок. Осенью были уволены 35 глав регионов, зимой – 20, и всего девять человек – летом.

Так, осенью 2021 года угодил под «губернаторопад» «сокол Жириновского» Владимир Сипягин. На главном посту в «белом доме» он продолжался всего три года. Вместе с ним с должностью расстались еще двое коллег-отставников (см. публикацию «Владимир Сипягин может лишиться мандата депутата Госдумы в 2026 году» на сайте «Томикс» от 27 июня текущего года).

-3

Владимир Сипягин. Фото: digital.avo.ru

Больше всего отставок по утрате доверия (четыре случая) или в рамках перевода на федеральный уровень (восемь случаев) происходило весной. Летом и осенью по утрате доверия уволили четверых (по два в каждом сезоне), еще один ушел с такой формулировкой зимой. Кроме того один губернатор перешел на федеральный уровень зимой, двое – осенью.

-4

Информация Клуба регионов

Осенью увольняют губернаторов, решения по которым точно приняты, а весной – тех, кому по осени давали шанс исправить недочеты.

«Губернатор может устраивать федеральный центр, но рейтинги у него колеблются или аналитика показывает, что у него есть проблемы, но теоретически он еще может их урегулировать. Таким дают время до весны»,– говорит гендиректор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

В сезонности отставок нет никакой загадки, утверждает политолог, бывший сотрудник АП Алексей Чадаев: «Тут всё просто: если губернатора меняют поле ЕДГ, то предполагается, что его сменщику потребуется много времени, чтобы «вкатиться» в регион и провести кампанию. Если считают, что всё ровно и особо «вкатываться» не надо, то губернатора меняют весной, как было, например, в Новгородской области, где вместо Никитина назначили его первого зама Дронова».

С течением времени меняется не только масштаб «губернаторопадов», но и подход федерального центра к увольнению губернаторов. К примеру, после начала СВО и консолидации вокруг флага ЕР явка на выборах всех уровней перестала набирать ниже 60%, и губернаторов перестали увольнять за электоральные провалы, констатирует директор Центра политического анализа Павел Данилин.

-5

Александр Авдеев. Фото avo.ru

Однако здесь позволю себе не согласиться с уважаемым экспертом. Явка избирателей во Владимирской области на протяжении последних четырех лет значительно ниже среднероссийских показателей. Уточню: за губернатора Александра Авдеева на выборах осенью 2022 года при явке 29,05% проголосовали лишь 24,16% или 265 125 избирателей Владимирской области от их общего числа (1 097 309 человек). Число сторонников главы регионального правительства, отдавших ему свои голоса, практически равнозначно количеству всех выборщиков во Владимире (269 007).

Избиратели региона-33 перестали ходить на выборы

«Достижение» Александра Авдеева в 2022 году выглядит совсем неубедительно на фоне явки глав — лидеров рейтинга в 2025 году: Рустам Минниханов (Республика Татарстан) — 75,85%, Александр Дрозденко (Ленинградская область) — 62,84% и Александр Хинштейн (Курская область) — 54,10%. Со своим показателем трехлетней давности сегодня наш губернатор стал бы явным аутсайдером.

А с избранием депутатов регионального Заксобрания в сентябре 2023 года и вовсе произошел конфуз: при явке 24,77% за кандидатов от «Единой России» проголосовали всего…8,69% или 123 685 граждан от общего числа местных избирателей (?!). И такая власть пытается разговаривать с населением в менторском тоне и с позиции истины в последней инстанции?! Не будем забывать прописную истину: чиновники приходят и уходят, а люди остаются (см. публикацию «Муниципальные выборы во Владимирской области обострили проблему легитимности местной власти» на сайте «Томикс» от 15 сентября текущего года).

На прошедших в сентябре выборах муниципальных парламентов в регионе-33 за три дня к урнам для голосования пришли всего 20,95% местных избирателей, что свидетельствует о системном и хроническом затянувшемся кризисе региональной и местной власти.

И дело не только в том, что наша губерния установила очередной антирекорд по уровню недоверия к выборам с заранее известным результатом (с этим, похоже, жители уже смирились), а в том, что, по отзывам наблюдателей, избирательную кампанию практически проигнорировали представители молодого поколения, которое определяет будущее своей Малой Родины и всей страны. Более, чем тревожный симптом.

-6

Фото: АиФ. Автор Дмитрий Еланаков

Иначе, как прикажете относиться к явке избирателей в столице Владимирской области в 15,07%? Это даже хуже результата 2020 года, который вошел в «черный список» провальных «достижений» муниципальных выборов в постсоветский период политической истории России. Ведь даже в голове не укладывается, что выборы горсовета проигнорировали 85% избирателей Владимира (?!). Самим депутатам, полагаю, должно быть неловко за такое общественное доверие и сомнительную легитимность.

Надо прямо сказать: «белый дом» откровенно провалил генеральную репетицию перед думской кампанией 2026 года и Кремлю пора делать оргвыводы. Иначе масштабы скрытой формы протеста регионального электората будут, на мой взгляд, только разрастаться.

После серии резонансных коррупционных скандалов в своем ближнем круге, говорят эксперты, Александр Авдеев уже не в столь сильной позиции. По их мнению, он переживает заметное ослабление и личный карьерный кризис, что делает его уязвимым и более договороспособным. В частности, один из инсайдеров АПЭК не исключает, что именно Владимирская область может стать тем регионом, губернатор в котором может смениться (см. публикацию «Владимирские элиты после ареста Наумова: усиление Шохина, ослабление Авдеева и возможный приход Гусевой» на сайте «Томикс» от 5 сентября текущего года).

В преддверии электоральной кампании 2026 года, прогнозирует «Клуб регионов», попасть под ротацию рискует группа губернаторов. К такому выводу пришли эксперты компании «Минченко консалтинг» в свежем выпуске рейтинга «Госсовет 2.0», оценивающего политическую устойчивость глав субъектов.

Главы «белого дома» Владимирской области Александра Авдеева пока в этом списке нет, но положение его в сентябрьском исследовании компании выглядит крайне тревожной.

-7

Дмитрий Наумов и Александр Авдеев. Фото с личной страницы Нумова в ВК

В обнародованных федеральных рейтингах последних месяцев у главы регионального правительства наблюдаются серьезные имиджевые и репутационные проблемы по вполне понятным причинам (резонансные аресты и коррупционные расследования уголовных дел, первого вице-губернатора Александра Ремиги и мэра Владимира Дмитрия Наумова, совершенные в составе организованных преступных группировок (см. публикацию «В рейтинге влияния 89 глав субъектов РФ по итогам сентября губернатор Александр Авдеев занял 65 место» на сайте Томикс» от 8 октября текущего года).

Напомним, «Минченко консалтинг» ранжирует устойчивость губернаторов на основе девяти критериев. Шесть из них приносят баллы (поддержка со стороны федеральных политиков, наличие больших проектов, экономическая привлекательность региона, недавнее избрание или переизбрание на пост, личное позиционирование, качество политического менеджмента), еще три — отнимают (федеральные и региональные конфликты, уголовные расследования).

По степени политической устойчивости среди 18 коллег по ЦФО Александр Авдеев занял 16 место. В его активе всего 13 баллов (у тройки лидеров округа — 20 – 24). С нашего губернатора эксперты сняли три штрафных балла за громкие аресты и уголовные дела. В итоге он попал в желтую группу глав, балансирующих на границе красной группы, в которую попадают руководители территорий с потенциальной вероятностью возможной отставки.

-8

Информация «Минченко консалтинг»

Будет ли «губернаторопад» осенью 2025 года?

Опираясь на собственные наблюдение и экспертные мнения, «Клуб Регионов» выделил ряд причин, которые приводят к отставкам губернаторов сегодня:

1. Претензии силовиков. Источники, близкие к АП и региональным администрациям, называют это основной причиной недавних увольнений губернаторов Ростовской и Тамбовской области Василия Голубева и Максима Егорова. Самый яркий пример последних месяцев – это увольнение губернатора Курской области Алексея Смирнова. «Можно получить проблемы с силовиками, причем, дело не обязательно может быть в коррупции», – отмечает при этом Алексей Чадаев.2. Участие в межэлитных конфликтах на местном либо федеральном уровнях. По версии авторов рейтинга политической устойчивости глав регионов «Госсовет 2.0», это тянет губернатора вниз наравне с претензиями силовиков. При этом создатель рейтинга, политолог Евгений Минченко в беседе с «Клубом Регионов» отметил, что в целом это далеко не самый главный фактор из всех, влияющих на устойчивость: «Всё-таки, самый главный – это поддержка внутри Политбюро 2.0, за это можно получить максимум плюс десять баллов, а за конфликты – минус три».
Евгений Минченко. Ф
ото: baikal.mk.ru3. Губернатор не на своем месте. Случается, что глава региона старается, но у него ничего не получается даже при условии позитивного отношения федерального центра: экономика падает, конфликты растут, растет интерес силовиков, множится социальное недовольство. Пример из недалекого прошлого: губернатор Забайкалья Наталья Жданова, свежий кейс – отставка главы Коми Владимира Уйбы.4. Невыполнение KPI при условии, что это можно сделать. Эффективность работы губернаторов оценивается по 21 показателю, но к губернаторам, у которых нет объективных возможностей для демонстрации успеха, в АП относятся с пониманием, говорит Павел Данилин: «Есть ситуации, когда ты ничего не можешь сделать, например, с демографией – если у тебя негативный тренд, то хоть в лепешку разбейся, ты его только уменьшить можешь».5. Провал значимого поручения федерального центра. Такую причину выделяет Алексей Чадаев. Относительно свежий пример такого увольнения – отставка губернатора Иркутской области Сергея Левченко, который не смог справиться с последствиями наводнения 2019 года при том, что эта работа находилась на особом контроле президента.
Павел Данилин. Фото: Михаил ФРОЛОВ/«К
П»6. Повышение интереса крупных федеральных игроков к региону. Павел Данилин связывает последние отставки глав Алтая и Ненецкого округа с тем, что они вывели регион на новый уровень экономического развития, привлекая крупных инвесторов, после чего за регионы обострилась борьба и туда отправили более статусных Андрея Турчака и Ирину Гехт соответственно.7. Внезапный публичный прокол. Случай с главой Чувашии Михаилом Игнатьевым, который неудачно пошутил над сотрудником МЧС и затем лишился должности, до сих пор на слуху, хотя прошло уже пять с половиной лет. От повторения такого кейса не застрахован никто.8. Перевод в другой регион или на федеральный уровень. Только за последние два года губернаторские посты на министерские сменили пятеро губернаторов: плюсом к уже упомянутым – в 2025 году Андрей Никитин после ухода из Новгородской области возглавил Минтранс РФ. Тверской губернатор Руденя стал полпредом в СЗФО, еще два губернатора переместились «по горизонтали»: глава ЕАО Ростислав Гольдштейн перешел на работу в Коми, Денис Паслер поменял Оренбургскую область на Свердловскую.
-9

Мнения экспертов «Клуба регионов» на этот счет разделились

«Перед думскими выборами «губернаторопад» стараются не допускать, он обычно всегда минимальный. Я думаю, что и в этом году отставки будут производить только при крайней необходимости», – прогнозирует Павел Данилин.

-10

Илья Гращенков. Фото: pensioner.party

Илья Гращенков, напротив, считает, что из-за выборов в Госдуму-2026 отставок будет больше, чем в обычные периоды: «В 2025-2026 годах в группу риска попадают губернаторы с низким рейтингом, которые не смогут обеспечить хорошие показатели «Единой России».

«Большая часть плановых замен произойдет как раз сейчас, – уверен Алексей Чадаев. – Потому что заходить в регион за три-четыре месяца, чтобы самому избраться, да еще и выборы в Госдуму на себе вывезти – это сложно. Так что, весной количество отставок будет минимальным».

-11

Алексей Чадаев Фото: kamgov.ru

«Отставки этой осенью будут однозначно. Возросло недовольство президента губернаторским корпусом, возросло количество папок, собираемых силовиками, которые активно несколько лет шерстили по регионам и по окружению многих губернаторов», – считает политолог директор консалтингового агентства «NPR Group» Дмитрий Фетисов.

-12

Дмитрий Фетисов. Фото: Игорь САМОХВАЛОВ/ПГ

По его мнению, в первую очередь под удар попадут главы регионов, замена которых, по оценкам АП, пройдет наиболее безболезненно.

Евгений Минченко на вопрос о возможных отставках посоветовал обратиться к рейтингу устойчивости глав регионов. «Кто в красной зоне – тот и в зоне риска», – напомнил он. Таких губернаторов в последнем исследовании насчитывается десять человек.