Найти в Дзене
Евгений Читинский 65

Лейтенант Старновский. Книга 3. Глава 13. Это еще не все! 8 июля 1941 года

"- А уж у нас наше начальство решило-постановило, так сказать, опередить врага, вот и сделали такие вот мощные мины" (с) Е.Читинский Лейтенант Старновский. Читать бесплатно. Начало первой книги ЗДЕСЬ. "Лейтенант Старновский" кн.1 Начало второй книги ЗДЕСЬ. "Бои на "Линии Сталина". Лейтенант Старновский кн.2 Начало третьей книги ЗДЕСЬ. "Бои на Полоцком УРе. Лейтенант Старновский" кн.3 Предыдущая глава 3-ей книги тут. Гл.12 Глава 13. Это еще не все! 8 июля 1941 года В кустах на взгорке действительно находились красноармейцы передового дозора*. Они просто залегли на дно своих глубоких, хорошо замаскированных окопов и до подхода вражеской пехоты себя обнаруживать не собирались. (* Здесь: это «позиция боевого охранения», которая создана согласно пп. «б», п. 371 Полевого устава РККА 1939 г. и п. 376 этого же ПУ-39. Обычно выдвигается вперед от переднего края на 1-3 км). Удар трех ручных пулеметов и пары десятков винтовок СВТ был бы неприятным сюрпризом для немцев, но те решили выйти из бо

"- А уж у нас наше начальство решило-постановило, так сказать, опередить врага, вот и сделали такие вот мощные мины" (с) Е.Читинский

Лейтенант Старновский. Читать бесплатно.

Начало первой книги ЗДЕСЬ. "Лейтенант Старновский" кн.1

Начало второй книги ЗДЕСЬ. "Бои на "Линии Сталина". Лейтенант Старновский кн.2

Начало третьей книги ЗДЕСЬ. "Бои на Полоцком УРе. Лейтенант Старновский" кн.3

Предыдущая глава 3-ей книги тут. Гл.12

Фото автора
Фото автора

Глава 13. Это еще не все! 8 июля 1941 года

В кустах на взгорке действительно находились красноармейцы передового дозора*. Они просто залегли на дно своих глубоких, хорошо замаскированных окопов и до подхода вражеской пехоты себя обнаруживать не собирались.

(* Здесь: это «позиция боевого охранения», которая создана согласно пп. «б», п. 371 Полевого устава РККА 1939 г. и п. 376 этого же ПУ-39. Обычно выдвигается вперед от переднего края на 1-3 км).

Удар трех ручных пулеметов и пары десятков винтовок СВТ был бы неприятным сюрпризом для немцев, но те решили выйти из боя. Так что гауптман Мерц своей предосторожностью спас своих мотоциклистов от верной смерти. Им бы не дали проехать дальше и обнаружить на железнодорожном переезде замаскированный под простой деревянный дом бронированный ДОТ № 29 (тот самый, сделанный из башни шестидюймовых орудий крейсера царской постройки).

Комбриг Зыгин все свои козыри сразу выкладывать не собирался. Здесь у него для немцев были припасены два участка минных полей, затем замаскированные ДОТы, которые дополнялись не менее замаскированным «полевым заполнением». Весомым доводом была и артиллерия, которая досталась комбригу от тех воинских частей, которые тут дислоцировались до войны. Эти орудия просто не успели ранее убыть на фронт.

А напоследок у Зыгина был самый убойный козырь — подвижной резерв капитана Кочнева Александра Ивановича в виде усиленного 1-ого батальона 494-го стрелкового полка 174-ой стрелковой дивизии. Именно туда на усиление определили захваченный немецкий танк и пару трофейных бронетранспортеров.

Всё было приготовлено и всё ждало своего часа.

А пока сражение по взятию северного фланга Полоцкого укрепрайона только начинало разгораться. Немцы, обнаружив, что ответвление дороги на железнодорожный переезд заминировано, решили сменить вектор атаки и ударить вдоль новой трассы, идущей между железнодорожной насыпью и тылом цепочки ДОТов.

Фото взято с сайта форума ""Полоцкий укрепленный район" сайта форума "Глобус Белоруси"
Фото взято с сайта форума ""Полоцкий укрепленный район" сайта форума "Глобус Белоруси"

На этот раз немцы первой пустили пехоту, которая заодно должна была проверить дорогу на предмет обнаружения мин. Фактически это была «разведка боем».

Обнаружив немецких пехотинцев, бойцы передового дозора тут же вступили в бой. Позиции боевого охранения как раз и служили (согласно п. 376 ПУ-39) для предупреждения внезапного нападения противника и затруднения ему ведения наземной разведки. А также для введения его в заблуждение относительно действительного положения переднего края.

Разящий огонь трех ручных пулеметов и двух десятков винтовок СВТ оказался гибельным для немецкой пехоты, находящейся на открытой местности. Советские бойцы в первые минуты боя расстреливали врагов спокойно, как мишени у себя на стрельбище во время учений. Этого хватило, чтобы немецкая атака захлебнулась. Уж очень велик был уровень потерь. Противостоять солдатам кадровой армии, которые подловили врага в самый неподходящий момент в самое неподходящее время, было очень трудно. Немецкие командиры поспешно отвели свою пехоту для перегруппировки, осмысления возникшей ситуации и принятия срочных мер для подавления неожиданного очага сопротивления русских.

И хотя ответный огонь из танковых орудий и подключившихся пулеметов отошедшей пехоты прочесывал места вероятного нахождения противника, но толку от этого не было. Русские окопы были хорошо замаскированы, свои огневые позиции они часто меняли, в общем, разведку местности в целом и дороги в частности провести не удалось.

Нужно было время для подтягивания полевой артиллерии, оборудования позиции для минометов (не будешь же стрелять с открытых позиций). Встал вопрос о вызове авиации для поддержки. Но в этом пока отказали, сославшись на нехватку самолетов и плотный график вылетов. Нужно было ждать своей очереди.

Возникла небольшая передышка. А это был явный выигрыш во времени для обороняющихся, которые, обнаружив скопление немецких танков, тем самым вычислили направление главного удара. Вот этим в полной мере и воспользовался комбриг Зыгин, приказав сосредоточить удар имевшейся у него артиллерии (в том числе тяжелых гаубиц) по местам скопления гитлеровцев. К месту вероятного прорыва немцев были направлены артиллерийские батареи и наблюдатели-корректировщики.

В это время в ДОТе № 29, имеющем официальное название «бронированная огневая точка» (БРОН № 29, тот самый, который был создан из 6-дюймовой артиллерийской башни царского линкора), за ходом боя наблюдал командир бронеДОТа лейтенант Андрей Пирко**

(**эту фамилию литературному герою я дал в честь моего читателя Андрея Пирко, который прислал крупный донат в 2000 руб. от 29.11. 24 г).

- Всем усилить внимание! Пехота противника численностью до роты атакует в направлении ориентира номер семь. Могут и в нашу сторону пойти!

Все четыре пулеметчика прильнули к прицелам, даже ерзать перестали на своих сиденьях казематных пулеметных станков.

Сержант Владислав Киселев*** ( *** тоже фамилия моего читателя, давшего крупные донаты), чтобы разрядить обстановку, громко сказал:

- А красиво танки-то горят. Знатно немец по зубам получил, что даже в нашу сторону и не суется. Товарищ лейтенант, а чем их так долбанули, что аж всех попереворачивало, то набок, а то и вовсе вверх дном? Фугас заложили, или мины у нас такие сильные?

Лейтенант на секунду отстранился от окуляров перископа, протер глаза и так же громко, чтобы всем было слышно, начал рассказывать:

- А тут история интересная! Немцы как начали свою промышленность возрождать и танки делать, ну для того, чтобы всех запугать, стали говорить, что танки у них самый мощные, самые сильные в мире. Ну и пропаганда для своих буржуев и населения, стало быть, всё это повторяла. Вот наши конструкторы и инженеры и обеспокоились, а вдруг вражина не врет, вдруг и вправду танки у него мощные да тяжелые. Ну и под это дело изобрели противотанковую мину, похожую на такой длинный ящик. А раз ящик большой и длинный, то и заряда, то есть взрывчатого вещества, туда можно положить побольше. Так, на всякий случай!

- Ишь ты, на всякий случай, а разведка? Наши разведчики же там есть, в этой Германии, а они чего же? — проявил любознательность и свою осведомленность сержант.

Лейтенант снова прильнул к окулярам, наблюдая за тем, как немецкая пехота завязала бой с нашими выдвинутыми вперед позициями. Как побежала и скрылась в лесочке за ручьем.

- Так вот, наши разведчики, конечно же, давно срисовали все эти немецкие танки, в том числе и новые Т-3 и Т-4, но, видать, выяснили, что те задумывают какой-то новый танк, которого пока никто не видел. Вот и доложили куда следует. А уж у нас наше начальство решило-постановило, так сказать, опередить врага, вот и сделали такие вот мощные мины.

Тут лейтенант снова отвлекся от перископа:

- Ведь даже самые мощные мины можно еще усилить, если их впритирку закопать. Мины длинные, стало быть, сам взрыватель у них с краю находится. Вот их лесенкой по две штуки плашмя и укладывают. Вероятность наезда танка непосредственно на один из взрывателей возрастает. А мины эти называются Мины ТМ-39 и ТМД-40****

( ****ТМ — танковая мина в металлическом корпусе (кровельное железо) образца 1939-го года, ТМД — танковая мина в деревянном корпусе (более дешевом) образца 1940-го года. Вообще-то название «противотанковые мины» правильнее, но и «танковая мина» для той эпохи в названии норма.

Основой мины ТМД-40 был корпус, сколачивавшийся из досок нужных размеров. Собранный корпус имел длину около 58 см, ширину 13 см и высоту около 10-10,5 см. Внутрь длинного ящика укладывались тротиловые шашки весом по 400 г или любое другое взрывчатое вещество. Снаряженный боеприпас с зарядом взрывчатого вещества и взрывными механизмами весил до 7,9-8 кг).

Фото с яндекс-картинок
Фото с яндекс-картинок

Фото с яндекс-картинок
Фото с яндекс-картинок

(Продолжение следует)

Продолжение ЗДЕСЬ. Гл.14 "Как заставить противника дважды зайти на одно и то же минное поле. 8 июля 1941 года"

Как всегда, указываю имена тех читателей, которые оценили законченную, (т. е. уже написанную) 2-ую книгу серии «лейтенант Старновский»:

- Перевод 500 руб от Дениса К от 27. 09. 2025 года. Эти деньги автор откладывает на новый компьютер. Комп, на котором я работаю, покупался в 2009-м году. Пора, пора копить на новый.

;)

Так что Денису особая благодарность от автора!