Найти в Дзене
Евгений Читинский 65

Глава 14. Как заставить противника дважды зайти на одно и то же минное поле. 8 июля 1941 года

"Как заставить противника вновь зайти на минное поле, где его техника уже подрывалась? Думаете, это нерешаемая задача? Да вполне себе простая задачка, проще некуда!" (с) Е.Читинский "Лейтенант Старновский". Читать бесплатно. Начало первой книги ЗДЕСЬ. "Лейтенант Старновский" кн.1 Начало второй книги ЗДЕСЬ. "Бои на "Линии Сталина". Лейтенант Старновский кн.2 Начало третьей книги ЗДЕСЬ. "Бои на Полоцком УРе. Лейтенант Старновский" кн.3 Предыдущая глава 3-ей книги ТУТ. Гл.13 Вот он, тот самый Букварь. Фото с яндекс-картинок Глава 14. Как заставить противника дважды зайти на одно и то же минное поле. 8 июля 1941 года Как заставить противника вновь зайти на минное поле, где его техника уже подрывалась? Думаете, это нерешаемая задача? Да вполне себе простая задачка, проще некуда! Нужно всего-то… Нужно всего-то сделать вид, что минное поле уже закончилось. Как видим, всё на свете просто-просто, порой просто до безобразия. Берем минное поле и разрываем его на две части. Саперы противника, пр

"Как заставить противника вновь зайти на минное поле, где его техника уже подрывалась? Думаете, это нерешаемая задача? Да вполне себе простая задачка, проще некуда!" (с) Е.Читинский

"Лейтенант Старновский". Читать бесплатно.

Начало первой книги ЗДЕСЬ. "Лейтенант Старновский" кн.1

Начало второй книги ЗДЕСЬ. "Бои на "Линии Сталина". Лейтенант Старновский кн.2

Начало третьей книги ЗДЕСЬ. "Бои на Полоцком УРе. Лейтенант Старновский" кн.3

Предыдущая глава 3-ей книги ТУТ. Гл.13

Вот он, тот самый Букварь. Фото с яндекс-картинок
Вот он, тот самый Букварь. Фото с яндекс-картинок

Глава 14. Как заставить противника дважды зайти на одно и то же минное поле. 8 июля 1941 года

Как заставить противника вновь зайти на минное поле, где его техника уже подрывалась? Думаете, это нерешаемая задача? Да вполне себе простая задачка, проще некуда!

Нужно всего-то… Нужно всего-то сделать вид, что минное поле уже закончилось. Как видим, всё на свете просто-просто, порой просто до безобразия.

Берем минное поле и разрываем его на две части. Саперы противника, пройдя и расчистив первую половину опасного участка, подумают, что всё минное поле пройдено, ан нет. Враги попрутся дальше, и тут — бац! И тут бац, нежданчик, вторая половина минного поля!

Всё гениальное просто!

И самое прикольное, что такой трюк можно повторять много-много раз. Были бы мины. А вот мин для оборонительной войны почему-то не хватало. Помните, мосты сжигали бензином? А немцы успевали по таким мостам проскочить и потушить огонь. Мин не было, вот и воевали бензинчиком… Оборонительная война — она такая! Мин требует! Или, выражаясь научно, требовались «инженерные противотанковые препятствия и минные заграждения».

Кроме того, нужно было поставить противника в такие условия, чтобы он без использования бронетехники по шоссе и прилегающей местности не смог бы взять оборонительную позицию. Танков нет — нет победы. Потому и деваться ему будет некуда, хочешь не хочешь, а без танков — никуда! Тем более минное поле закончилось (но мы-то знаем, что не закончилось). Вот так и заманивается противник.

Ну, а раз минное поле закончилось, то можно снова танки пускать!

Ах да, есть нюанс: если хочешь продержаться на оборонительных позициях как можно дольше, то вражескую пехоту с саперами на заминированные участки ни в коем случае нельзя допускать! Нужно их отсекать плотным ружейно-пулеметным огнем и огнем противотанковых пушек, находясь на самых выгодных позициях.

В ПУ-36 особо подчеркнуто, что минные поля должны прикрываться только противотанковыми пушками, имея в виду, что более легкие осколки этих орудий не вызовут преждевременного срабатывания взрывателей противотанковых мин, рассчитанных на надавливание тяжелой бронетехники. Да и сами снаряды своими взрывами не очень попортят минные поля.

При таком обстреле противника, желающего разминировать опасные участки шоссе и прилегающей местности, возможность работы вражеских саперов сведена до минимума, если не до полного нуля.

Всё это давало обороняющимся возможность легко продержаться до наступления ночи, когда враг всяко-разно постарается под прикрытием темноты разминировать путь для своих танков. Хотя и тут при наличии соответствующих сил и средств можно противодействовать противнику.

Всё это умещается в двух предложениях Военного Букваря 1936-го года — «Современная оборона должна быть прежде всего противотанковой, состоящей из системы огня войсковой и противотанковой артиллерии в сочетании с системой естественных и инженерных противотанковых препятствий и быстро устанавливаемых противотанковых мин и других искусственных препятствий»* и «рвы, минные поля и другие препятствия должны находиться под огнем противотанковых орудий».**

(*п.226 ПУ-36, ** п.230 ПУ-36).

Как видим, войсковой артиллерии (здесь — артиллерии калибром крупнее противотанковой) отводится миссия уничтожения сил и средств противника, в том числе и вражеских орудий, на подступах к нашей обороне, в данном случае на подступах к ДОТам, ДЗОТам и минным полям. По-простому говоря, сшибать 88-мм немецкие зенитки FlaK 18/36/37, которые критиканы ДОТов, ДЗОТов и вообще укрепрайонов времен ВОВ любят приводить в пример как самое современное и эффективное средство борьбы с ДОТами и ДЗОТами. Добавляя с умным видом, что к 1941-му году «ДОТы и укрепрайоны устарели».

Типа, выведи на прямую наводку такое вот зенитное орудие, и оно тебе в два счета все ДОТы и ДЗОты в амбразуру снайперским огнем уничтожит.

Для логики человека с клиповым типом мышления это логично (клиповик — это тот, кто видит только одну картинку (клип) и не в состоянии связать в логическую цепочку все взаимосвязанные факты). И невдомек клиповикам, что ДОТ силен не сам по себе, а «полевым заполнением», в том числе и усилением в виде пушек дивизионного, корпусного и армейского уровня (дивизия, корпус, армия). А всего-то нужно все эти факты связать в логическую цепочку. Плюс знания основ военной науки (военного Букваря).

Ведь понятно же, что есть окопы перед ДОТами и между ними. И что именно в этих окопах и сидят роты, батальоны, дивизии «полевого заполнения». И в связи с этим сразу же возникает вопрос, а как в таком случае пресловутым штурмовым группам немцев подкрадываться к ДОТам и ДЗОТам? А никак, пока не перебьешь всю советскую пехоту в окопах.

Вот такую ситуацию мы можем наблюдать, изучая бои на Полоцком укрепрайоне, который штурмом в лоб немцы так и не смогли взять, пока наши сами не отступили (впрочем, как и Киевский УР, и Карельский УР, который вообще не был взят до конца войны). Ну вы поняли, отступили потому, что немцы прошли там, где должны были обороняться другие укрепрайоны законсЭрвированной «Линии Сталина».

Ну а пока, 8-го июля 1941-го года, немцы продолжали штурмовать в лоб Полоцкий укрепрайон. Вернее, атаковать северный фланг этого укрепрайона.

Вынужденный отступить, чтобы избежать излишних потерь, командир 1-го танкового батальона 27-го танкового полка, 19-ой танковой дивизии гауптман Эрих Мерц*** (***а мы помним, что любые совпадения немецких фамилий здесь случайны) принялся вызывать по рации подмогу.

И, чтобы не терять время понапрасну, он приказал танковым орудиям и приданным пушкам открыть беспокоящий огонь по русским позициям. А вот с подкреплениями у немцев не всё было так гладко. Особенно с авиацией. Тут просто сказали: «Вашу заявку приняли, ждите своей очереди».

Но Мерц всё-таки был опытным воякой, и, прежде чем что-либо предпринять, отправил разведку во всех направлениях, и теперь ждал её результатов.

Тут артиллерийские наблюдатели доложили, что точно засекли расположение русских передовых позиций на пригорке (мы-то знаем, что это был передовой дозор) и готовы открыть огонь на уничтожение выявленных целей. Мерц долго не раздумывал и приказал пехоте готовиться к атаке, а саперам дал задачу начать разминирование, дождавшись, когда бой переместится вглубь вражеской обороны. Что поделать — сроки! Сроки, черт их дери, горели! Сроки наступления здесь и сроки «плана Барбаросса» вообще! Нужно было спешить! И Мерц поспешил. Тем более на флангах, визуально, никакой опасности не обнаружилось, кроме редких передовых дозоров русских (так доложила разведка).

Как только разрывы снарядов плотно накрыли позиции русских, немецкая пехота выдвинулась на исходный рубеж. Выждав еще пять минут, гитлеровцы молча рванули вперед, пользуясь тем, что обороняющиеся в это время попрятались в своих укрытиях и стрелять не могли. Вдобавок ко всему выставленного наблюдателя сразило осколками. Всё это дало выигрыш атакующим в пару сотен метров пробежки до советских окопов. Вот последние снаряды прошелестели уже над самыми головами несущихся вперед врагов, и русские окопы окутались взрывами и столбами огня, дыма и пыли. Казалось, что цель атаки уже близка, уже почти достигнута, но тут со стороны русских позиций вдруг донесся крик:

- Немцы! Немцы пошли в атаку!

И сразу же со дна окопов стали подниматься красноармейцы, которые открыли ответный кинжальный огонь. Почти в упор. Но было уже поздно.

Вот один из вражеских фельдфебелей крикнул:

- Колотушки к бою!

И немцы в отчаянии стали метать свои гранаты, у которых было несомненное преимущество в дальности броска — длинные рукояти. Советские окопы снова потонули в разрывах. Раздались крики раненых и стоны умирающих бойцов. И характерный русский мат-перемат, что означало, что русские умирают, но не сдаются.

Примечание к главе.

Автор не случайно делает ссылки на военные Буквари, которые указывают на прописные истины в военной науке. Если начинается новая война, то опыт современных боевых действий описывается уже в новых Букварях. Так, например, положения ПУ-36 отменяли действия ПУ-29. А в 1943-м году был утверждён новый «Полевой устав Красной Армии» (ПУ–43), который давал рекомендации по боевому использованию армии, стрелкового корпуса, дивизии, отменивший ПУ-36 (но основные положения устава сохранились до конца войны).

Изданный еще до войны ПУ-39. Фото с яндекс-картинок.
Изданный еще до войны ПУ-39. Фото с яндекс-картинок.

Кроме того, всё, что отдельно касалось действия пехоты, то Приказами НКО СССР от 9-го ноября 1942-го года № 347 был введён в действие «Боевой устав пехоты Красной Армии, часть 1-я (боец, отделение, взвод, рота) и часть 2-я (батальон, полк)», (БУП–42), отменивший БУП-38 (часть 1-я) и БУП–27 (часть 2-я), как устаревшие и явно неправильные в ряде основных пунктов.

Эти сведения автор привел для того, чтобы мои читатели не путали Полевой Устав с Боевыми Уставами военных действий по родам войск (пехоты, войск ПВО, то есть действия зенитчиков, танковых войск, артиллерии и так далее).

Что касается Полевого Устава РККА 1939-го года (ПУ-39), который был разработан на замену устаревшему Полевому уставу 1936-го года (ПУ-36), то с учетом опыта 2-ой Мировой войны, участием СССР в локальных конфликтах и войнах, в проект ПУ-39 постоянно вносились коррективы и правки. В данной редакции ПУ-39 должен был быть утвержден на заседании Главного военного совета Красной Армии 25. 06. 1941-го года, однако начавшаяся Великая Отечественная война не позволила это осуществить.

Но, тем не менее, еще до войны ПУ-39 был издан и поступил для изучения в войска. Так что со всеми современными наработками командиры, интересующиеся новинками в военной науке, могли ознакомиться самостоятельно или на учебных занятиях в частях и подразделениях.

Особо хочется отметить, что Полевой Устав 1936-го года — это не просто устав (Военный Букварь), это основополагающий документ РККА на момент описываемых событий. И все командиры, начиная от молоденьких лейтенантов, выпускников военных училищ (они про эту военную науку зачеты и экзамены сдавали в военном училище) до Верховного Главнокомандующего должны были руководствоваться именно этим документом. Руководствоваться. Этим. Документом.

Разумеется, с учетом новых изменений в военной науке, на основе опыта современных войн. В данном конкретном случае ПУ-39 (для того его и издали раньше срока).

Автор специально делает такого рода дополнения и примечания, чтобы люди поняли, что командиры (офицеры) тоже учились своей специальности и даже зачеты и экзамены сдавали в военных училищах. И что военная наука — это не «научно-популярная литература» для ширпотреба, а самая что ни на есть Наука. Наука побеждать!

Ну и минутка юмора:

На зачете по ведению войскового хозяйства на отдельной заставе курсанту попался билет «Содержание, уход, кормление и доение крупного рогатого скота на заставе». Он начал бодро рассказывать про содержание, уход и кормление животных. Проблема встала с доением. После долгих размышлений он выдал:

- До доения коровы надо нежно помыть ей грудь теплой водой с мылом, потом двумя руками берем грудь коровы и поступательными движениями начинаем оттягивать её.

А преподаватель тоже был с юмором и подсказывает:

- Потом нежно целуем ее в губы. Зачет!».

Анекдот из жизни. Из жизни курсантов.

Продолжение ЗДЕСЬ. Гл.15 "Как наступил перелом в ходе дневного боя 8 июля 1941 года".