Колумнист Sputnik Грузия, политолог Арчил Сихарулидзе в рубрике «Реакция» рассуждает о том, как в Грузии сформировалась «либеральная диктатура», в которой якобы нет базовых прав человека, но в реальности эти же права защищены лучше, чем в определенных странах Европы и НАТО.
Грузия, безусловно, является уникальной страной по многим показателям. Обычно мы имеем в виду характер, темперамент, православие, древние церкви и монастыри или же виноделие. Но, кажется, уже можно говорить об особой форме диктатуры, которая, с одной стороны, якобы уничтожает демократию и свободу слова, а с другой – позволяет всем желающим не просто продвигать эти же ценности, но и яростно заниматься этой деятельностью на телевидении, радио, в социальных сетях и не только.
Да, вы не ошибаетесь – в Грузии диктатура, в которой все говорят, что хотят, когда хотят, где хотят, в той форме, в какой хотят. И когда в какой-то момент правительство решает ограничить «демократическую вакханалию», его тут же упрекают в установлении еще более жесткого режима. Правящую «Грузинскую мечту» обвиняют в том, что она не позволяет небольшой группировке прозападно настроенных радикалов себя свергнуть, а население называют конформистами и пророссийскими за отказ жертвовать собой ради европейской интеграции – по примеру Молдовы и Украины.
Парадокс заключается в том, что по большинству демократических показателей, и не только, Кишинёв и Киев находятся далеко позади Тбилиси. Кстати, не только эти страны, но и некоторые члены Европейского союза и НАТО. И все же именно в Грузии, по утверждениям критиков, установилась диктатура, которую нужно срочно остановить.
Так что же такое «либеральная диктатура» в Грузии? Это оксюморон, прозападная политическая пропаганда, опирающаяся на ложные нарративы и искаженные восприятия, игнорирующая реальные показатели развития страны.
Грузия – диктатура, потому что не дает прозападно настроенным элементам всеми возможными способами расшатывать политическую ситуацию в стране, незаконно перекрывать дороги, отказываться признавать государственные институты и брать штурмом здание администрации президента.
Но Грузия также и либеральная страна, ведь правительство старается минимальными средствами остановить незаконное поведение прозападных радикалов, не реагирует на откровенное вмешательство европейских политиков во внутренние дела и даже позволяет протестующим в течение всех этих дней нападать на полицейских, словесно их оскорблять и демонстративно не признавать никого, нигде и никогда.
Более того, Грузия – это диктатура, где у оппозиции телеканалов больше, чем у власти, большая часть наемного гражданского общества непосредственно участвует в политических баталиях на стороне радикалов, а многие университетские профессора призывают своих студентов «выйти на баррикады» ради Европы. Государственную реакцию на все это можно сформулировать максимально лаконично: свобода слова не запрещает высказывать собственное мнение.
Вспоминаются слова известного американского профессора, если не ошибаюсь, Роберта Легвольда, который, подытоживая российский политический кризис 1990-х годов, отметил, что навязываемые местными реформаторами демократические процессы по своей сути больше напоминали проявления анархии. Если Грузия – диктатура, то, безусловно, либеральная. А значит, единственная в своем роде за всю историю международных отношений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте также: