Бронированный прицеп ТД-200, разработанный на базе ходовой части танка Т-60 инженером завода №78 Д.И. Чижиковым
Вопросы транспортировки пехоты в условиях активного противодействия противника поднимались еще со времен Первой мировой войны. Впрочем, более-менее приличные бронетранспортеры стали появляться куда позже - во второй половине 30-х годов. Надо сказать, что поначалу их было совсем немного, даже пресловутые немцы в 1939-41 годы сдавали по несколько сотен БТР в год. При этом существовали и альтернативные идеи транспортировки пехоты, сопровождающей танки. Одним их таких способов стали прицепы, которые цеплялись за танки.
В Красной Армии первое массовое применение танковых прицепов (волокуш) состоялось во время советско-финляндской войны. Реализация оказалась довольно спорной, тем не менее, уже к концу 1941 года появились первые бронеприцепы и сани военного периода. Разрабатывались они без тактико-технических требований, что, естественно, снижало их ценность, а зачастую и оставляло подобные разработки за бортом. Едва ли не первой разработкой подобного рода, которая создавалась с более-менее активным участием военных, стал бронированный прицеп ТД-200, разработанный заместителем главного металлурга завода №78 (г.Челябинск) Д.И. Чижиковым.
Одной из особенностей первых бронированных прицепов/бронесаней военного периода стала, скажем так, излишняя гигантомания. Прицепы получались чересчур громоздкими, даже для КВ-1 они оказывались слишком большими и тяжелыми. В этом смысле разработка Чижикова, которую он подготовил к 16 февраля 1942 года, выгодно отличалась от аналогов. История изначально развивалась по типичному для отдела изобретений сценарию. Письмо из Челябинска с проектом ТД (танковый десант, транспортируемый ДОТ) было адресовано И.В. Сталину.
Делать бронеприцепы из танков предлагали еще до Чижикова, но тогда речь шла про Т-34 или БТ. В случае же с ТД речь шла об использовании деталей малого танка Т-60. Изначально, впрочем, предлагались и альтернативные варианты ходовой части, включая транспортный трактор Сталинец С-2. Впрочем, очень быстро Т-60, как наиболее отработанная база, стал единственным донором. В качестве места изготовления ТД предлагался завод №200, который в 1941 году был выделен из завода №78 как предприятие, занятое выпуском корпусов и башен для КВ-1.
Согласно исходному проекту, прицеп ТД должен был иметь длину 4,5, ширину 2 и высоту 1 метр. Толщина бортов составляла 40 мм, носовой и кормовой части 30 мм, крыша 20 м, а днище 15 мм. Рассчитывался ТД на 25 десантников, которые могли вести огонь из 14 отрываемых изнутри бойниц. Оценочно боевая масса составляла 9 тонн. Помимо функций перевозки десантников, ТД предполагалось использовать как ДОТ-ы и транспортеры для перевозки под обстрелом противника боеприпасов, вооружения и раненых. По конструкции ТД виделся автором несложным транспортным средством, состоящим из бронированного корпуса простейшей формы и ходовой безмоторной части на гусеницах.
Примерно в это же время рассматривался проект бронесаней БДТП, с использованием корпусов и башен Т-34. На этом фоне ТД выглядел более реалистично, хотя и он, в исходном виде, получился чересчур громоздким и тяжелым. 27 февраля 1942 года ГАБТУ КА сформировало требования на танковый прицеп, таскать его должен был Т-34. Боевая масса прицепа оценивалась в 5 тонн, внутри помещалось 15 десантников. Толщина брони оценивалась в 13-15 мм. При этом явно рассматривалась переделка уже имеющихся корпусов, а не постройка новых прицепов. Тем не менее, ТД вышел за рамки проекта.
Секрет успеха данного прицепа заключался в том, как именно Чижиков подал свою идею. Дело в том, что в создании ТД оказался заинтересован, в том числе и финансово, завод №200. Неудивительно, что на заводе №200 к идее главного металлурга завода №78 отнеслись с энтузиазмом. Тему ТД на заводе №200 вели старший конструктор Красильников и начальник заводского КБ Сергеев. Так прицеп ТД стал ТД-200, цифра "200" означала завод, где он разрабатывался. Что же касается Чижикова, то он выступал в роли консультанта и одновременно продвигал свое детище, бомбардируя все инстанции письмами в случае задержки работ. При этом в переписке его фамилия не упоминается.
Согласно отчету военинженера 2-го ранга Пестова, старшего военного представителя завода №200, к 20-20 марта 1942 года ожиадалась постройка трех прицепов. При этом снова возникла идея установки альтернативной ходовой части. Для удешевления прицепа предполагалось ставить ходовую часть тракторного типа (СТЗ-5 иди схожую). Кроме того, на опытных образцах обкатывались разные идеи. В их числе были попытки поставить шаровые пулеметные установки, проверялась необходимость более сложных приборов наблюдения, а также какова пропускная способность люков.
По большинству характеристик опытные образцы ТД-200 соответствовали концепции Чижикова. Высадка и посадка десанта осуществлялась через двустворчатые люки на крыше, носовой части, корме, еще один люк предусматривался в днище. Согласно требованиям ГАБТУ КА, прицепы должны были обеспечивать высадку десанта через кормовой люк, как в стоячем положении, так и на ходу. Десант располагался внутри прицепа на скамьях, по 5 человек на каждой. Спереди и сзади были предусмотрены рымы (аналогичные применяемым на КВ-1 с укорочением цилиндрической части), к которым крепилось дышло, цепляемое к танку. Всего ТД-200 имел 10 бойниц для ведения огня: по 3 с бортов, 2 спереди и 2 на корме. Бойницы были сделаны с закрывающимися заслонками.
Заводские испытания опытного прицепа были начаты 16 апреля 1942 года. В ходе испытаний (37 километров по булыжному шоссе и 11 километров по проселку) средняя скорость возки ТД-200 за КВ-1 составила 16 км/ч. Отмечалось, что прицеп невозможно отцепить на ходу, клиренс в 30 см оказался недостаточным. Помимо этого выяснилось, что заслонки бойниц можно было открыть с внешней стороны. После испытаний прототип, изначально имевший одностворчатые верхние люки, был переделан, что привело к затягиванию испытаний на месяц.
Второй этап испытаний, проходивший с 19 по 25 мая, совпал с учениями на Челябинском танкодроме. Всего за это время было пройдено 28 километров в условиях бездорожья. В ходе испытаний ТД-200 испытали с полной нагрузкой: в прицеп погрузились 20 бойцов, посадка прошла за 60 секунд. Помимо этого, была произведена успешная выгрузка десанта на скорости 4-5 км/ч. Прицеп с полной нагрузкой испытывали на бездорожье: успешно пройдено 2 ямы глубиной 1 метр и 4 ямы глубиной 1,2 метра. Для усложнения задачи между танком и прицепом положили бревно диаметром 25 см, это препятствие на небольшой скорости было пройдено 2 раза.
При прохождении препятствий был погнуты тяги дышла, кроме того, между гусеницей и правой надгусеничной полкой попал камень, который частично прогнул заднюю часть полки. Кроме того, при прохождении препятствий погнуло гребень одного из траков правой гусеничной ленты, в результате один из катков получил повреждения бандажа. Несмотря на такие повреждения, не было зафиксировано ни одного случая спадания гусениц. 15 июня заводские испытания завершились. Осмотр ходовой части ТД-200 №1 показал, что все детали оказались в пределах нормы, таким образом, прицеп вполне успешно прошел заводскую программу.
Помимо ТД-200, в мае 1942 года на заводе №200 был разработан химический прицеп, получивший индекс ГХП (гусеничный химический прицеп). Предназначался он для заражения и дегазации местности, а также дымопуска. По конструкции ГХП во многом повторял ТД-200, но вместо бронекапсулы для десанта на гусеничной ходовой части устанавливался короб, внутри которого располагались резервуары для отравляющих веществ или дымовой смеси. Распыление газов происходила через устройство, расположенное в кормовой части прицепа. ГХП предлагался в трех вариантах исполнения, отличавшихся друг от друга внутренней компоновкой и объемом внутренних баков.
В течение мая 1942 года также были изготовлены ТД-200 за номерами №2 и №3, их сдали в начале июня. А вот дальше дела по прицепам, как десантным, так и химическим, застопорились. В конце июня 1942 года проект ГХП рассмотрели в 4-м отделе ГВХУ КА (Главное военно-химическое управление Красной Армии). Заключение, подготовленное к 3 июля, оказалось не в пользу идеи. Дело в том, что ходовая часть Т-60 оказалась дефицитной. Особенно это касалось траков, летом 1942 года не одна сотня Т-60 стояла в цехах без них. Кроме того, ГХП оказался не дешевым удовольствием. Да и ТД-200 был совсем не дешевым - его цена составляла 42000 рублей. Это 3/5 ценника Т-60. При том, что прицеп предполагалось изготовлять из отходов корпусного производства, такая цена выглядела, мягко говоря, не очень адекватно.
Попыткой спасти ТД можно назвать активность, которая развернулась на заводе №200 во второй половине июня 1942 года. Ничего особо нового завод №200 не придумал: фактически это был тот же ТД-200, но в уменьшенном виде. Больше всего отличался ТД-2, имевший боевую массу 5750 кг. Данный прицеп был рассчитан на перевозку 15 человек, то есть по требованиям конца февраля 1942 года. Количество опорных катков сократилось до трех. ТД-3 оказался крупнее, он рассчитывался на 20 человек. Больше оказалась и боевая масса – 7850 кг. Как и ТД-200, этот прицеп имел по 4 опорных катка на борт.
Предложение о постройке данных прицепов 5 июля 1942 года на стол начальнику ГАБТУ КА генерал-лейтенанту Я.Н. Федоренко. Писал ему главный инженер завода №200 Л.И. Эйранов. В первоначальном тексте предложения речь шла о постройке и одного образца ТД-3, но после рассмотрения письма Федоренко была сделана правка ручкой и постройку ограничили прицепом ТД-2. По характеристикам прицеп ТД-3, как и его предшественник ТД-200, не вписывался в выдвинутые военными требования. В отличие от ТД-2, который хоть и имел превышение по боевой массе, но плюс-минус в ТЗ вписывался.
Согласно докладу П.К. Ворошилова, опытный образец ТД-2 был изготовлен к 10 октября 1942 года и проходил заводские испытания. К тому моменты, впрочем, постройка таких прицепов с нуля стала неактуальной. Тем не менее, челябинским бронированным прицепам, возможно, все же довелось повоевать. Согласно переписке, три опытных прицепа ТД-200 в конце сентября 1942 года были направлены в 19-ю танковую бригаду. Что с ними было дальше, неизвестно. Так или иначе, но более приоритетной задачей в то время стало создание бронесаней из корпусов Т-60, именно они стали массовым изделием.
Список источников:
ЦАМО РФ
Другие материалы по танковым прицепам, а также другим танковым десантным средствам и приспособлениям:
Десантно-штурмовой вариант Т-34 разработки майора Казимирова
Танки как средство доставки пехоты на поле боя