Мы завершаем наш рассказ про никель.
В первой статье про этот элемент ("Металл по имени Колян") мы рассказывали вам, что еще химик Иеримия Рихтер, впервые выплавивший чистый никель, в своей статье «Об абсолютно чистом никеле, благородном металле, его получении и свойствах» с редкой точностью перечислил основные качества этого металла: сопротивление коррозии, магнитные свойства и пластичность.
Если добавить еще высокую жаропрочность (температура плавления — 1453 °С) - то нетрудно предсказать, что металл с такими характеристиками не останется без внимания промышленников.
Так оно и произошло - период безработицы, когда никель был не нужен никому, кроме ювелиров, долго не продлился.
Во второй статье - "Первая работа металла по имени Колян" мы напомнили, что никель активно используется в различных сплавах с другими металлами - и это стало его первой постоянной профессией.
Затем оказалась востребована коррозионная стойкость, которой обладает "белый металл". Разжевывать, думаем, не стоит - что такое никелирование (вторая освоенная профессия "Коляна"), знают даже маленькие дети, благо, с никелированной сантехникой можно ознакомиться в любой ванной.
Никелирование берет свое начало еще в середине девятнадцатого века. Тогда для осаждения никеля на латунь использовали азотно-никелевую соль, которая, правда, дала плохие результаты. В 1842 году профессор Бётгер из Франкфурта предложил использовать двойную серно-аммиачно-никелевую соль, сработавшую гораздо лучше. Он же впервые указал на свойства никеля, осажденного гальваническим током. До промышленного производства дело дошло не сразу, но дошло.
Тогда же никелем впервые заинтересовались в России. Горный инженер М. Данилов попытался плавить никелевые руды, добываемые в Петровском руднике в Ревдинском районе на Урале. Было добыто и переработано более 550 тонн никелевой руды, но тут цены на никель резко упали, и проект приказал долго жить.
Почему упали цены?
Потому что в мире произошли три события.
Во-первых, на далеком тропическом острове, в Каледонии, которую всего 10 лет назад присоединили к Франции, начальником департамента шахт был назначен молодой и амбициозный горный инженер Жюль Гарнье.
Он принялся активно искать на острове полезные ископаемые и открыл богатейшие месторождения никелевой руды - зеленого минерала, который назвали в его честь - гарниерит.
Через два десятилетия уже в Канаде при прокладке Тихоокеанской железной дороги были найдены не менее богатые залежи медно-никелевых руд.
И в это же примерно время произошло и третье событие - было открыто важное свойство никеля: улучшать качество стали. Вскоре легирование стали стало третьей - и главной! - профессией никеля.
Первыми, кто заинтересовался этими новостями, стали, конечно же, военные - донельзя счастливые от того, что в сырье теперь недостатка не было.
Вскоре никель начали активно использовать в военных целях, в частности, при производстве корабельной брони. Военно-морской флот империй (британской, французской, русской и др.) спешно "переобувался" в усовершенствованную броню – высокопрочную легированную сталь с добавлением никеля.
По сути, в конце XIX - начале XX века в мире наступила «никелевая лихорадка».
Чтобы были понятны масштабы - в 1875 году во всем мире было произведено примерно 600 тонн никеля. А в 1918 году было выплавлено уже 47000 тонн этого металла, причем подавляющее большинство — около 90 процентов — дала Канада, которая из-за тяжелейшего положения Франции во время Первой мировой стала практически монополистом на мировом рынке.
А вот Россия при царе-батюшке не производила ни пуда никеля, несмотря на подтвержденные запасы - только экспортировала. Первый завод, выплавлявший никель, был спроектирован и построен только в ходе индустриализации 30-х годов - это был Уфалейский никелевый завод на Урале.
Уральские никелевые заводы - Уфалейский, Режский (на фото) и другие сыграли огромную роль в годы Великой Отечественной войны, когда спрос на качественные стали, сами понимаете, был запределен.
Ну, а после войны в строй вошел главный никелевый актив России - "Норильский никель", которым тогда руководил наш великий выпускник Авраамий Завенягин. Вот он на "Норникеле", который много десятилетий носил его имя.
Производство качественных сталей является главной профессией никеля и по сей день. Экспертиза никелевого рынка по итогам 2015 года выявила, что 67% мирового потребления никеля пришлось на производство нержавеющей стали.
На втором месте - производство никелевых сплавов - 17%. Это вторая по важности, и первая по хронологии профессия "металла по имени Колян".
На третьем месте - никелирование, на него в 2015 году уходило примерно 7% добываемого никеля.
Оставшиеся 9% проходят по неизбежной графе "прочие применения", которая включала никель-кадмиевые аккумуляторы (NiCd), порошковую металлургию, химические реактивы и т.д.
Правда, составители обзора еще тогда, в 2015 году отдельным пунктом оговаривали, что перспективы у никель-кадмиевых аккумуляторов не самые лучшие. Они сильно устарели и быстро сдают позиции, вытесняемые более эффективными литиевыми аналогами. В этой связи, предрекали составители, "аккумуляторная" профессия никеля вскоре сойдет на нет.
Сбылось ли это предсказание?
Давайте посмотрим таблицу потребления первичного никеля по отраслям в 2024 году.
66% - Нержавеющая сталь
14% - Аккумуляторы
14% - Сплавы, суперсплавы и спецстали
5% - Гальванопокрытие
1% - Прочие отрасли.
Нормально, да? Сфера применения, которая, по общему мнению, должна была уже благополучно помереть - вырвалась в итоге на второе место!
Причину случившегося можно описать тремя словами - взрывной рост электромобилей.
Дело в том, что никель является основным катодным материалом для литий-ионных аккумуляторов, он помогает обеспечить более высокую плотность энергии в батареях и большую емкость при меньших затратах. При этом литий-ионными аккумуляторами, содержащими никель, оснащено подавляющее большинство выпускаемых электромобилей.
И хотя электромобили в настоящее время составляют относительно небольшую долю мирового автомобильного парка, их доля на рынке очень быстро увеличивается.
Поэтому сегодня делаются совершенно другие прогнозы. К примеру, ожидается, что к 2040 году на производство аккумуляторов будет уходить до 40% производимого никеля. Это удвоит спрос на никель и потребление "металла по имени Колян" вырастет до шести миллионов тонн в год.
Что? Сколько сегодня?
Сегодня годовая добыча никеля составляет немногим более трех миллионов, примерно 3,3 млн тонн.
Основные производители: Индонезия (1 млн), Филиппины (0,37 млн), Россия (0,25 млн), Новая Каледония (территория Франции) (0,19 млн), Австралия (0,16 млн).
"Примерно" - потому, что никель в каждой из своих главных ипостасей, что "металлургической", что "энергетической", является стратегическим сырьем. По этой причине основные игроки на планете цифры, связанные с этим металлом, особо не "светят".
Но, к примеру, "никелевая" ситуация в России довольно понятна. Россия не просто полностью обеспечивает себя этим стратегическим металлом - наша страна является одним из главных экспортеров высококачественного никеля на планете, спасибо большевикам, построившим "Норникель".
При этом более 80% добываемого в России никеля идет на экспорт, и это очень важная строчка внешнеэкономической деятельности - причем не только в масштабах нашей страны.
Ситуация с никелем уникальна тем, что большинство промышленно развитых стран производят его в небольших объемах, не покрывая даже собственные потребности. Даже Китай добывает "белого металла" в 3 раза меньше, чем Россия, США почти в 20 раз меньше, страны Евросоюза его вообще практически не добывают. А никель, напомним, стратегически важен для любого серьезного государства.
Именно по этой причине после 2022 года ни США, ни Евросоюз никогда не вводили санкций против российских производителей никеля. Более того - именно с нашей страной связано самое серьезное потрясение на мировом никелевом рынке в последние годы. Речь, разумеется, о так называемом "Никелевом шорт-сквизе".
Это случилось 8 марта 2022 года, практически сразу после начала СВО. В этот день на рынке началась паника из-за опасений введения санкций на российский никель. Как следствие - цена на никель на Лондонской бирже металлов (LME) за один день подскочила более чем на 250%, достигнув беспрецедентного уровня - более 100 000 долларов за тонну.
В итоге биржа была вынуждена аннулировать все сделки, совершенные 8 марта, и приостановить торги никелем на несколько дней — беспрецедентная мера в современной истории. Торги возобновились только после введения лимитов на ежедневные колебания цен.
Как говорилось в одном культовом фильме: «Здесь всё просто так, кроме денег». Поэтому больше никто не то что не вводил никаких санкций - даже не пугал санкциями. Война войной, а деньги - это святое!
Однако нельзя сказать, что у "Норникеля" все в шоколаде. На самом деле сегодня компания вынуждена проводить серьезную переориентацию поставок с Европы на Азию.
Несмотря на отсутствие официальных санкций, европейские страны резко снизили закупки российского никеля. Причин множество - это и возникшие проблемы с логистикой, и проблемы с российскими банками, наконец - это следствие "неформальных" санкций. Многие западные компании (прежде всего - из Германии, Финляндии и др.) под общественным давлением вынуждены отказываться от покупки российского никеля, опасаясь репутационных рисков и возможных будущих санкций.
Так что в целом ситуация с экспортом российского никеля сегодня является сложной. Россия продолжает экспортировать никель в больших объемах, но сталкивается с растущими вызовами, главные из которых — логистика, ценообразование и поиск новых рынков.