Когда идешь вдоль Ленинградского проспекта по четной стороне, сложно не обратить внимания на арку из красного кирпича с крестом, позади которой просматривается такой же краснокирпичный дом в неорусском стиле. В эту арку совершенно точно стоит заглянуть, чтобы познакомиться еще с одной страницей истории русской благотворительности. А также еще с одним параграфом Истории самой Москвы.
Недавно я писал о вилле Николая Рябушинского «Черный лебедь» и рассказывал, что часть земли Петровского парка издавна была поделена на дачные участки. И как раз на месте моего сегодняшнего архитектурного героя располагалась дача знаменитого зодчего Осипа Ивановича Бове и его жены Авдотьи Семеновны, урожденной Гурьевой.
(5 фото)
К слову сказать, женитьба их наделала в свое время много шума в Москве. В первом браке княгиня Трубецкая, овдовев, она вышла замуж вторично и на этот раз не за человека своего круга, не за дворянина, а за простого архитектора, недавно вернувшегося из армии в чине корнета. Неудивительно, что в обществе сие отклика не нашло, будучи воспринято как мезальянс. Вплоть до того, что ее до недавнего времени добрая подруга княгиня Туркестанова язвительно заявила:
«Москва помешалась. Художник, архитектор, камердинер – все подходят, лишь бы выйти замуж»
Свет не оценил величие талантов избранника бывшей княгини, враз потерявшей титул. Она же была и осталась навсегда его единственной любовью.
Об их усадьбе в Петровском переулке, где супруги прожили всю свою совместную жизнь, я писал когда-то.
И эту дачу в Петровском парке, на краю Петербургского шоссе, Авдотья Семеновна, овдовев во второй раз в 1836 году, спустя двадцать лет продала благотворительнице и храмоздателю, Надежде Алексеевне Черкасской. Та же на месте приобретенной усадьбы вознамерилась…
…Открыть богадельню для престарелых неимущих женщин
За дозволением совершить это благотворительница обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Разрешение было получено, и для богадельни выстроили простое деревянное здание. Поначалу в нем разместилось всего 15 подопечных.
В 1857-1858 годах при богадельне возвели домовую церковь во имя Живоначальной Троицы. Подчинялась она Троице-Сергиевой лавре, к которой была приписана, а проект строительства составил вольнопрактикующий архитектор Николай Иванович Финисов, сотрудник архитектурной мастерской Федора Федоровича Рихтера.
(12 фото)
Храм был совсем небольшим, с одной главкой на барабане над четвериком, почти без внешних украшений. И первоначально с одним-единственным Троицким престолом.
(12 фото)
Черкасская руководила богадельней до своей кончины в 1860 году и была похоронена рядом с мужем в подклете того храма. После ее смерти руководство учреждением взяла на себя купчиха Вера Богдановна Спиридонова.
На ее средства в 1888 году храм реконструировал архитектор Николай Антипович Воскресенский, добавив новый придел, который освятили в честь Николая Чудотворца.
(3 фото)
А в 1893-м Петр Павлович Зыков вместо деревянного крыльца выстроил кирпичную паперть со звонницей.
Число обитательниц богадельни росло, и в 1898 году по проекту Ивана Павловича Машкова вместо деревянной постройки возвели новое здание в русском стиле – кирпичное, в два этажа с полуподвалом, вплотную примыкающее к храму. А заодно при богадельне открылась ремесленная школа для девочек из неимущих семей.
(12 фото)
Прошло еще три года, и при Черкасской богадельне в 1901 году на средства Веры Богдановны выстроили еще один корпус, в котором открылось…
…Спиридоньевское убежище для неизлечимо больных
В три этажа, строгой прямоугольной формы, зато с нарядными, праздничными оконными наличниками и декоративной кладкой фасада.
(7 фото)
Его автором стал все тот же Иван Павлович Машков, что и нового богаделенного дома. Тот самый, удивительную историю которого я уже не раз описывал.
В начале двадцатого века Троицкий храм при Черкасской богадельне получил самостоятельность, а в 1908 году попечительство над самой богадельней и убежищем для неизлечимых больных при ней взяло на себя Императорское Человеколюбивое общество – по большому счету, лично великая княгиня Елизавета Федоровна, учредительница Марфо-Мариинской обители.
(5 фото)
После революции богадельню закрыли, вместо нее основав Дом матери и ребенка имени Лениной-Крупской. Храм хотели закрыть сразу же, тем более что в первую очередь стремились уничтожать отчего-то как раз домовые церкви. Но прихожане чудом отстояли храм еще на несколько лет, указывая на то, что он стоит хоть и вплотную к богадельне, но все-таки является отдельным зданием.
(12 фото)
Но все равно в 1921-м храм закрыли, репрессировав настоятеля и духовника богадельни протоиерея Иоанна Миловидова. Храм обезглавили, сбили оконные наличники, замазали росписи, созданные студентами Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
(3 фото)
Позднее здесь открылись районная детская поликлиника, райуправление здравоохранения и Приемное отделение Детской инфекционной больницы.
(5 фото)
Храм вернули верующим в 2000-х, уже в 2003-м в нем возобновились богослужения. В здании убежища открылась Общеобразовательная православная школа искусств.
И с того же 2003 года храмовый комплекс вместе с корпусами бывшей богадельни является вновь выявленным объектом культурного наследия Москвы.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!