Про Кузнецкий Мост я в свое время написал довольно много статей, все их можно найти в подборке под названием «В центре Белого города». Однако самое начало улицы, ее кусочек между Большой Дмитровкой и Петровкой я до сих пор оставлял нетронутым. Но и на нем есть чем полюбоваться и о чем почитать.
Как раз об одном доме, что стал его украшением, я расскажу сегодня. Это…
…Еще один представитель модерна в сердце Москвы
Распростерший крылья парящий сокол на его аттике изображен не случайно. Заказчицей и владелицей доходного дома с момента его постройки в 1902-1903 годах и до самой революции была вдова, генерал-майорша Мария Владимировна Сокол. А проект строительства принадлежал архитектору Ивану Павловичу Машкову, выпускнику Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Этот стиль еще называли сецессионом – от латинского secessio (отделение, обособление), настолько произведения в нем отличались от общепринятого, традиционного и консервативного. Правда, в России прижилась французская версия moderne (современный) и, как частный случай, совсем нечасто употребляемое «ар-нуво».
Таков и этот дом, как раз исполненный с заимствованием манеры венского сецессиона. При всем множестве архитектурных жемчужин вокруг, он выделяется из стройных рядов сразу же, стоит уронить на него взгляд. Асимметричный, с мягкими линиями волют, балконных решеток и козырьков, с ажурными деталями, лепниной, эркерами и необычной формы аттиками.
(15 фото)
К сожалению, часть его украшений была утрачена в процессе нескольких перестроек в промежутке между 1930 и 1970-ми годами.
Но главное его украшение это, конечно, замечательные майоликовые панно, изготовленные на бутырском керамическом заводе «Абрамцево». Они, к счастью, уцелели.
(9 фото)
Обвившие собою небо над несколькими центральными улицами и переулками гирлянды мешают рассмотреть все детали, но я старался. Может, когда-нибудь и здесь, как на Никольской, их хотя бы на время снимут, и тогда получится сделать фотографии получше. Особенно хочется без помех рассмотреть парящего над поросшими эдельвейсом холмами сокола, его автор – художник Николай Николаевич Сапунов, и рельефных изразцовых «Рыбок» Михаила Александровича Врубеля.
В действительности это целый комплекс корпусов, построенных в форме каре с внутренним двором.
(12 фото)
А вот дом с Меркурием и гермами, что стоит слева от моего сегодняшнего архитектурного героя, хоть и носит также третий номер, только обозначен как строение 1, к доходному дому Сокол не относился, но я все равно его покажу. Большой истории о нем не рассказать, а взглянуть на него стоит.
Это было конторское здание, построенное чуть раньше, в 1901 году архитектором Митрофаном Александровичем Арсеньевым.
(5 фото)
Интересно, что главный корпус при строительстве решили расположить не на красной линии улицы, а несколько отодвинуть вглубь приобретенного участка – для того чтобы прохожие могли получше рассмотреть красоту дома. Правда, все равно эта часть Кузнецкого Моста довольно узка, хотелось бы иметь еще больше свободного пространства. Большое видится на расстоянии.
На первом и втором этажах расположились магазины и конторские помещения, остальные три этажа и дворовые корпуса целиком отвели под многокомнатные меблированные квартиры.
На протяжении всего времени, что Мария Владимировна Сокол владела доходным домом, в нем размещались театральная литография Александра Александровича Левенсона и музыкальный магазин Андрея Андреевича Дидерихса, совладельца старейшей в России фортепианной фабрики. И несколько фотоателье на любой вкус и кошелек.
(9 фото)
К слову, про архитектора Ивана Павловича Машкова, автора этого великолепия…
…Стоит упомянуть две любопытные детали
Проработав некоторое время помощником Константина Михайловича Быковского при строительстве Университетских клиник на Девичьем Поле
и с братьями Чичаговыми на проектах Московской городской думы и театра Корша (нынешний Театр наций),
он много трудился для Братолюбивого Общества снабжения в Москве неимущих квартирами. И поскольку бюджеты тех благотворительных жилищ были не самыми высокими, как правило, единственными их украшениями служила как раз абрамцевская майолика. Возможно, поэтому он привнес эти замечательные панно и сюда?
Но более всего интересна вторая деталь. Родившийся в Тамбовской губернии (по некоторым другим данным в Липецке) сын деревенского кузнеца Иван сделался круглым сиротой, когда ему было всего три года. После смерти родителей его усыновили липецкие купцы из мещан Павел Карпович и Наталья Ефимовна Машковы. Настоящей же фамилией Ивана Машкова была… Соколов.
Так что, по всему выходит, у изображения парящего хищника не было никаких шансов не очутиться на фасаде этого дома. С такой-то фамилией заказчицы как было не устроить и свой собственный живописный «автограф» в лучших традициях Льва Николаевича Кекушева.
А потом...
...Произошла революция
В советские годы здесь располагался Государственный союзный трест анилинокрасочной промышленности ВСНХ СССР – «Анилтрест», на одном из предприятий которого (на Большой Садовой) в 1920-х производился иприт.
Позднее в доме №3 по Кузнецкому Мосту находились книжная лавка «Международная книга» и магазин издательства «Академкнига», а с 1960-х и по наши дни – офис компании «Моспроект-3».
В разные времена здесь жили писательница и актриса театра и кино Елизавета Борисовна Ауэрбах, мастер художественного слова Елена Николаевна Гоголева, оперная певица Евгения Ивановна Збруева и целая плеяда звезд московского балета.
Дом сегодня – памятник архитектуры регионального значения.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!