Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Доходный дом Марии Сокол. Майоликовый крылатый хищник и неявный автограф архитектора

Про Кузнецкий Мост я в свое время написал довольно много статей, все их можно найти в подборке под названием «В центре Белого города». Однако самое начало улицы, ее кусочек между Большой Дмитровкой и Петровкой я до сих пор оставлял нетронутым. Но и на нем есть чем полюбоваться и о чем почитать. Как раз об одном доме, что стал его украшением, я расскажу сегодня. Это… Распростерший крылья парящий сокол на его аттике изображен не случайно. Заказчицей и владелицей доходного дома с момента его постройки в 1902-1903 годах и до самой революции была вдова, генерал-майорша Мария Владимировна Сокол. А проект строительства принадлежал архитектору Ивану Павловичу Машкову, выпускнику Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Этот стиль еще называли сецессионом – от латинского secessio (отделение, обособление), настолько произведения в нем отличались от общепринятого, традиционного и консервативного. Правда, в России прижилась французская версия moderne (современный) и, как частный случай, с
Оглавление

Про Кузнецкий Мост я в свое время написал довольно много статей, все их можно найти в подборке под названием «В центре Белого города». Однако самое начало улицы, ее кусочек между Большой Дмитровкой и Петровкой я до сих пор оставлял нетронутым. Но и на нем есть чем полюбоваться и о чем почитать.

В центре Белого города | Тайный фотограф Москвы | Дзен

Как раз об одном доме, что стал его украшением, я расскажу сегодня. Это…

…Еще один представитель модерна в сердце Москвы

Распростерший крылья парящий сокол на его аттике изображен не случайно. Заказчицей и владелицей доходного дома с момента его постройки в 1902-1903 годах и до самой революции была вдова, генерал-майорша Мария Владимировна Сокол. А проект строительства принадлежал архитектору Ивану Павловичу Машкову, выпускнику Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

-2

Этот стиль еще называли сецессионом – от латинского secessio (отделение, обособление), настолько произведения в нем отличались от общепринятого, традиционного и консервативного. Правда, в России прижилась французская версия moderne (современный) и, как частный случай, совсем нечасто употребляемое «ар-нуво».

Таков и этот дом, как раз исполненный с заимствованием манеры венского сецессиона. При всем множестве архитектурных жемчужин вокруг, он выделяется из стройных рядов сразу же, стоит уронить на него взгляд. Асимметричный, с мягкими линиями волют, балконных решеток и козырьков, с ажурными деталями, лепниной, эркерами и необычной формы аттиками.

(15 фото)

К сожалению, часть его украшений была утрачена в процессе нескольких перестроек в промежутке между 1930 и 1970-ми годами.

Но главное его украшение это, конечно, замечательные майоликовые панно, изготовленные на бутырском керамическом заводе «Абрамцево». Они, к счастью, уцелели.

(9 фото)

Обвившие собою небо над несколькими центральными улицами и переулками гирлянды мешают рассмотреть все детали, но я старался. Может, когда-нибудь и здесь, как на Никольской, их хотя бы на время снимут, и тогда получится сделать фотографии получше. Особенно хочется без помех рассмотреть парящего над поросшими эдельвейсом холмами сокола, его автор – художник Николай Николаевич Сапунов, и рельефных изразцовых «Рыбок» Михаила Александровича Врубеля.

В действительности это целый комплекс корпусов, построенных в форме каре с внутренним двором.

(12 фото)

А вот дом с Меркурием и гермами, что стоит слева от моего сегодняшнего архитектурного героя, хоть и носит также третий номер, только обозначен как строение 1, к доходному дому Сокол не относился, но я все равно его покажу. Большой истории о нем не рассказать, а взглянуть на него стоит.

Это было конторское здание, построенное чуть раньше, в 1901 году архитектором Митрофаном Александровичем Арсеньевым.

(5 фото)

Интересно, что главный корпус при строительстве решили расположить не на красной линии улицы, а несколько отодвинуть вглубь приобретенного участка – для того чтобы прохожие могли получше рассмотреть красоту дома. Правда, все равно эта часть Кузнецкого Моста довольно узка, хотелось бы иметь еще больше свободного пространства. Большое видится на расстоянии.

-7

На первом и втором этажах расположились магазины и конторские помещения, остальные три этажа и дворовые корпуса целиком отвели под многокомнатные меблированные квартиры.

На протяжении всего времени, что Мария Владимировна Сокол владела доходным домом, в нем размещались театральная литография Александра Александровича Левенсона и музыкальный магазин Андрея Андреевича Дидерихса, совладельца старейшей в России фортепианной фабрики. И несколько фотоателье на любой вкус и кошелек.

(9 фото)

К слову, про архитектора Ивана Павловича Машкова, автора этого великолепия…

…Стоит упомянуть две любопытные детали

Проработав некоторое время помощником Константина Михайловича Быковского при строительстве Университетских клиник на Девичьем Поле

и с братьями Чичаговыми на проектах Московской городской думы и театра Корша (нынешний Театр наций),

он много трудился для Братолюбивого Общества снабжения в Москве неимущих квартирами. И поскольку бюджеты тех благотворительных жилищ были не самыми высокими, как правило, единственными их украшениями служила как раз абрамцевская майолика. Возможно, поэтому он привнес эти замечательные панно и сюда?

-9

Но более всего интересна вторая деталь. Родившийся в Тамбовской губернии (по некоторым другим данным в Липецке) сын деревенского кузнеца Иван сделался круглым сиротой, когда ему было всего три года. После смерти родителей его усыновили липецкие купцы из мещан Павел Карпович и Наталья Ефимовна Машковы. Настоящей же фамилией Ивана Машкова была… Соколов.

-10

Так что, по всему выходит, у изображения парящего хищника не было никаких шансов не очутиться на фасаде этого дома. С такой-то фамилией заказчицы как было не устроить и свой собственный живописный «автограф» в лучших традициях Льва Николаевича Кекушева.

А потом...

...Произошла революция

В советские годы здесь располагался Государственный союзный трест анилинокрасочной промышленности ВСНХ СССР – «Анилтрест», на одном из предприятий которого (на Большой Садовой) в 1920-х производился иприт.

Позднее в доме №3 по Кузнецкому Мосту находились книжная лавка «Международная книга» и магазин издательства «Академкнига», а с 1960-х и по наши дни – офис компании «Моспроект-3».

-11

В разные времена здесь жили писательница и актриса театра и кино Елизавета Борисовна Ауэрбах, мастер художественного слова Елена Николаевна Гоголева, оперная певица Евгения Ивановна Збруева и целая плеяда звезд московского балета.

Дом сегодня – памятник архитектуры регионального значения.

-12
Доходный дом М.В. Сокол, достопримечательность, ул. Кузнецкий Мост, 3, стр. 2, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.

Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!