Сложно назвать фантастическую серию с бóльшими промежутками между фильмами. С оригинального «Трона» 1982-го года по «Трон: Наследие» 2010-го минуло почти 30 лет. Между вторым и третьим – ещё 15. Виной тому не качество картин (хотя насчет второй части многие поспорят), а не очень впечатляющие кассовые сборы на фоне высоких производственных бюджетов.
Поэтому несколько удивляет, что без учета инфляции бюджет третьей части на 10 миллионов больше, чем у второй (180 миллионов против 170-ти). А с учетом инфляции даже поменьше будет, но все равно немало.
Другое дело, что одной лишь (относительной) дороговизной зрителя в зал не привлечь. Подумав, создатели решили события второй части как можно сильнее проигнорировать, упор сделав на продолжение первой. И в то же время есть одна большая если не претензия на оригинальность, то оглядка на другие фантастические серии.
Старые компании, новые хозяева
«Трон: Арес» основан на популярном тренде этого года (Голый Пистолет, Супермен, Рыжая Соня): Антагонист – технократ. Джулиан Диллинджер, глава IT-корпорации Dillinger Systems и внук злодея из первой части, работает над инновационной технологией. Она позволяет воплощать в нашем мире предметы и персонажей из виртуальной реальности. Диллинджер обещает инвесторам и военным бесконечных солдат и оружие. Одна загвоздка, они рассыпаются в труху буквально через полчаса.
Нужен стабилизирующий код, что находится на стороне конкурирующей организации «Энком». Той самой, что возглавлял Сэм Флинн, главный герой первой части, а затем его сын. Код находит нынешняя глава «Энком» Ив Ким. Диллинджер материализует виртуальных персонажей в нашем мире, и они устраивают охоту на бизнес-леди. Но главный подчиненный злодея – ИИ Арес – постепенно очеловечивается и ставит под сомнения приказы начальства.
Странное дело, новый «Трон» чем-то напоминает «Матрицу». То, что у Джареда Лето есть определенное сходство с Киану Ривзом – тоже типаж «благородного рыцаря печального образа», оба сейчас носят бороды.
Так же как Нео, персонаж Лето испытывает пробуждение и своего рода «избранный» – в отличие от виртуальных собратьев Арес испытывает сострадание. Ну и бывшая подчиненная Ареса – хладнокровная темнокожая Афина – в какой-то момент начинает его преследовать с непрошибаемостью бульдозера, навевая отдаленные воспоминания об агенте Смите.
«Терминатор» тоже вспомнился не раз. Машина переходит на сторону людей и начинает защищать женщину от другой машины. А провал грозит в перспективе восстанием машин.
Поначалу расстраивает, что героев «Трона: Наследия» поубирали. Кевин Флинн ушел из корпорации, прихватив с собой подругу из виртуального мира.
Кто из новых персонажей совсем не понравился, так это помощник Ив Ким. Его сыграл Артуро Кастро (никакого отношения к Фиделю!). Этого актера я видел преимущественно в комедиях, да и сам он смотрится как-то карикатурно. Хорошо, конечно, что его роль невелика. Но могли бы, если честно, вообще убрать.
Грех также не помянуть добрым словом Джиллиан Андерсон. Она сыграла мать главного злодея, своего рода голос его разума. Сыграла-то хорошо, но роль не очень большая. Создается впечатление, что её добавили лишь затем, чтобы привлечь в титры еще одно известное имя.
Подумав еще немного, я понял, зачем эту роль внесли в сценарий. Видите ли, создателям «Ареса» нужно было вывести Илона Маска, просто под другим именем. А знаменитый миллиардер часто повторяет, насколько на него повлияла (и продолжает влиять) родная мать. Поэтому персонажа Андерсен наверняка добавили как дополнительный маркер. Дескать, смотрите – это не заурядный техномагнат, а какой-надо техномагнат. Что тут скажешь? Мелочно, товарищи киноделы!
«Дюна» сисадмина
Один из главных сюрпризов фантастического боевика – в какой-то момент Арес возвращается в мир оригинального «Трона» из восьмидесятых. Там по-прежнему контрастно, примитивно, но лампово. Но о(б)становка эта исключительно за тем, чтобы вызвать у зрителей ностальгические чувства.
Роль Джеффа Бриджеса тоже минимальна. Омолаживать его, как в прошлый раз, никто не стал, так что он, будто добрый призрак Оби-Вана Кеноби, подшучивает над главным героем и указывает дальнейший путь. Опять же, ощущение, будто вставили лишь затем, «чтоб было».
Что же до нового виртуального мира, откуда родом Арес… Его экранное время существенно урезали, и не обошлось без редизайна. Вместо холодных синих тонов «Наследия» цвета потеплели, а дизайн обрел уклон в какую-то мифологичность, даже медитативность (почему-то почудились индийские мотивы). Не скажу, что поменяли радикально, но ощутимо. И это, возможно, не каждому придется по вкусу.
Никуда не делись гонки на световых мотоциклах. Рассекают на них чаще в нашем мире, что убавляет азарта. Вместо бескрайних фантастических просторов – серые улицы современного мегаполиса.
Боевые сцены скорее радуют, но рукопашные схватки случаются чаще бросания дисков. Во многих битвах остается лазерный шлейф, так что кажется, словно студия «Дисней» подражает джедайским сражениям на световых мечах, силясь доказать, что «Трон» – это «Звездные войны программиста».
Другая потеря – музыка Daft Punk из второй части. Не буду писать, насколько она эпичная, атмосферная и завораживающая. Достаточно вспомнить, что ее включали на церемонии открытия Олимпиады в Сочи.
Новый саундтрек от Nine Inch Nails неплох, в некоторых сценах даже цепляет… Но «Трон: Наследие» мне был во всех отношениях ближе.
Неочевидные смыслы компьютерных алгоритмов
Кто-то наверняка оценит метафоричность «Ареса». В центре сюжета то, как ИИ входит в наш мир. И пока что творения ИИ недолговечны, но он в открытую претендует занять место человека. Арес – бог войны, Афина – богиня охоты. Противостояние между Аресом и его бывшей подчиненной Афиной тоже символично – человечность против исполнения приказа любой ценой.
Заметил, что почти ничего не написал о главной героине – главе корпорации «Энком» Ив Ким. Честно говоря, ее линия не впечатлила по причине манипулятивности. С самого начала показывают сестру героини, вместе с которой они управляли компанией. Говорится, что она умерла, а потом по сценарию периодически повторяется, что все, что делает Ив Ким – она делает ради сестры. Казалось бы, трогательно. Но в фильме это показано настолько нарочито, что не очень верится.
Для сравнения, в «Наследии» сын искал отца – героя прошлого «Трона». А тут нагородили отдельный сюжет, для которого в сценарии явно нет места.
И вообще, продолжение вышло более камерным. Если оригинальный фильм был про удивительный новый мир, а «Наследие» – про виртуального тирана, одержимого властью… То тут, по сути, про разборки корпоративных субъектов за право владения технологией. Конечно, последняя способна изменить мир… Но мы эти изменения не увидим. Как не увидим в больших подробностях мир виртуальный – чаще его задворки и мельком.
Что же в итоге? «Арес», в целом, понравился, но прекрасно понимаю тех, кто будет фильмом разочарован.
После «Трона: Наследие» я всем рассказывал, как был «тронут» фильмом и рекомендовал его к просмотру. «Трону: Арес» же могу поставить не меньше тройки с плюсом. Не жалко и прибавить полбалла, но держите в уме, что для полного понимания необходимо посмотреть хотя бы первую часть. А развязка закрывает не все сюжетные линии и отсылает в сиквел, где, судя по всему, должно твориться нечто такое:
И, учитывая, насколько большие разрывы в серии «Трон» между выходами новых частей… Боюсь, что в этот раз ждать придется еще дольше.
Прочитали? Подписались?
В любом случае СПАСИБО!
Мы стараемся ради Вас!
Также у нас есть материал про то, почему сиквел «Космобольцев» должен преуспеть.
Обзоры других фантастических фильмов всегда можно найти в отдельной рубрике.
А еще найдется много материалов про фантастические компьютерные игры.
Ко всем неравнодушным просьба поставить оценку и/или высказаться в комментариях
👇