Black Sabbath — это не просто группа. Это монолит, крестные отцы хэви-метала, чьи мрачные риффы и зловещие тексты определили звучание целого жанра. Их имена — Тони Айомми и Гизер Батлер — навсегда вписаны в историю как неразлучные соратники, гитарный гений и басовый гуру.
Но за кулисами этого музыкального единства кипели страсти, достойные шекспировской трагедии. В 90-е годы дружба двух основателей группы превратилась в жестокую войну, где в ход шли не только язвительные интервью, но и песни-обвинения и даже... надгробия с именами на сцене. Книга биография Гизера Батлера «Into The Void» пролила свет на этот мрачный период.
Точка кипения: уход Батлера
К 1994 году Гизер Батлер устал. Black Sabbath превратились в проходной двор. Состав менялся так часто, что это стало напоминать фарс. После ухода Ронни Джеймса Дио в группу снова вернулся вокалист Тони Мартин, и для Батлера это стало последней каплей. Дело было не в коммерческом успехе альбома «Cross Purposes» — его терпение просто лопнуло.
«Моя преданность Sabbath подвергалась испытанию до предела», — пишет он в своей книге.
Он ушел и основал свой сольный проект GZR, где наконец-то смог выплеснуть все, что накопилось. Так родилась песня «Giving Up The Ghost» («Испускаю дух») — его личный манифест и обвинительный акт в адрес хаоса, царившего в Sabbath.
Песня-обвинение и надгробия на сцене
«Giving Up The Ghost» стала для Гизера настоящей отдушиной. В тексте он прошелся по всем болевым точкам: раздутое эго, финансовые махинации, скандалы в прессе и бесконечная чехарда с составом. Строчки были полны яда:
«Ты не можешь признать, что неправ / Дух мертв и ушел / Ты меня не беспокоишь / Ты — история / Легенда в собственном уме».
Хотя Батлер позже утверждал, что песня была не только о Тони Айомми, а обо всех персонажах, причастных к группе, гитарист воспринял это на свой счет. И его ответ был не просто жестким — он был жестоким.
Во время тура в поддержку альбома Forbidden на сцене за спиной у группы висел задник с изображением кладбища. На двух надгробиях были выбиты имена: «Здесь покоится Гизер Батлер» и «Здесь покоится Глория Батлер».
Втянуть в конфликт жену Гизера было ударом ниже пояса. Когда Батлер узнал об этом, он пришел в ярость.
«Одно дело, когда мы ссоримся с Тони, но зачем он втянул в это мою жену? — вспоминает Гизер. — Вот тогда я и решил посвятить "Giving Up The Ghost" лично Тони и его "фальшивому" Sabbath».
Война перешла из музыкальной плоскости в личную. Два человека, которые вместе создали величайшую метал-группу мира, теперь публично желали друг другу упокоиться с миром.
Примирение титанов
К счастью, даже самые глубокие раны со временем затягиваются. К 1997 году обиды поутихли, и здравый смысл возобладал. Тони и Гизер помирились. Вместе с Оззи Осборном и барабанщиком Майком Бордином они воссоединились для тура Ozzfest.
Апофеозом примирения стали два «финальных» концерта в родном Бирмингеме, где к ним присоединился и оригинальный барабанщик Билл Уорд. Круг замкнулся. Крестные отцы хэви-метала снова стояли на одной сцене, доказав, что их общее наследие оказалось сильнее личных обид.
Эта история — яркое напоминание о том, какие хрупкие эго и какие высокие ставки стоят за созданием великой музыки. И о том, что даже самые близкие друзья могут превратиться в заклятых врагов, когда на кону стоит нечто большее, чем просто песни.
А как вы считаете, можно ли простить такое публичное унижение? Чью сторону в этом конфликте занимаете вы? Делитесь мнением в комментариях!