Здравствуйте! Я рад — нет, не просто рад, а счастлив — что Павел Майков сказал вслух то, о чём я уже писал в своих «Записках актёра» и что многие из нас чувствуют по отношению к нынешнему «юмору». Когда человек из нашей профессии говорит прямо: «современный юмор мне неприятен», — это не просто мнение одного артиста. Это сигнал. И не нужно прятать этот сигнал за политкорректностью или страхом потерять работу — Майков прямо поставил диагноз. Обсудим его слова и обменяемся мнениями!
Дорогие читатели, перед тем, как начать обсуждение, очень вас прошу подписаться на мой канал "Записки актёра" в Телеграме. Там моя основная площадка, и все актуальные новости, рубрики и посты выходят в ТГ приоритетно. Вы очень поможете и поддержите меня, подписавшись. Спасибо огромное! Переходим к теме.
Почитайте как он сказал:
"Вот этот Камеди, эти комики, Паша Воля и остальные... Они же только и говорят (слово на букву Ж), (слово на букву П) и т.д. И не смешно. Ну какие это комики. Вот Аркадий Райкин комик. Жванецкий комик. Луи Де Финес, Юрий Никулин, Чарли Чаплин, Бастер Китон. Это комики. Это смешно. И заметьте - они не матерились, не говорили (слово на букву Ж) в каждой фразе. А Чаплин и Китон вообще ничего не говорили, а смешно. Смешно. Не юмор сейчас, а (слово на букву Ж)."
И в чём он не прав? Мы только недавно с вами обсуждали, кто сегодня считается «звездой юмора» на наших экранах — те, кто матерится через слово, оголяется, плюёт на всё, что когда-то считалось культурной нормой. И ведь именно их продвигают, снимают, награждают, делают «лицами» телеканалов. Интеллектуальный юмор просто исчез как жанр. Его выдавили. И мы с вами прекрасно знаем, кто за этим стоит — медиамонополия, та самая структура, для которой пошлость и крик — идеальный инструмент рейтингов.
Чем отличался старый комик от нынешнего «звезды юмора»
Аркадий Райкин, Михаил Жванецкий, Луи де Фюнес, Юрий Никулин, Чарли Чаплин, Бастер Китон — это были артисты, создающие образы, а не потребляющие внимание. Их смех рождался из наблюдения, из характеров, из ситуации. Это было искусство.
Сегодня же «комики» чаще всего просто эксплуатируют шок. Мат, физиология, оскорбление — дешёвый способ вызвать реакцию. Они работают не на смысл, а на рефлекс. Эффект есть — смеха нет. И вот тут Майков абсолютно точен: Чаплин и Китон вообще не произносили ни слова, а зрители смеялись до слёз. Потому что в их молчании была душа, а не маркетинг.
Почему ушёл интеллектуальный юмор
- Монополия вкуса. Крупные медиахолдинги формируют тренд. Что они покажут — то и «в моде». Не важно, смешно это или нет, главное — что спонсору нравится формат.
- Рейтинговая зависимость. Шутка, над которой нужно подумать, не даёт мгновенных цифр. А пошлость работает быстро.
- Алгоритмы и соцсети. Сейчас комедия живёт в тридцатисекундных клипах. Там нет места подтексту. Только удар — реакция — следующий ролик.
- Страх и инерция продюсеров. Интеллектуальная сатира требует работы, репетиций, сценарной культуры. А это — время и деньги. Гораздо проще поставить на тех, кто «зашёл» вчера.
- Снижение культурного уровня. Это не обвинение зрителям — это констатация среды. Когда годами по телевизору крутят одно и то же, вкус формируется соответствующий.
Почему таких, как Майков не слышат? Потому что нынешние телебоссы слышат только отчёты и бюджеты. Они не думают категориями искусства, они живут формулами: «работает — не работает». А честный артист, который говорит о пошлости и деградации, в эту формулу не вписывается. Его слова не приносят прибыли, значит — их можно игнорировать.
Есть ещё одна причина: страх правды. Когда актёр говорит, что юмор стал грязью, это не просто критика коллег — это упрёк всей системе. А система не любит, когда в неё тычут зеркалом.
Я убеждён, что если вложиться в умную, человеческую комедию, она вернёт себе зрителя. Да, не сразу. Но публика соскучилась по настоящему смеху — тому, что очищает, а не опускает. Люди хотят смеяться не над матерщиной, а над самим собой, над человеческими слабостями, над ситуацией, где узнают жизнь.
И не нужно рассказывать, что «народ этого не поймёт». Народ всё понимает — если с ним говорить честно. Пошлость не природа зрителя, а результат долгого телевизионного воспитания.
Всё начинается с нас — актёров, зрителей, авторов. Мы можем требовать другого контента, поддерживать проекты, где есть вкус и достоинство. Можем аплодировать не пошлости, а тонкому остроумию. И тогда рейтинг поменяется. Не потому что сверху велели, а потому что снизу захотели.
Спасибо Павлу Майкову за честность. Он сказал то, что многие из нас думали, но не решались произнести. Время пришло говорить открыто. Пора перестать делать вид, что это «новая культура юмора». Нет, это деградация формы, и её надо называть своими именами.
Если в индустрии останутся такие голоса, как у Майкова, — есть шанс, что в русском юморе снова появится интеллект, вкус и доброта. Всё то, что когда-то делало нас особенными.
А вы что думаете? Может, пора перестать смеяться над пошлостью и снова научиться смеяться над жизнью? Согласна с Майковым? Напишите, пожалуйста, ваши мнения в комментариях!
Если пропустили предыдущую статью, пожалуйста, почитайте: