Найти в Дзене
Особое дело

Пока за его преступления одного невиновного расстреляли, он с красной повязкой помогал милиции искать самого себя

Добрый день!

Белорусская ССР, 1971-1985 годы. В деревнях и сёлах Витебской области воцарился страх. Одна за другой на просёлочных дорогах и в лесах стали находить тела молодых женщин. В тихой сельской местности, где все друг друга знают, поползли жуткие слухи. Никто не догадывался, что убийца — не приезжий монстр, а один из них. Более того, это был образцовый советский гражданин, примерный семьянин и дружинник, который с красной повязкой на рукаве… помогал милиции искать самого себя.

Его звали Геннадий Михасевич. Он рос замкнутым и нелюдимым мальчиком в маленькой деревне Ист. Его постоянно дразнили из-за пьющего отца. Больше всего он боялся и стеснялся девушек. Когда его бросила первая любовь, Геннадий, не в силах справиться с обидой и депрессией, решил покончить с собой. Поздним вечером 14 мая 1971 года он шёл по тёмной дороге из Полоцка, чтобы свести счёты с жизнью. Но тут ему навстречу попалась 19-летняя Людмила. В тот момент тьма внутри него нашла выход.

Геннадий Михасевич. Фото: thevoicemag.ru
Геннадий Михасевич. Фото: thevoicemag.ru

Он не покончил с собой. Ярость и отчаяние нашли другую цель — случайно встреченную девушку. Михасевич напал на неё. И, как он сам позже признался, почувствовал невероятное облегчение. С этого момента преступления стали для него способом заглушать внутреннюю боль.

На протяжении следующих 14 лет Михасевич вёл двойную жизнь. Днём — обычный советский труженик, примерный муж и отец двоих детей. Все в его селе Солоники считали Геннадия идеальным мужчиной: не пьёт, не курит, работает, накопил на красный «Запорожец». Он был активистом: секретарь партийной ячейки, депутат. А по вечерам Михасевич надевал красную повязку и выходил на дежурство как добровольный народный дружинник.

Геннадий Михасевич. Фото: thevoicemag.ru
Геннадий Михасевич. Фото: thevoicemag.ru

Но под покровом ночи он превращался в хищника. Михасевич выезжал на своём «Запорожце» на охоту, высматривая на автобусных остановках или дорогах одиноких женщин. Его статус дружинника и внешность простого работяги усыпляли любую бдительность. Он предлагал подвезти, и женщины без страха садились в машину. Для своих преступлений Михасевич целенаправленно выбирал именно сельскую местность. Он увозил жертв по тёмным просёлочным дорогам в уединенные лесополосы. Для него тишина и безлюдность белорусских сёл были не символом спокойствия, а идеальными условиями для охоты, где легко скрыть следы, а крики о помощи никто не услышит.

Кажется почти парадоксальным, но сегодня та самая сельская уединенность, которая когда-то становилась для десятков женщин смертельной ловушкой, воспринимается совершенно иначе. То, что было источником опасности, стало синонимом безопасности, спокойствия и комфортного отдыха. Сейчас россияне всё чаще выбирают для путешествий именно деревни и сёла.

В последнее время россияне выбирают для путешествий деревни и села. За 3 года объекты сельского туризма посетили около 1 млн человек. Людей привлекает нетронутая природа и бережно сохраненный быт прошлого. Для туристов создают специальные природные маршруты, музеи, развивают ремёсла и проводят различные культурные мероприятия.

Однако в те годы об агротуризме никто и не думал, а советская правоохранительная система оказалась совершенно не готова к такому явлению, как серийный убийца. Милиция отказывалась верить, что десятки преступлений — дело рук одного человека. На них давило начальство, требуя раскрываемости. И они её «обеспечивали».

Фото: thevoicemag.ru
Фото: thevoicemag.ru

За преступления Михасевича было осуждено 14 невинных человек. Их принуждали к признаниям в убийствах, которых они не совершали. Одного из них, Николая Тереню, приговорили к высшей мере наказания. Другой, Владимир Горелов, потерял зрение в тюрьме и позднее ушёл из жизни. Третий получил 15 лет и вышел на свободу глубоким стариком. Пока настоящий убийца ходил в героях и дружинниках, система ломала и уничтожала жизни невиновных.

Дело сдвинулось с мёртвой точки только в 1984 году, когда за него взялся молодой и упрямый следователь Николай Игнатович. Проанализировав все дела, он, в отличие от коллег, был уверен: в области действует один и тот же человек. Следователь составил психологический портрет убийцы: местный житель, имеющий автомобиль, скорее всего, пользующийся доверием.

Фото: Sputnik
Фото: Sputnik

Игнатович начал масштабную проверку, но Михасевич, благодаря своей деятельности дружинника, был в курсе всех действий милиции. Когда следователи начали проверять всех владельцев красных «Запорожцев», он просто перестал пользоваться своей машиной.

Чувствуя, что кольцо сжимается, маньяк совершил свой самый дерзкий и, как оказалось, роковой поступок. Чтобы пустить следствие по ложному следу, он отправил анонимное письмо в местную газету от имени вымышленной антисоветской организации «Патриоты Витебска», которая взяла на себя ответственность за преступления.

Следователь Игнатович понял, что автор письма и есть убийца. Он добился беспрецедентной по своим масштабам операции: было приказано собрать образцы почерка у всех мужчин Витебской области. Эксперты проверили сотни тысяч документов. Среди них оказалась и объяснительная, написанная когда-то дружинником Геннадием Михасевичем. Попытка изменить почерк не помогла: экспертиза дала однозначный вывод: автор письма и Михасевич — одно лицо.

Уже через несколько дней после задержания Михасевич (справа) начал давать подробные показания – маньяк обладал прекрасной памятью. Фото: © Sputnik
Уже через несколько дней после задержания Михасевич (справа) начал давать подробные показания – маньяк обладал прекрасной памятью. Фото: © Sputnik

Арест Михасевича в декабре 1985 года вызвал в его окружении полное недоумение. Жена, соседи, коллеги — все были в шоке, считая произошедшее чудовищной ошибкой. Но когда следователи во время обыска начали одну за другой извлекать из тайников вещи, принадлежавшие убитым женщинам, маска добропорядочности рухнула. Столкнувшись с неопровержимыми уликами, Михасевич начал давать признания, хладнокровно и в деталях рассказывая о 36 убийствах.

Суд над «Витебским душителем» стал одним из самых громких в истории СССР. В зале царила такая атмосфера ненависти, что подсудимого охраняли сотрудники КГБ. В 1987 году Геннадий Михасевич был приговорен к высшей мере наказания.

Если вам была интересна эта история, то подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать других:

Также приглашаем вас прочитать наши предыдущие статьи: