Найти в Дзене

Стэнли Кубрик, великий и ужасный: от худшего к лучшему

Оглавление

Стэнли Кубрик, главный фанатик кино XX века, гроза актёров и один из величайших режиссёров в истории. За 50 лет творчества он успел создать не так много картин, но зато почти каждая из них стала знаковой.

Предлагаю погрузиться в фильмографию Кубрика, расставив все его полнометражные картины от худшего к лучшему, определив, что делает их такими особенными?

Место 13: Поцелуй убийцы (1954)

-2

Второй полнометражный фильм Кубрика. Пример классики нуара 50-х и 60-х годов.

История крутится вокруг боксера Дэйви, у которого не задался день: сначала он проигрывает титульный бой, а затем влезает в клинч с криминалом, заступившись за femme fatale (роковую девушку).

-3

Сюжет шаблонен до безобразия, но это специфика жанра нуар. Чувствуется, что молодой Кубрик только набивает руку. Тут почти нет его фирменного стиля.

-4

Плюсы картины:

  • Многие кадры выглядят очень сочно, чувствуется рука профессионального фотографа Кубрика, ведь именно из этого увлечения он пришел в кино.
  • Стилистика нуара — она тут образцовая.
  • Айрин Кейн в роли femme fatale.
-5

Минусы картины:

  • В фильме нет того самого Кубрика.
  • Первая половина фильма очень нудная и скучная. Экспозиция очень затянутая.
  • Счастливый финал смотрится очень инородно.
  • Главный персонаж неинтересен.

Итог

-6

Пропустив этот фильм, зритель ничего не потеряет. Картина интересна только как ранняя работа мэтра. При этом это точно не лучшая работа в жанре нуар.

Место 12: Страх и вожделение (1952)

-7

Первая работа Кубрика, которой он очень сильно смущался и старался всячески избавиться от копий фильма. Оригинал долгое время считался утерянным.

«Страх и вожделение» ставит мысленный эксперимент, создавая вымышленную войну и пятерых солдат, которые плутают в лесу по территории врага. Фильм не про боевые действия, он исследует психологическое состояние каждого из персонажей, их мотивы и реакцию на случающиеся происшествия.

-8

Это самый низко оцененный фильм Кубрика, который не понравился как ему самому, так и зрителю. Он пустоват по наполнению и вязкий, как желе. Но лично я не назвал бы его плохим, да, это самая первая работа Кубрика, снятая за пару шишек и еловых веток. Но при этом видно, что режиссер и сценарист пытаются замахиваться на что-то большее, чем просто военную драму.

-9

Плюсы картины:

  • Актерская игра.
  • Сценарная задумка.
  • Постановка кадра.
  • Размышления солдат о сущности войны.
-10

Минусы картины:

  • Невнятное повествование.
  • Рваный темп повествования: при своем маленьком хронометраже в картине очень много «воды».
  • Фильм словно не имеет финала. Чувствуется какая-то недосказанность.

Итог

-11

Фильм не так плох, как принято считать. Да, широкому зрителю он неинтересен, но киноманам и фанатам Кубрика смотреть его точно стоит.

Место 11: Лолита (1962)

-12

Скандальная экранизация скандального романа Набокова.

История является вольной экранизацией романа. При этом фильм снимался под жёстким контролем и напором общественности и пресловутого кодекса Хейса, который ставил во главу угла целомудрие и морализаторство. Из-за этого фильм получился максимально стерильным и вычищенным. Дошло до смешного, что главная тема романа — растление малолетней и то, как это разрушает её жизнь, — вообще почти не показана в фильме.

-13

Зритель, который не в курсе сюжета оригинала или экранизации 1997 года, может вообще не понять, а что не так: ну да, какая-то история про странного отчима, который контролирует каждый шаг подростка и на которого косо смотрят окружающие, распуская при этом сплетни.

-14

Плюсы картины:

  • Лолита в исполнении Сью Лайон.
  • Стилистика одноэтажной Америки 50-60-х годов.
-15

Минусы картины:

  • Утрата сценарной идеи романа, без предложения альтернативного видения Кубриком этой истории.
  • Затянутое и рваное повествование.
  • Намеки и недомолвки фильма настолько тонкие и далёкие, что могут оставить зрителя в недоумении.

Итог

-16

Возможно, для своих годов фильм и вызывал какой-то общественный резонанс, но современного зрителя он ничем не удивит. Я склонен думать, что в этом не только вина Кубрика, зная его поздние работы, он бы показал всё как нужно, но этот фильм вышел в свет раньше, чем стоило.

В этом плане фильм 1997 года мне кажется лучше, хотя и к нему предъявляют много претензий. Но тут проблема в литературном оригинале и той теме, которую затронули авторы.

Место 10: Спартак (1960)

-17

Возможно, многие будут удивлены факту, что этот культовый фильм так низко в моем рейтинге. Я постараюсь объяснить.

Сюжет, я думаю, известен всем: гладиатор Спартак поднимает восстание против Рима. Собирает войско из сочувствующих, но в итоге становится жертвой предательства, из-за чего проигрывает и погибает.

-18

Я очень долго откладывал просмотр этого фильма и в фильмографии Кубрика увидел его одним из последних. И я бы ужасно удручен после просмотра. И покопавшись потом в истории создания картины, многое мне стало, почему он вызвал такие негативные эмоции.

-19

Фильм пережил производственный ад: сценарий кромсался десятки раз, Кирк Дуглас, который мне очень нравится как актер, устроил на съемках побоище с Кубриком за право руководить съемкой. Кубрик не остался в стороне и устраивал пересъемки одних и тех же сцен по сотне раз, а его финальный вариант монтажа, по слухам, был настолько великолепен, что на тестовом просмотре руководство студии его чуть не поколотило.

В общем, это максимально вымученный и больной фильм.

-20

Плюсы картины:

  • Батальные сцены и масштаб съемок.
  • Наличие нескольких культовых сцен, среди которых «Я Спартак, Нет, я Спартак».
-21

Минусы картины:

  • Кирк Дуглас в роли Спартака. Я не поверил ни на секунду, что этот, без сомнения, великий актер перевоплотился в своего персонажа. Всё, что я вижу в его игре, — это недовольство от факта, что Кубрик всё делает по-своему.
  • Историзм истории. Авторы очень вольно обошлись с этой частью фильма. Вся сюжетная история с любовной линией Спартака — абсолютная выдумка. Мотивация персонажа явно смещена по сравнению с прототипом. Ну а про всякие ляпы и говорить не стоит.
  • Очень нудное и вязкое повествование.
  • Бесконечный пафос и морализаторство сценария, который в том числе не нравился и самому Кубрику.

Итог

-22

Безусловно, это культовое кино, которое цитируют на протяжении полувека. Да, это веха в кинематографе, который заложил многие жанровые приёмы. Но лично для меня это максимально неправдоподобное кино. Смотря его, я не верю, что передо мной Спартак, Рим и история о стремлении к свободе. Для меня это не кино Кубрика, тут он просто ремесленник, а не творец.

Место 9: Убийство (1956)

-23

Ранний Кубрик тяготел к нуарам. Первые попытки сложно назвать удачными, а вот «Убийство» 1956 года — это отличный криминальный детектив.

По сюжету пятеро мужчин разрабатывают идеальное ограбление, но всё идет не по плану, когда один из них проговаривается о нем своей девушке.

-24

Этот фильм является дедушкой для «Бешеных псов» Тарантино и «Большого куша» Ричи. Несмотря на 50-е годы, Кубрик смог сделать интересную криминальную картину. История развивается динамично, у каждого из исполнителей есть своя мотивация и подозрения.

-25

Плюсы картины:

  • Закрученный, но понятный сюжет.
  • Динамичность повествования.
  • Небольшой хронометраж.
  • Есть все элементы нуара: femme fatale, черно-белая стилистика, двойственные персонажи и т. д.
-26

Минусы картины:

  • Некоторая театральная наигранность у персонажей.
  • Упрощенные характеры героев.
  • Много устаревших для 21 века киноприемов.

В целом, минусы довольно условны и вытекают из года производства и специфики жанра нуар.

Итог

-27

Фильм однозначно стоит посмотреть любителям нуара, да и обычному зрителю будет достаточно интересно его смотреть. Конечно, нужно сделать скидку на возраст картины, но этот фильм неплохо состарился.

Что же, мы приступаем к разбору фильмов того самого КУБРИКА. Насилие, откровенные сцены, жестокость и философские размышления о природе человека. Любой фильм из следующей восьмерки можно мешать как угодно, и всё равно такой рейтинг будет обоснован.

Место 8: С широко закрытыми глазами (1999)

-28

«С широко закрытыми глазами» — последний фильм мастера и, возможно, самый непонятый зрителями и критиками. Сам Кубрик не дожил до премьеры картины, потратив последние годы жизни на создание и доделку этого фильма.

-29

Сюжет крутится вокруг семьи Харфорд, которые находятся в кризисе отношений. Отправной точкой становится рассказ Элис в исполнении Николь Кидман, которая делится с мужем своими эротическими фантазиями. Это взбудораживает Билла, которого играет Том Круз. Он начинает метаться между установкой сохранить верность и желанием поддаться во все тяжкие. Второе пересиливает.

-30

Далее Билл начинает своё путешествие во грехе. В конце концов этот путь приводит его в загородный дом, где элита устраивает костюмированные оргии. Однако ни он, ни зритель не понимают, происходит ли это всё в реальности или же это всё фантазия уязвленного мозга мужа.

«С широко закрытыми глазами» — это фильм-загадка, который не намерен помогать зрителю в поиске ответов. Но при этом все сцены наполнены подсказками, которые позволяют открыть этот ларчик.

-31

Многие не увидели эту загадку, посчитав, что на старость лет Кубрик ударился в порнографический маразм.

От себя могу добавить, чтобы понять фильм, вам нужно ответить на два вопроса:

  1. Какой смысл у названия «С широко закрытыми глазами»?
  2. Почему в кадрах по-разному показаны одни и те же места, что изменяется?
-32

Плюсы картины:

  • Стилистика: постановка кадра, музыка, образы героев — всё на высшем уровне.
  • Фильм-загадка.
  • Актерская игра Круза и Кидман, которые были на тот момент в браке. После фильма они развелись, по слухам, из-за происков всё того же Кубрика, который ради реалистичности картинки осознанно доводил Круза до исступления ревности.
-33

Минусы картины:

  • Затянутость: фильм идет почти 3 часа, и нельзя сказать, что смотрится он на одном дыхании.
  • Обилие контента 18+: многие зрители не оценили такой контент, их эта откровенность шокирует.
  • Фильм-загадка. Да, этот пункт и в минусах. Не все готовы сидеть и разгадывать ребус от режиссера. Большинство влепит фильму низкую оценку и пойдут дальше.

Итог

-34

Это фильм, что называется, не для всех. Он очень спорный и сложный для восприятия. Для обычного вечернего просмотра он не подходит. Но если вам удастся подобрать к нему ключи, вы почти гарантированно получите эстетический катарсис.

Место 7: Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу (1963)

-35

Фильм, ставший сейчас вновь актуальным. Антивоенная сатира на тему рукотворного хаоса. Рассказ о том, как параноидные фанатики, имеющие доступ к оружию массового поражения, могут привести мир к катастрофе.

По сюжету спятивший генерал отправляет эскадрилью бомбардировщиков бомбить СССР, который якобы хочет украсть у американцев их «соки». Высшее руководство США узнаёт об этом и пытается сохранить мир, который яростно стремится на край бездны.

-36

Кубрик от души прошелся катком по героизации американского милитаризма (советскому тоже досталось, но сильно меньше). Режиссер выстраивает ситуацию, которую сложно назвать фантастической, так как многие элементы в фильме показаны с потрясающей реалистичностью.

-37

Более того, как показала история в 1983 году, мир может очень легко стереться в порошок из-за ошибки. В этом году произошел инцидент с советской системой ядерного обнаружения, которая решила, что на СССР осуществляется ядерная атака. Если бы не подполковник Петров, который в нарушении регламента отказался считать эту информацию верной, мы бы с вами сейчас не разговаривали.

Но вернемся у фильму.

-38

Плюсы картины:

  • Реалистичность в показывании техники и военных процедур.
  • Глубокая и едкая сатира. Сцена, когда рука главного «американского» ученого пытается взять тело под контроль и показать свои арийские корни — шедевр. Очень четкий привет от Кубрика всей «американской» ракетной промышленности, которая внезапно развилась после 1945 года и релокации многих немецких военных преступников в США.
-39

Минусы картины:

  • Технически фильм, конечно, сильно постарел, и многие сцены смотрятся очень нереалистично (даже учитывая, что это всё гиперболизированная сатира).
  • Клюква в адрес СССР. Нашего зрителя устраивает, когда высмеивают стереотипы об американцах, но когда дело касается нас, это задевает за живое.

Итог

-40

В нашем мире много людей, которые спят и видят, как бы обратить в ядерный пепел кого-нибудь. Таким нужно показывать этот фильм, вдруг узнают себя в некоторых персонажах и начнут хоть немного думать.

Место 6: 2001 год: Космическая одиссея (1968)

-41

Фильм, изменивший кино в год своего выхода. Шедевр, который задрал уровень технической проработки на недосягаемую высоту, а также кино, которое своим сюжетом «уничтожило» много зрителей, которые хотели посмотреть фильм про космос.

-42

Честно говоря, объяснить кратко сюжет фильма невозможно. Ибо он настолько сложен и поднимает настолько титанические философские темы, что по нему пишутся диссертации.

Я в рамках обзорной статьи даже пытаться не буду.

-43

Плюсы картины:

  • Техника и технологии съемок — без преувеличения, фильм произвел революцию. Не удивительно, что многие до сих пор считают, что высадку на Луну тоже снял Кубрик.
  • Глубокая философская проработка: тема жизни, ценность одной души, роль компьютеров и ИИ (! И это в 1968 году!).
  • Космос и полеты: Кубрик показал их такими, какими их видели ученые в 1968 году, даже сейчас научный аспект фильма смотрится актуально.
-44

Минусы картины:

  • Очень сложная для восприятия картина. Это не массовое кино. Одна только открывающая сцена может сломать зрителя, который с воплями выбежит из кинозала..
  • Финал. Он под стать всей картины, оставляет больше вопросов, чем ответов.

Итог

-45

Это действительно великое кино, но чтобы оценить это, нужна большая работа для зрителя. Это не тот фильм, который можно посоветовать посмотреть на досуге.

По-хорошему, нужно готовиться как перед просмотром, так и после: сидеть и заниматься изучением всего того пласта философии, этики, физики, техники, которые Кубрик собрал в одном фильме. И даже после этого не факт, что вам станет понятнее. И далеко не все готовы таким заниматься.

Место 5: Заводной апельсин (1971)

-46

Ультранасилие и Бетховен. Второй по зрительской популярности фильм Кубрика.

Сюжет картины рассказывает о банде, которая устраивает беспорядки и анархию. Её лидер Алекс, после очередного акта насилия, задерживается, после чего совершается правосудие, не менее жестокое, чем само преступление.

-47

Этот фильм почти сразу стал феноменом и мемом. Даже спустя полвека сцены и кадры из этой картины регулярно попадаются в массовой культуре. При этом зритель, мягко говоря, остался не в восторге от того, что он увидел на экране. Кубрик был обвинен в пропаганде насилия, а сама картина подверглась анафеме. Но при этом у неё столько же ярых защитников.

-48

Плюсы картины:

  • Стиль и визуал. Он может вам не нравится, но отрицать его наличие нельзя.
  • Исследование темы насилия и наказания.
  • Актерская игра.
-49

Минусы картины:

  • Обилие насилия: картина не для слабонервных.
  • Обилие сексуального контента и фрейдистики: она тут везде, и я уверен, что процентов 90% зрителей поставят на Кубрике ярмо «извращенца». И это тот случай, где убедить в обратном будет сложно.

Итог

-50

Да, очередная картина «не для всех». Но этот фильм — это феномен поп-культуры. У вас, как у зрителя, есть два варианта: 1) поставить клеймо «извращенец» на Кубрике, 2) попытаться осмыслить происходящее на экране. Ни тот, ни другой вариант не является правильным или неправильным. Это тот случай, когда реакция на фильм больше говорит о зрителе, чем о самом фильме.

Место 4: Сияние (1980)

-51

Самый известный фильм Кубрика. Экранизация Стивена Кинга, который разнес кино после просмотра.

Джек Торренс с женой и сыном отправляется на заработки. Его задача — быть смотрителем роскошного горного отеля, который находится на зимовке. Через некоторое время в этом отеле начинает происходить какая-то мистика, а главный герой в исполнении Джека Николсона начинает сходить с ума.

-52

Этот фильм — прекрасный образец, когда массовый и «профессиональный» зритель могут остаться довольными от просмотра. «Сияние» можно смотреть как легкий мистический триллер, а можно как глубокую психологическую драму, содержащую сотни деталей и загадок.

-53

Плюсы картины:

  • Крепкий мистический триллер.
  • Актерская игра (за исключением Шелли Дювалл, к которой у зрителя много вопросов, но лично я считаю, что она справилась хорошо).
  • Большое количество отсылок, подсказок, тайн.
  • Подходит для просмотра зрителям с разной «киноподготовкой».
  • Стилистика Кубрика: центрирование, симметрия кадра, отзеркаливание сцен.
  • Большое количество культовых для поп-культуры сцен.
-54

Минусы картины:

  • Если вы фанат Кинга, фильм вам противопоказан.
  • Затянутость повествования.

Итог

-55

Культовый и самый «народный» фильм Кубрика. Кино мало кого оставляет равнодушным, вы либо полюбите его, либо возненавидите.

Место 3: Тропы славы (1957)

-56

Фильм о реалиях Первой мировой войны, рассказывающий о сложности солдатской жизни в окопах, а также о легкости, с какой тебя могут отправить на убой как врагами, так и своими.

-57

По сюжету, подразделению пехотного полка ставится задача — занять в ходе штурма вражескую позицию, которая находится на холме. Все солдаты на местах прекрасно понимают ничтожность такой попытки, но генеральному штабу на картах виднее.

-58

Бой заканчивается предсказуемо — поражением. Естественно, за это кто-то должен ответить. И, как часто это бывает, за генеральские ошибки отвечают рядовые солдаты, независимо от того, виноваты они или нет. Выбираются три «козла отпущения».

В этот момент фильм переходит от военной драмы к судебной. Единственный, кто встает на защиту солдат, — это их командир, полковник Дакс, в исполнении Кирка Дугласа. Но способен ли один офицер переломить ситуацию?

-59

Плюсы фильма:

  • История о войне без прикрас.
  • Актерская игра, особенно роль Кирка Дугласа (по сравнению со «Спартаком» разница колоссальная).
  • Первый фильм, в котором Кубрик начал максимально проявлять свой кинопочерк.
  • Понятный сюжет.
-60

Минусов у картины лично для меня нет. Я считаю, что это лучший фильм Кубрика: он наделен авторским почерком, но без символической крайности поздних картин режиссера. Но для порядка выделю следующие минусы:

  • Сочетание военной драмы и судебной будет не всем будет по нраву.
  • Финал картины: устроит далеко не всех, многие могут присвоить фильму статус "чернухи".

Итоги

-61

Этот фильм мало известен у нас. И очень зря, это действительно достойное кино, которое рассуждает на сложные темы, не впадая в героизацию или морализаторство. И это лучшая роль Кирка Дугласа.

Место 2: Цельнометаллическая оболочка (1987)

-62

Главный антивоенный фильм Кубрика, входящий в золотую тройку кино о Вьетнаме, занимая достойное место рядом с «Апокалипсис сегодня» и «Взвод».

Более того, мы получаем целых два фильма: первый — это история подготовки новобранцев, а второй — сам Вьетнам.

-63

Сюжет достаточно прост. Вначале мы смотрим на подготовку будущих морских пехотинцев на базе в США. И тут есть всё: унижение, ломание психики, вдалбливание автоматизма в действия солдат, сращивание оружия и человека в единую машину для убийства.

-64

Плюсы фильма:

  • Полный реализм. Я вас уверяю, Кубрик ничуть не приукрашивает и не драматизирует в этом фильме. Более того, некоторые вещи, которые происходят в реальных учебных и военных подразделениях, он осознано убрал. Иначе фильму бы не дали никакого прокатного удостоверения.
  • Актерская игра, особенно Р. Ли Эрми в роли сержанта Хартмана. Он, собственно, и не играет, а показывает то, чем он занимался на позиции тренера реальных новобранцев.
  • Съемка и постановка кадра: Кубрик в самом расцвете сил.
-65

Минусы картины:

  • Обилие мата, жаргона и грубости. Я это не считаю минусом, но многие ранимые зрители не способны выносить отборный и трехэтажный мат. Не очень понятно, зачем они смотрят такие фильмы, но культурно разговаривающие солдаты и офицеры — это оксюморон.
  • Максимально достоверная картинка: кровь, человеческие органы, грязь. Минус аналогичен предыдущему по уровню претензий.
  • Скомканная вторая часть фильма. Она рассказывает о Вьетнамской войне. И вот тут есть за что пожурить Кубрика. Либо банально не хватило бюджета, либо картина попала в руки цензоров, но вся история после учебки выглядит несколько хаотично. Спустя много лет после просмотра фильма почти все зрители помнят сцены учебки, а войну нет.

Итог

-66

Это точно кино не для всех, как минимум из-за своей тематики. Но ничего лучше учебки Кубрика по этой теме никто не снял. И это не просто фильм про идиота сержанта и тупых новобранцев. Это выжимка идеи, как почти из любого можно сделать хладнокровного убийцу.

При этом режиссер не устраивает на этот счет истерик и не рассказывает нам сказки про то, что все мы должны жить в мире розовых пони и быть одной дружной семьей, где не существует конфликтов, войн и боли.

Место 1: Барри Линдон (1975)

-67

Забытый шедевр Кубрика, о существовании которого знают только критики и синефилы.

История обычного ирландца Редмонда Барри, который попадает в жернова истории.

-68

Фильм за три часа хронометража рассказывает нам историю одного человека, который после дуэли отправляется в бега. Попадает на войну и даже умудряется повоевать за противоположные стороны. При этом все равно стремится домой, чтобы создать свою семью и зажить как уважаемый член общества.

-69

Кубрик снял кино, которое одновременно рассказывает эпическую батальную историю о войне, затрагивает психологизм человека в бегах, поднимает вопросы о семье и статусе в обществе, а также изучает проблему людей, которые занимают высокие должности, поднявшись из грязи.

И всё это снято без электрических световых приборов на самые навороченные камеры, которыми в NASA изучают звезды.

-70

Плюсы картины:

  • Максимальная историчность фильма: костюмы, мебель, интерьер, оружие — всё делалось с дотошностью, на которую был способен только Кубрик. Сцены снимались при свечах, потому что не было еще в том веке электричества.
  • Сюжет и персонажи: история действительно интересная и нетривиальная, главному герою приходится пройти большой жизненный путь.
  • Актерская игра: людей учили вести себя так, словно они в XVIII веке, а не просто нацепили костюмы и попросили покривляться.
  • Огромное количество отсылок на международную художественную культуру.
  • Классическая музыка (Бах, Гендель, Моцарт, Шуберт, Вивальди).
-71

Минусы картины:

  • Хронометраж более 3-х часов. Для современного зрителя - это вызов.

Итог

-72

Фильм является искусством в самом прямом смысле этого слова. Я не испытываю иллюзий, что, посмотрев его в наше время, он многим понравится. Но если и существует эстетический и культурологический кайф, то «Барри Линдон» один из немногих, кто может его доставить.

Если вы не видели фильм и ассоциируете Кубрика как извращенца и любителя насилия, попробуйте посмотреть это кино. Возможно, хотя бы частично ваше мнение изменится.

Заключение

-73

Стэнли Кубрик: фанатик кино и перфекционист, который сделал для развития отрасли колоссальную работу. Таких величин, как Кубрик, сейчас нет, а то кино, которое снимал он, сейчас никто не даст снять. В мире, где основной мотив — это коммерция, места творчеству почти нет, так как оно нерентабельно. Вот для Кубрика ничего не стоило сделать сотню кадров одной и той же сцены, чтобы найти идеал. Кто в современном мире этим будет заниматься? А главное, зачем?

Да, кино Кубрика не подходит всем, оно противоречивое и порою отторгающее. Если вам не нравятся его картины, я прекрасно понимаю, почему. Но это то кино, которое нужно смотреть, хотя бы только ради того, чтобы составить своё мнение о нем и обосновать, почему Кубрик гений или злодей.

-74

Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рад узнать ваше мнение в комментариях. Если вам было интересно и полезно — ставьте 👍, подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи!