Найти в Дзене
Василий Волков

Реакция мышечных волокон на разные тренировки выносливости

Отдельный интерес представляет собой изучение реакций на тренировку мышечных волокон разного типа. Если интенсивность упражнения влияет на активацию (рекрутирование) мышечных волокон, то и "клеточные сигналы" должны появляться согласно активации, то есть в мышечных волокнах, выполняющих основную работу. Периодически попадаются работы, в которых изучаются адаптации, специфические для типа волокна. Заглянем в одну из таких. Изучить реакции сигнальных белков в мышечных волокнах разного типа в ответ на интервальную и непрерывную тренировку выносливости. Исследование 1 Исследование 2 Исследование 1 Белки, реагирующие на клеточный стресс в отдельных волокнах Исследование 2 Белки - маркеры содержания митохондрий в отдельных волокнах Белки - маркеры слияния митохондрий в отдельных волокнах Сильные стороны работы - изучение как срочных, так и отставленных сигналов не просто в целом по мышце, а в волокнах разного типа. То есть ученые пытаются объяснить механизмы сходства и различия в адаптациях
Оглавление

Отдельный интерес представляет собой изучение реакций на тренировку мышечных волокон разного типа. Если интенсивность упражнения влияет на активацию (рекрутирование) мышечных волокон, то и "клеточные сигналы" должны появляться согласно активации, то есть в мышечных волокнах, выполняющих основную работу.

Периодически попадаются работы, в которых изучаются адаптации, специфические для типа волокна. Заглянем в одну из таких.

Идея исследования

Изучить реакции сигнальных белков в мышечных волокнах разного типа в ответ на интервальную и непрерывную тренировку выносливости.

Испытуемые и дизайн эксперимента

  • Исследование состояло из двух частей;
  • 10 активных испытуемых (6 мужчин и 4 женщины) приняли участие в первой части эксперимента (исследование 1), в которой изучались оперативные или срочные реакции на нагрузку (рис. 1);
  • 12 неактивных мужчин приняли участие во второй части эксперимента (исследование 2), в которой изучались отставленные реакции скелетных мышц на 12 недель интервальных и непрерывных тренировок (рис. 1).
Рисунок 1. Испытуемые двух экспериментов.
Рисунок 1. Испытуемые двух экспериментов.

Исследование 1

  • Эксперимент включал два тестовых дня, разделенных неделей отдыха;
  • Выполнялась биопсия из латеральной широкой мышцы бедра до упражнений;
  • Затем участники выполнили назначенный тестовый протокол (непрерывную или спринтерскую работу) и сразу после нагрузки была получена вторая биопсия мышцы.

Исследование 2

  • Участники тренировались 12 недель также согласно экспериментальным протоколам - НЕПРЕРЫВНАЯ работа или СПРИНТЕРСКИЕ ускорения;
  • Непрерывный протокол включал 45 минут работы на велоэргометре с ЧСС ~70% от ЧСС макс;
  • Интервальная работа включала 3 спринта по 20 секунд с максимальной усилием и перерывами между спринтами 2 минуты;
  • Биопсии мышц в состоянии покоя были получены примерно за 1 неделю до начала эксперимента и через 96 часов после последней тренировки.

Результаты

Исследование 1

  • Мощность работы в тестовых заездах составила 106±30 и 133±20 Вт для непрерывной и спринтерской работы соответственно;
  • Средняя общая работа составила 300±85 кДж для непрерывной и 56±8 кДж для спринтерской работы;

Белки, реагирующие на клеточный стресс в отдельных волокнах

  • Отношение фосфорилированного белка к общему содержанию белка ACC (acetyl-CoA carboxylase) увеличилось после тестовых протоколов в волокнах как типа I, так и типа IIa, без значимых различий (рис. 2);
  • Отношение фосфорилированного белка к общему содержанию белка p38 MAPK (p38 mitogen activated protein kinase) также сопоставимо увеличилось для обоих тестовых протоколов (рис. 2).
Рисунок 2. Реакция двух сигнальных белков, реагирующих на клеточный стресс, после разных тренировочных протоколов в волокнах разного типа.
Рисунок 2. Реакция двух сигнальных белков, реагирующих на клеточный стресс, после разных тренировочных протоколов в волокнах разного типа.

Исследование 2

  • Участники выполнили в общей сложности 32±1 и 31±2 непрерывных и спринтерских тренировок соответственно;
  • Средняя общая работа за тренировку составила ~310 кДж для непрерывного и ~60 кДж для спринтерского протокола;

Белки - маркеры содержания митохондрий в отдельных волокнах

  • В волокнах типа I наблюдались более выраженные изменения после непрерывной работы для содержания белка (Cytochrome С oxidase subunit IV) COX IV (рис. 3);
  • Непрерывная работа также увеличила содержание белка (NADH:ubiquinone oxidoreductase subunit A9) NDUF A9 (рис. 3);
  • В волокнах типа IIa оба тренировочных протокола увеличили содержание белков COX IV и NDUF A9 в одинаковой степени (рис. 3);
Рисунок 3. Изменения маркеров содержания митохондрий после разных тренировочных протоколов в волокнах разного типа после 12 недель тренировок.
Рисунок 3. Изменения маркеров содержания митохондрий после разных тренировочных протоколов в волокнах разного типа после 12 недель тренировок.

Белки - маркеры слияния митохондрий в отдельных волокнах

  • Не было никаких изменений в содержании белка MFN2 (Mitofusin 2) в волокнах типа I или типа IIa после обоих тренировочных протоколов (рис. 4);
  • Содержание белка OPA1 (optic atrophy 1) увеличилось после тренировки как в волокнах типа I, так и в волокнах типа IIa;
  • Для белка ОPA1 в волокнах типа I после непрерывной работы наблюдалась тенденция к большему увеличению;
  • Оба протокола увеличили содержание белка GLUT4 (Glucose transporter 4)в волокнах типа I и типа IIa.
Рисунок 4. Изменения белков слияния митохондрий после разных тренировочных протоколов в волокнах разного типа после 12 недель тренировок.
Рисунок 4. Изменения белков слияния митохондрий после разных тренировочных протоколов в волокнах разного типа после 12 недель тренировок.

Выводы

  • Вопреки первоначальной гипотезе авторов, повышение уровня фосфорилирования сигнальных белков, связанных с биогенезом митохондрий, было схожим после непрерывной и спринтерской работы (исследование 1);
  • Что касается хронических адаптаций (исследование 2), то только равномерная работа вызывала повышение уровня маркеров содержания митохондрий в волокнах типа I;
  • В волокнах типа IIa оба тренировочных протокола вызывали аналогичные изменения маркеров содержания митохондрий;
  • Изменения в белках слияния митохондрий также были схожими после обоих протоколов.

Дополнительные комментарии

Сильные стороны работы - изучение как срочных, так и отставленных сигналов не просто в целом по мышце, а в волокнах разного типа. То есть ученые пытаются объяснить механизмы сходства и различия в адаптациях после разных методов тренировок;

Ограничения работы (на наш взгляд) - интенсивность непрерывной работы задавалась по ЧСС, а, по-хорошему, надо было измерять метаболические пороги.

Есть ощущение, что нагрузку в экспериментальных методах можно было бы еще сильнее "раздвинуть" в разные стороны, чтобы с гарантией обеспечить активацию разных мышечных волокон.

По словам авторов, не получилось проанализировать изменения в самых быстрых/гликолитических волокнах типа IIx из-за малого их количества в пробах, а может быть там могли быть отличия в сигналах.

Спринтерской работы могло быть недостаточно для накопления нужного стресса (выполнялось всего три спринта).

Ну, и не приводятся тесты работоспособности - было бы интересно, хотя исследование не про это.

В итоге: после условно разных методов тренировки выносливости внутриклеточные сигналы были схожими. По маркерам митохондрий в волокнах типа I непрерывная тренировка была эффективнее (рис. 3 и 4). По острым эффектам в волокнах типа II можно визуально увидеть тенденцию в пользу спринтов (рис. 2), но авторы не отмечают статистически значимых различий.

Работа, безусловно, крутая. Но, нагрузка подобрана, на наш взгляд, не очень грамотно. Подобные исследования полезны для понимания механизмов адаптаций в ответ на разные тренировочные методы - поищем еще интересные работы.

Получить доступ к неопубликованным лекциям, статьям и другим материалам, а также поддержать нашу работу можно на Boosty
Сейчас там опубликованы следующие материалы:
1. Конкурентный тренинг (лекция).
2. Весогонка в единоборствах (лекция).
3. Плиометрика в фитнесе (лекция).
4. Метаболические эффекты упражнений (доклад).
5. Зона жиросжигания - что мы о ней знаем (лекция).
6. Физиология аэробного и анаэробного порогов, МПК (лекция).
7. Все про Дроп-Сет (лекция).
8. Локальное жиросжигание (лекция).
9. Ишемический тренинг. Часть 1 и 2 (научный доклад).
10. Физподготовка в волейболе (три лекции).
11. Биоэнергетика спорта (обзорная лекция).
12. Классификация аэробных и анаэробных упражнений (лекция).
13. Статодинамика: 30 лет обсуждений Часть 1 (лекция).
14. Семинар «Физиология жиросжигания» (3 лекции по 3 часа).
15. Разное количество повторений. Обзор эффектов для массы, силы и выносливости (лекция).
16. Предпосылки для локального жиросжигания (доклад).
17. Концепция физподготовки на примере игрового вида спорта (лекция).
18. Теория и методика интервальной тренировки (лекция 2 часа).
19. Некоторые экспериментальные факты о физической подготовке боксера (доклад).
20. Дефицит калорий: диета или упражнение? (лекция).
21. Влияние физкультуры на здоровье. Новые научные данные (лекция).
22. Теория и методика силовой тренировки. (Лекция. Часть 1 и 2).
23. NEW! Физиология мышечной деятельности с акцентом на хоккей (Лекция, часть 1 и 2).

Дополнительные материалы по этой теме:

Аэробные упражнения и истощение энергии в мышцах. Сравнение разной интенсивности

Мышечная композиция - связь с количеством повторений

Мышечная композиция и взрывная сила у разных спортсменов

Вес отягощения и количество повторений. Результаты разных спортсменов

Источник: Skelly LE, Gillen JB, Frankish BP, MacInnis MJ, Godkin FE, Tarnopolsky MA, Murphy RM, Gibala MJ. Human skeletal muscle fiber type-specific responses to sprint interval and moderate-intensity continuous exercise: acute and training-induced changes. J Appl Physiol (1985). 2021 Apr 1;130(4):1001-1014.