Найти в Дзене
Путевые заметки

Было & Cтало: железнодорожная платформа Псырцха в Новом Афоне

Одна из основных достопримечательностей Нового Афона - это конечно же железнодорожная платформа Псырцха (Ҧсырӡха). История станции начинается в 1944 году, когда на берегу водохранилища, образованного плотиной Новоафонской ГЭС в ущелье одноименной реки Псырцха, появился красивый павильон с платформой для пригородных поездов. Остановочный пункт был открыт в 1944 году под названием "Дача", так как неподалеку находилась дача Сталина. В 1951 году платформа получила грузинское название "Агараки", под этим именем она продолжала свое существование еще 16 лет, пока в 1967 году ее не решили снова переименовать. Следующее название станции - "Псырцха" - было заимствованно у протекавшей рядом реки. Красиво звучащее слово переводится с абхазского языка как "пихтовый родник". Станция отличается необычной архитектурой: павильон-беседка имеет форму восьмиугольника и буквально парит над рекой. Удивительное здание было построено известным архитектором Георгием Лежава. Раньше в павильоне располагались бил
Оглавление

Одна из основных достопримечательностей Нового Афона - это конечно же железнодорожная платформа Псырцха (Ҧсырӡха).

История.

История станции начинается в 1944 году, когда на берегу водохранилища, образованного плотиной Новоафонской ГЭС в ущелье одноименной реки Псырцха, появился красивый павильон с платформой для пригородных поездов.

Остановочный пункт был открыт в 1944 году под названием "Дача", так как неподалеку находилась дача Сталина. В 1951 году платформа получила грузинское название "Агараки", под этим именем она продолжала свое существование еще 16 лет, пока в 1967 году ее не решили снова переименовать. Следующее название станции - "Псырцха" - было заимствованно у протекавшей рядом реки. Красиво звучащее слово переводится с абхазского языка как "пихтовый родник".

Так выглядела платформа Псырцха до начала реставрации
Так выглядела платформа Псырцха до начала реставрации
Так выглядела платформа Псырцха до начала реставрации
Так выглядела платформа Псырцха до начала реставрации

Станция отличается необычной архитектурой: павильон-беседка имеет форму восьмиугольника и буквально парит над рекой. Удивительное здание было построено известным архитектором Георгием Лежава. Раньше в павильоне располагались билетные кассы и места ожидания для пассажиров.

Псцырху называют не только самой красивой, но и самой мистической из заброшенных станций Абхазии. Причина её мистичности - символ семиконечной звезды на полу (магический символ божественного огня — единства духовного и материального). О значении этого символа среди любителей мистики ходит множество догадок. Например, говорят, что семь лучей символизируют семь дней недели и семь видимых глазу небесных тел (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). Во многих культурах мира число 7 считается счастливым.

Так выглядела платформа Псырцха до начала реставрации
Так выглядела платформа Псырцха до начала реставрации

По всему периметру свесы отделаны резными зубцами, издалека это смотрится так, будто все сооружение не настоящее, а вырезанная мастером из дерева шкатулка.

Так выглядела платформа Псырцха до начала реставрации
Так выглядела платформа Псырцха до начала реставрации
Так выглядела платформа Псырцха до начала реставрации
Так выглядела платформа Псырцха до начала реставрации

Интересно оформлены пол и потолок станции в виде семи конечной звезды. Именно эта символика вкупе с резными элементами придает станции ту мистическую ауру. И ведь на самом деле, семи конечная звезда считается символикой магов, божественного огня и жажды свободы, единство духовного и материального.

Внутри станции потрясающая акустика и часто здесь демонстрируют свои таланты молодые музыканты. Очень впечатлила игра одного флейтиста в мае 2017 года, настолько необычно звучание здесь.

Так выглядела платформа Псырцха до начала реставрации
Так выглядела платформа Псырцха до начала реставрации

Расположение станции Псырцха тоже довольно необычное, она построена между двумя возвышенностями Афонской горы. Когда из одного тоннеля выезжает проходящий поезд и медленно протянув вагоны мимо станции въезжает в тоннель в другой горы, зрелище поражает нереальностью происходящего.

В 1992 году станция прекратила работу из-за боевых действий, но уже через год поезда снова начали курсировать между Псоу и Сухумом. С 1993 по 2002 год на платформе останавливался электропоезд Сухум-Псоу, в 2006 году он был сокращен до Гудауты и курсировал так до 2008 года.

До 2009 года на платформе ещё останавливались электрички, но позже станция перестала использоваться по назначению, зато стала замечательной достопримечательностью, привлекающей множество туристов.

Так выглядела платформа Псырцха до начала реставрации
Так выглядела платформа Псырцха до начала реставрации

Возрождение.


В 2025 году станция Псырцха официально предстала в новом облике. Реконструкция исторического объекта завершилась и он уже радует гостей и жителей Абхазии.

Реставрация павильона на Псырцхе началась в июле 2023 года. Проект реставрации разработало архитектурное бюро Timur Lomiya architects. Над проектом также работало бюро ABAS.

Было&Стало
Было&Стало

Процесс реставрации проходил не легко - павильон расположен между двумя тоннелями и доставлять туда стройматериалы и выносить строительный мусор приходилось вручную, без тяжелой техники. Кроме того, был подтоплен фундамент сооружения.

-9

Реставрация зданий такого типа без наличия строительного паспорта крайне затруднительна, а как выяснилось, техническая документация здания оказалась утрачена при пожаре в здании управления Абхазской железной дороги. Восстанавливать Псырцху пришлось по воспоминаниям очевидцев, которые помнят, как выглядела станция в 1940-е.

-10

Восстановительные работы включили в себя реставрацию лепнины, ремонт металлических элементов, крыши, остекление.

«Мы решили вернуть зданию его первоначальный вид и цвет. Это оказалось сложной задачей, поскольку у нас не было первичных материалов. Мы нашли старые фотографии и проконсультировались с людьми, которые еще помнят, какими были цвета здания в 1947 году. Это было нелегко, так как перекрашивалось шесть раз. С помощью скальпеля специалисты аккуратно сняли слои краски, и мы смогли определить исходные цвета. Архитектор Георгий Лежава подобрал палитру из трех цветов – бордового, ультрамарина и песочного», — рассказала Элана Джопуа (предприниматель, один из арендаторов железнодорожного павильона на платформе Псырцха)

Именно эти цвета были использованы и в современном оформлении павильона.

«Прежде всего мы занялись подбором соответствующей технологии и материалов, необходимых для работы, а уже после приступили к реставрации. На первом этапе очистили архитектурные лепные элементы здания от старых слоев краски с помощью специальных химических средств. Каждый элемент надо было очень осторожно обрабатывать и счищать краску. Затем все поверхности отмыли от излишков химии и приступили к восстановлению лепнины вручную. Пришлось заменить сильно поврежденные детали на новые, отлитые с помощью форм, заранее снятых с оригинальной лепнины», – рассказывает один из сотрудников реставрационно-художественного бюро Anagzara - Давид Чкотуа.
-11
-12

Скульптор из Санкт-Петербурга Александра Цыпкова занималась реставрацией внутренней стороны купола. Рабочие из Таджикистана участвовали в строительных, реставрационных и покрасочных работах.

Сегодня мы можем оценить какой стала наша красавица Псырцха! Интерьер павильона выполнен в стиле советской эпохи, внутри расположился бар с легкими закусками, газированными напитками, кофе и чаем. А по вечерам зждесь звучит музыка соответствующая тому периоду, когда была построена станция.

Особенно красиво и величественно выглядит Псырцха вечером, когда включается подсветка и колонны доверху подсвечиваются мягким золотистым светом. Кажется, что вся ажурная конструкция визуально теряет вес и остается только парящий в воздухе светящийся контур.

-13

А какая бесподобная люстра висит в центре потолка! Она как будто сплетена из тонких нитей с маленькими лампочками-кристалликами на концах. Тысячи светящихся хрусталиков переливаются и искрятся, а сама она не просто висит, а будто парит под потолком, заливая все вокруг ярким и праздничным сиянием.

-14

Реставрационные работы были проведены не только в самом павильоне, но и на всей прилегающей территории станции.

Кстати, электропоезд Диоскурия, следующий до Сухума, делает здесь остановку. Представляете, какую красоту видят пассажиры, только сошедшие с поезда!

-15

Если мой рассказ был полезен и интересен, оценивайте,подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями в соцсетях!

Ссылки на опубликованные статьи об отпуске в Абхазии 2025:

Интересные фото и видео из путешествий по Абхазии и не только, я публикую в тг канале Путевые заметки, присоединяйтесь!

путевые заметки