Одна из основных достопримечательностей Нового Афона - это конечно же железнодорожная платформа Псырцха (Ҧсырӡха).
История.
История станции начинается в 1944 году, когда на берегу водохранилища, образованного плотиной Новоафонской ГЭС в ущелье одноименной реки Псырцха, появился красивый павильон с платформой для пригородных поездов.
Остановочный пункт был открыт в 1944 году под названием "Дача", так как неподалеку находилась дача Сталина. В 1951 году платформа получила грузинское название "Агараки", под этим именем она продолжала свое существование еще 16 лет, пока в 1967 году ее не решили снова переименовать. Следующее название станции - "Псырцха" - было заимствованно у протекавшей рядом реки. Красиво звучащее слово переводится с абхазского языка как "пихтовый родник".
Станция отличается необычной архитектурой: павильон-беседка имеет форму восьмиугольника и буквально парит над рекой. Удивительное здание было построено известным архитектором Георгием Лежава. Раньше в павильоне располагались билетные кассы и места ожидания для пассажиров.
Псцырху называют не только самой красивой, но и самой мистической из заброшенных станций Абхазии. Причина её мистичности - символ семиконечной звезды на полу (магический символ божественного огня — единства духовного и материального). О значении этого символа среди любителей мистики ходит множество догадок. Например, говорят, что семь лучей символизируют семь дней недели и семь видимых глазу небесных тел (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). Во многих культурах мира число 7 считается счастливым.
По всему периметру свесы отделаны резными зубцами, издалека это смотрится так, будто все сооружение не настоящее, а вырезанная мастером из дерева шкатулка.
Интересно оформлены пол и потолок станции в виде семи конечной звезды. Именно эта символика вкупе с резными элементами придает станции ту мистическую ауру. И ведь на самом деле, семи конечная звезда считается символикой магов, божественного огня и жажды свободы, единство духовного и материального.
Внутри станции потрясающая акустика и часто здесь демонстрируют свои таланты молодые музыканты. Очень впечатлила игра одного флейтиста в мае 2017 года, настолько необычно звучание здесь.
Расположение станции Псырцха тоже довольно необычное, она построена между двумя возвышенностями Афонской горы. Когда из одного тоннеля выезжает проходящий поезд и медленно протянув вагоны мимо станции въезжает в тоннель в другой горы, зрелище поражает нереальностью происходящего.
В 1992 году станция прекратила работу из-за боевых действий, но уже через год поезда снова начали курсировать между Псоу и Сухумом. С 1993 по 2002 год на платформе останавливался электропоезд Сухум-Псоу, в 2006 году он был сокращен до Гудауты и курсировал так до 2008 года.
До 2009 года на платформе ещё останавливались электрички, но позже станция перестала использоваться по назначению, зато стала замечательной достопримечательностью, привлекающей множество туристов.
Возрождение.
В 2025 году станция Псырцха официально предстала в новом облике. Реконструкция исторического объекта завершилась и он уже радует гостей и жителей Абхазии.
Реставрация павильона на Псырцхе началась в июле 2023 года. Проект реставрации разработало архитектурное бюро Timur Lomiya architects. Над проектом также работало бюро ABAS.
Процесс реставрации проходил не легко - павильон расположен между двумя тоннелями и доставлять туда стройматериалы и выносить строительный мусор приходилось вручную, без тяжелой техники. Кроме того, был подтоплен фундамент сооружения.
Реставрация зданий такого типа без наличия строительного паспорта крайне затруднительна, а как выяснилось, техническая документация здания оказалась утрачена при пожаре в здании управления Абхазской железной дороги. Восстанавливать Псырцху пришлось по воспоминаниям очевидцев, которые помнят, как выглядела станция в 1940-е.
Восстановительные работы включили в себя реставрацию лепнины, ремонт металлических элементов, крыши, остекление.
«Мы решили вернуть зданию его первоначальный вид и цвет. Это оказалось сложной задачей, поскольку у нас не было первичных материалов. Мы нашли старые фотографии и проконсультировались с людьми, которые еще помнят, какими были цвета здания в 1947 году. Это было нелегко, так как перекрашивалось шесть раз. С помощью скальпеля специалисты аккуратно сняли слои краски, и мы смогли определить исходные цвета. Архитектор Георгий Лежава подобрал палитру из трех цветов – бордового, ультрамарина и песочного», — рассказала Элана Джопуа (предприниматель, один из арендаторов железнодорожного павильона на платформе Псырцха)
Именно эти цвета были использованы и в современном оформлении павильона.
«Прежде всего мы занялись подбором соответствующей технологии и материалов, необходимых для работы, а уже после приступили к реставрации. На первом этапе очистили архитектурные лепные элементы здания от старых слоев краски с помощью специальных химических средств. Каждый элемент надо было очень осторожно обрабатывать и счищать краску. Затем все поверхности отмыли от излишков химии и приступили к восстановлению лепнины вручную. Пришлось заменить сильно поврежденные детали на новые, отлитые с помощью форм, заранее снятых с оригинальной лепнины», – рассказывает один из сотрудников реставрационно-художественного бюро Anagzara - Давид Чкотуа.
Скульптор из Санкт-Петербурга Александра Цыпкова занималась реставрацией внутренней стороны купола. Рабочие из Таджикистана участвовали в строительных, реставрационных и покрасочных работах.
Сегодня мы можем оценить какой стала наша красавица Псырцха! Интерьер павильона выполнен в стиле советской эпохи, внутри расположился бар с легкими закусками, газированными напитками, кофе и чаем. А по вечерам зждесь звучит музыка соответствующая тому периоду, когда была построена станция.
Особенно красиво и величественно выглядит Псырцха вечером, когда включается подсветка и колонны доверху подсвечиваются мягким золотистым светом. Кажется, что вся ажурная конструкция визуально теряет вес и остается только парящий в воздухе светящийся контур.
А какая бесподобная люстра висит в центре потолка! Она как будто сплетена из тонких нитей с маленькими лампочками-кристалликами на концах. Тысячи светящихся хрусталиков переливаются и искрятся, а сама она не просто висит, а будто парит под потолком, заливая все вокруг ярким и праздничным сиянием.
Реставрационные работы были проведены не только в самом павильоне, но и на всей прилегающей территории станции.
Кстати, электропоезд Диоскурия, следующий до Сухума, делает здесь остановку. Представляете, какую красоту видят пассажиры, только сошедшие с поезда!
Если мой рассказ был полезен и интересен, оценивайте,подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями в соцсетях!
Ссылки на опубликованные статьи об отпуске в Абхазии 2025:
Интересные фото и видео из путешествий по Абхазии и не только, я публикую в тг канале Путевые заметки, присоединяйтесь!