Найти в Дзене
Путевые заметки

Почему водопад называется Шубарский? История исчезнувшего села в Абхазии и дорога к водопаду

Я рассказывала совсем недавно о новой локации, куда мы съездили в августе - о Шубарском водопаде. Место действительно очень необычное и красивое, пока ещё почти не тронутое вниманием туристов. За Сухумом, выше села Каманы, находится мало кому известное место в Абхазии - бывшее село Шубара. Сейчас здесь осталось лишь две усадьбы. Изюминкой этого места является каньон с водопадами.... Шубара - это так же и лесной массив ниже г. Ацҭышә в Сухумском районе, там же и протекает река Хойжгета (приток Западной Гумисты), которая образует живописный каньон с каскадом водопадов. Название Шәбаа / Швбаара (Шубара) можно перевести с абхазского в пяти значениях: «гнилой бук» или «буковая гниль», «буковая крепость», «крепость рода Ашә (Ашу-ба)», «абазинская крепость» или «абазинский спуск» (ср. Ар-баа «армейский спуск») - от ашә «бук» и ашә - основа фамилия Ашә-ба (Ашуба) и этноним ашә-уа «абазин». Найти Шубару как населённый пункт на современных картах невозможно, её просто нет, на старых же картах
Оглавление

Я рассказывала совсем недавно о новой локации, куда мы съездили в августе - о Шубарском водопаде. Место действительно очень необычное и красивое, пока ещё почти не тронутое вниманием туристов.

За Сухумом, выше села Каманы, находится мало кому известное место в Абхазии - бывшее село Шубара. Сейчас здесь осталось лишь две усадьбы. Изюминкой этого места является каньон с водопадами....

История

Шубара - это так же и лесной массив ниже г. Ацҭышә в Сухумском районе, там же и протекает река Хойжгета (приток Западной Гумисты), которая образует живописный каньон с каскадом водопадов.

Название Шәбаа / Швбаара (Шубара) можно перевести с абхазского в пяти значениях: «гнилой бук» или «буковая гниль», «буковая крепость», «крепость рода Ашә (Ашу-ба)», «абазинская крепость» или «абазинский спуск» (ср. Ар-баа «армейский спуск») - от ашә «бук» и ашә - основа фамилия Ашә-ба (Ашуба) и этноним ашә-уа «абазин».

Найти Шубару как населённый пункт на современных картах невозможно, её просто нет, на старых же картах она постоянно относилась к разным административно-территориальным единицам Абхазской АССР.

-2

В середине прошлого века поселок уже был мизерным, практически исчезающим. Если сравнить сведения о количестве проживающих, то на 1959 года в Шубаре проживало 27 человек, в 1989 году остались 18 человек. До войны большинство местного населения составляли грузины.

из архивов Абхазской АССР
из архивов Абхазской АССР

В годы Советской власти мелкие поселки в Абхазии постоянно переименовывали и объединяли. Так и Шубара в 1948 году была отнесена к селу Имерцкали.

"... ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА АБХАЗСКОЙ АССР
20 августа 1948 года
О переименовании некоторых сельских Советов и сел и объединении некоторых сел Абхазской АССР
Президиум Верховного Совета Абхазской Автономной Советской Социалистической Республики постановляет:
1. Переименовать следующие сельские Советы и села Абхазской АССР
III. По Сухумскому району
1. Села Арка Махале, Цхара, Шубара и Хетина Алалшенского сельского Совета — в село Имерцкали... "

После Шубара значилась как посёлок в составе села Ахалшени (ныне Аԥра). А к 1989 году относилась к Ахалшенский сельсовет был подчинён сельской администрации села Гума.

Для информации:

Сельской администрации Гума подчинены соседние сёла:
Гума — 1895 чел. (1989 г., в основном грузины)
Каман — 155 чел. (1989 г., в основном грузины) — к северо-западу от Гумы (Шромы) с отдельной частью к югу
Амзара — 2999 чел. (1989 г., в основном грузины) — к северо-западу от Гумы (Шромы)
Хабю (Зегани) — 11 чел. (1989 г., в основном армяне) — к юго-западу от Гумы (Шромы)
Апианда — 12 чел. (1989 г., в основном грузины) — к востоку от Гумы (Шромы)
бывшие сёла бывшего Ахалшенского сельсовета
Адзыбжара — 12 чел. (1989 г., в основном ранее русские)
Ахалшени (Апра) — 288 чел. (1989 г., в основном грузины)
Гума (не путать с с. Гума-бывшим с. Шрома) — 104 чел. (1989, в основном армяне)
Мтискалта (Рашхуа) — 7 чел. (1989 г., в основном армяне)
Очубуре (Хуажкыт) — 1 чел. (1989 г., в основном ранее греки)
Сатаве (Ацтыш) — 6 чел. (1989 г., в основном русские)
Цумури (Цвымкыр) — 0 чел. (1989 г., в основном ранее армяне)
Шубара (Шваара) — 18 чел. (1989 г., в основном грузины)

Кстати село Гума было известно ещё до веремён махаджирства. В 1881 году в его центральной части возникло греческое село Михайловское, названное именем сына Александра III Михаила Александровича. В 1943 году село было переименовано в грузинское Шрома. Историческое название Гәыма (Гума) восстановлено в 1996 году. В 1949 году греки села были высланы в Казахстан и село было заселено переселенцами из Западной Грузии.

-4

Что касается заселения этих мест в древности, это подтверждается тем, что на территории Шубары археологами было обнаружено древнее поселение и остатки средневековой крепости.

В 2020 году коллекция Государственного музея Абхазии пополнилась новыми артефактами, обнаруженными в селе Шубара, здесь были найдены обломки амфор V–IV вв. до н.э. Так же среди находок были другие ценные артефакты: различные женские украшения, наконечники стрел, фибулы и подвески.

По словам директора музея Аркадия Джопуа, особый интерес в числе находок представляет Сасанидское серебряное блюдо со сценой охоты царя на тигра. Оно было обнаружено в погребенье и принадлежало богатой состоятельной семье.

Сасанидское серебряное блюдо довольно-таки известная ценность. Его аналогов по всему миру насчитывают не более 15 штук.  Найденная вещь отличается качественной чеканкой. Использовали его в качестве сувенира.

Сасанидское серебряное блюдо предположительно датируется V-VI вв. и относится к эпохе Великого переселения народов. Аналоги данного артефакта хранятся в таких музеях, как Государственный Эрмитаж, Самаркандский музей и Иранский национальный музей.
Сасанидское серебряное блюдо предположительно датируется V-VI вв. и относится к эпохе Великого переселения народов. Аналоги данного артефакта хранятся в таких музеях, как Государственный Эрмитаж, Самаркандский музей и Иранский национальный музей.

Кроме того, к древним памятникам в районе Шубары относят могильник Шубара-2 в бассейне Гумисты, который относится к Ингури-Рионской колхидской культуре.

* Ингури-Рионская колхидская культура: археологическая культура позднего бронзового - раннего железного веков в Западном Закавказье.

Шубарский водопад
Шубарский водопад

Дорога к водопаду

О Шубарском водопаде мне было известно давно, но все никак не представлялось случая туда доехать. А этим летом повёз туда группу небезизвестный Беслан Царгуш. Увидев его фото я конечно же не могла удержаться, чтобы не увидеть эту красоту своими глазами. Поехали мы на другой машине, с другим нашим товарищем из Приморского.

Дорога до водопада не сказать что сложная, но есть места, где можно проехать только на внедорожнике, потому что там довольно крутые спуски и подъемы на грунтовой дороге.

-7

От поворота на Каманы до водопада 12 километров, ехать чуть меньше часа. Сначала от развилки влево в гору уходит хорошая, ровная щебёночная дорога (в сторону Сухум ГЭС). Далее, после поворота к Месту Третьего обретения главы Иоанна Крестителя, снова уходим влево, где щебень заканчивается и начинается укатанный скальный грунт.

На мосту через Западную Гумисту
На мосту через Западную Гумисту
-9
У Западной Гумисты
У Западной Гумисты

Делее будет старый мост через Западную Гумисту и небольшой брод через речку Биасдара, но если погода сухая, он не представляет никакой сложности.

После брода дорога уходит все выше и выше, здесь уже доступно только внедорожнику. Зато пейзажи заставляют не раз остановиться и запечатлеть эту красоту!

-11

Затем дорога приведёт к воротам, которые нужно самостоятельно открыть и закрыть за собой. Ещё минут 5-10 пути и мы приезжаем к единственному жилищу в этих местах, оно находится прямо рядом с водопадом.

Это родовой дом одной абхазской семьи, живущей здесь столетиями. Здесь живет хозяин Руслан и его помощник. Несколько коров, куры, собаки, кошки.

От дома до Шубарского водопада метров 300. Часть пути ещё можно проехать до площадки с лавочками, а дальше только пешком вниз под гору.

Когда идёшь вниз, тропа кажется простой и лёгкой, то тут то там прыгаешь себе по камушкам или перешагиваешь через толстые корни деревьев. В особо опасных местах натянуты тросики, за которые можно держаться. На крутых участках вырублены ступени в грунте.

И вот уже слышен мощый гул водопада!

Сначала открывается вид сверху на озеро яркого бирюзового цвета. Спустившись к нему, попадаем на каменную площадку с озерцом посередине, а слева вниз обрыв, с которого падают потоки воды из озерца, которые и образуют тот самый Шубарский водовад к которому мы стремились.

Вид тропы на озерцо
Вид тропы на озерцо
Здесь образуется Шубарский водопад
Здесь образуется Шубарский водопад
Вид сверху на водопад
Вид сверху на водопад

Но, нам надо ещё ниже, чтобы посмотреть сам водопад снизу. Спускаемся по тропе к ещё одному прозрачного как слеза озера с бирюзовой водой.

У меня была шальная мысль искупаться под водопадом и спустившись вниз я рискнула зайти в воду. Ноги словно обожгло, такая ледяная там вода. Да еще каменная плита уходящая в воду очень скользкая, босиком заходить очень опасно. Пока я топталась пытаясь зайти глубже, ноги окончательно закочанели и я бросила эту затею. Видимо не судьба, отложим до следующего раза.

Обулась, от греха подальше, чтобы не упасть там и не сломать себе чего нибудь
Обулась, от греха подальше, чтобы не упасть там и не сломать себе чего нибудь

Смотреть на этот водопад можно бесконечно долго, взгляд так и притягивают потоки чистейшей воды, покрытые мхом каменные скалы вокруг и эта прозрачная бирюзовая вода в озере. Как может создать природа такой невероятный цвет?!

Если мой рассказ был полезен и интересен, оценивайте,подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями в соцсетях!

Ссылки на опубликованные статьи об отпуске в Абхазии 2025:

Интересные фото и видео из путешествий по Абхазии и не только, я публикую в тг канале Путевые заметки, присоединяйтесь!

путевые заметки

Еще много статей на канале "Путевые заметки":