Найти в Дзене
Путевые заметки

Оторванные от мира - о высокогорном селе Псху в Абхазии

Недавно я рассказала о том, как нам посчастливилось во второй раз в жизни побывать в высокогорном селе Псху, которое окружено двухкилометровыми вершинами гор со снежными шапками, по главной улице течет небольшая речка, в которой водится форель, а воздух сам по себе как эликсир жизни! Но, просто побывать там оказалось мало, любопытство и жажда знаний все же заставила меня погрузиться в историю этого необычного места. Чем и хочу поделиться здесь со своими читателями. Об этой поездке и не только я рассказываю в своём Телеграм канале Путевые заметки, где публикую ещё больше историй, фото и видео о своих путешествиях по Абхазии и России. Не забывайте подписаться: Начнём с названия - Псху (абх. Ҧсҳәы), вариантов образования которого есть несколько: Когда-то Псху было дном большого горного озера. При грандиозном землетрясении образовался бзыбьский каньон и мильоны кубов воды вырвались к морю образовав ныне существующий рельеф. История села Псху уходит далеко в глубь столетий. Hecмoтpя нa то,

Недавно я рассказала о том, как нам посчастливилось во второй раз в жизни побывать в высокогорном селе Псху, которое окружено двухкилометровыми вершинами гор со снежными шапками, по главной улице течет небольшая речка, в которой водится форель, а воздух сам по себе как эликсир жизни!

Но, просто побывать там оказалось мало, любопытство и жажда знаний все же заставила меня погрузиться в историю этого необычного места. Чем и хочу поделиться здесь со своими читателями.

Об этой поездке и не только я рассказываю в своём Телеграм канале Путевые заметки, где публикую ещё больше историй, фото и видео о своих путешествиях по Абхазии и России. Не забывайте подписаться:

путевые заметки

Начнём с названия - Псху (абх. Ҧсҳәы), вариантов образования которого есть несколько:

  • В компоненте -пс многие исследователи видели корень слова А–пс–ны – «Абхазия», а в –ху – слово со значением «доля», «часть». Таким образом, Псху объяснялось как «часть Абхазии».
  • Есть мнения, что здесь более вероятна связь с адыгскими терминами псыху – «река»; псыхо – «долина реки».
  • Возможно, что в названии Псху отразился обряд поминания мертвых – (а) псху (-ра), совершавшийся, как можно думать, у знаменитого псхувского святилища Инал-Куба – «гроб Инала».
  • Жители с давних времен поклонялись абхазским языческим святилищам Инал-куба и Псху-ныха, которые впоследствии дали название селу.
  • Согласно ещё одной из версий, Псху переводится как «душа в горах» («Ψυχή» – по-гречески «душа», «ху» – по-абхазски «гора»).
Святая гора Инал-Куба, вид из Санчары
Святая гора Инал-Куба, вид из Санчары

Когда-то Псху было дном большого горного озера. При грандиозном землетрясении образовался бзыбьский каньон и мильоны кубов воды вырвались к морю образовав ныне существующий рельеф.

История села Псху уходит далеко в глубь столетий. Hecмoтpя нa то, что местность здесь тpуднoдocтупная, пoceлeния в oкpecтнocтяx Пcxу пoявилиcь дaвнo. Oб этoм гoвopят нaйдeнныe здecь дpeвниe дoльмeны и ceмeйныe зaxopoнeния, дaтиpуeмыe cpeднeвeкoвьeм. B paйoнe, гдe Бзыбь cливaeтcя c Бaвю, ecть pуины кpeпocти, пocтpoeннoй в VIII – X вeкax.

Абхазское горное общество псхувцев было довольно воинственным и совершало частые набеги на соседей по обе стороны Кавказского хребта. Если же кто-то вздумал бы вдруг напасть на псхувцев, они преграждали дороги в свою долину и давали яростный отпор врагу.

Жители с давних времен поклонялись абхазским языческим святилищам Инал-куба и Псху-ныха.

История происхождения святыни Инал-Куба уходит в глубь тысячелетней истории абхазов. Гора получила название в честь легендарного князя Инала, который объединил племена абхазов и адыгов.
В наше время сюда для совершения обрядов приезжают представители разных абхазских фамилий, которые были в древности выходцами из этих мест. Они, следуя традициям, проводят аныхэаракуа (моления), возрождая силу святилища Инал-куба.

В середине XIX века горная абхазская община в Псху составляла около 5 тысяч человек. Население Псху в годы Кавказской войны хотело сохранить независимость, не желая становиться ни частью Российской империи, ни Османской.

Владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе, поддерживаемый русскими войсками и своими вассалами, не раз совершал походы для усмирения беспокойных псхувцев. Но гордое племя никак не желало подчиняться. Кроме того, здесь находили приют абреки и недовольные царским режимом жители других районов Абхазии. Даже русские солдаты-дезертиры с береговых укреплений находили здесь убежище.

Гора Серебряная
Гора Серебряная

После присоединения к Российской Империи псхувцы не покорились и оказывали стойкое царскому войску, несмотря на небольшое количество. В итоге в 1864 году русская армия взяла селение псхувцев в плотное кольцо, и они были вынуждены прекратить сопротивление. Абхазы оставили долину Псху и основная часть жителей переселилась в Турцию. В память об этом посреди села есть памятник махаджирам.

Вот как вспоминает этот печальный момент истории Псху офицер русской армии Тарас Анчабадзе (Ачба):
«Перед уходом они устроили торжественное прощание с родными местами. Старики оплакивали могилы предков. В последний день все пристрелили любимых коней и, взяв по горстке земли, покинули свои дома».

С тех пор население Псху менялось довольно часто. Царские власти переселили в покинутое село греков. Но во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. они также бежали в Турцию. В рамках проекта по заселению окраин, на их место приведены были русские поселенцы, в том числе, староверы. Им обещали льготные условия и подъемные деньги.

* Во многих источниках можно прочитать информацию, что Псху - село староверов. Ещё говорят, что Псху - это русская община, живущая по обычаям и традициям XIX века. На самом деле это не так, когда-то давно здесь жили 2-3 семьи староверов, но сейчас живут в основном русские православные люди.

Старая церковь в Псху
Старая церковь в Псху

С 1906 года начинается заселение окрестностей русскими. Кого здесь только не было! Здесь находили приют раскулаченные крестьяне, последователи учения богословов. Во время первой мировой войны в Псху поселились монахи, к которым после революции присоединись монахи из Новоафонского монастыря.

В настоящее время в окрестностях Псху в кельях живут монахи-отшельники, которые периодически спускаются за продуктами. В самом селе есть женская монашеская община. Монахини практически не общаются с людьми, проводя время в уединении и молитвах.
В Псху
В Псху

И все же к 1930 году все монашеские подпольные поселения были ликвидированы, а в селе организовали колхоз имени 1 Мая, который занимался в основном животноводством. Потихоньку село отстраивалось, появлялись культурные и общественные постройки. В селе были две полнокомплектные школы, в которых дети занимались в две смены.

Но дороги в Псху по-прежнему практически не было, а в зимние месяцы село почти не имело связи с основной территорией страны, поэтому Псху всегда жило и живёт до настоящего времени обособленно, полагаясь на собственные силы.

Во время Великой Отечественной войны из Псху на фронт было призвано семьдесят человек, вернулось меньше десятка. А само село - единственное на территории Абхазии, которое было оккупированно немцами, правда, не долго, чуть больше недели дивизия "Эдельвейс" хозяйничала в Псху. В селе установлен памятник погибшим в Великую Отечественную войну.
Во время Великой Отечественной войны из Псху на фронт было призвано семьдесят человек, вернулось меньше десятка. А само село - единственное на территории Абхазии, которое было оккупированно немцами, правда, не долго, чуть больше недели дивизия "Эдельвейс" хозяйничала в Псху. В селе установлен памятник погибшим в Великую Отечественную войну.

Это было до 1957 года. Потом грянуло укрупнение колхозов, абхазское население переселили в Члоу, русских - в Ахурей. Люди писали жалобы, и вскоре выселение прекратилось, но вернулись назад не все, процентов 40 жителей. Те кто вернулся и их потомки живут здесь и в настоящее время.

Псхувцы занимаются животноводством, пчеловодством и охотой. Оленей не стреляют, это благородные животные, а на кабана и медведя ходят. Мясо охотники в основном держат для себя: медвежатину вываривают в жире и заготавливают на зиму.

Скот выращивают в основном для себя. Государственной закупки нет, а частники ставят невыгодные цены.

Дома здесь построены из местного леса, причем, этим домам не одно столетие. Вспомним дом деда Анатолия:

В Псху
В Псху

Здешний мёд славится далеко за пределами Абхазии, как и сыр. В этих краях сахар дефицит, так что в подлинности мёда можно не сомневаться, такого мёда лично я не пробовала ни разу в жизни!

Когда покупали мёд, мы разговорились с местной жительницой о Псху и о том как здесь живут люди в настоящее время, чем занимаются, особенно зимой.

- А что зимой - снег чистим! Сегодня эту сторону почистишь, завтра другую, а послезавтра уже снова всё завалило... Так и живём...

Хотя последние годы зимы становятся все менее снежными, раньше метра 2-3 метра выпадало, а лет тридцать назад Псху вообще занесло шестиметровыми сугробами, били тоннели в снегу.

Гора Серебряная в Псху
Гора Серебряная в Псху

Реки здесь текут опасные, своенравные Агурипста, Баул, Бзыбь, Битага, зато благодаря одной из них, в селе есть электричество. Когда-то в Псху велась разработка ртути и геологи построили малую ГЭС. Ртуть в окрестностях села нашли, но обогатительный комбинат строить не стали, это убило бы всю живность и растительность в округе. Когда свернули геологоразведку, Псху-ГЭС передали селу.

Есть в Псху и школа одиннадцатилетка, в которой есть все учителя предметники. Бывает что не вся параллель набирается, многие семьи из отдаленных поселков, где живут по нескольку человек, не хотят отдавать детей в школу с семи лет, потому что сложно добираться, особенно зимой.

Телевидение и интернет у жителей работает через спутниковые антенны. Питьевую воду берут из ручья, из протекающей через Псху реки пить нельзя – в воде есть примесь ртути, и ее можно использовать только в хозяйственных нуждах. Недавно установили вышку сотового оператора "Аквафон", теперь в Псху есть мобильная связь.

Храм Иоанна Крестителя в селе Псху
Храм Иоанна Крестителя в селе Псху

22 сентября 2016 года был освящен храма Иоанна Крестителя в селе Псху, который строили 9 лет. Практически непроходимые дороги к селу усложняли доставку стройматериалов, техники и рабочих.

Храм и часовня возвышаются среди густой растительности, деревянные стены из пихты сливаются с кронами и стволами окружающих деревьев, а небесный цвет крыши храма и часовни в сочетании с золотыми куполами, не могут не привлечь внимание.

Часовня храма Иоанна Крестителя в селе Псху
Часовня храма Иоанна Крестителя в селе Псху

Помимо самого села Псху, его окружают несколько хуторов: Ригза, Битага, Решевие, Агурипста, Санчара и хутор Серебряный (Дзышра).

На сегодняшний день в самом Псху живут 176 человек, село живет без притока людей извне, старики умирают, дети рождаются, а переезжать сюда из цивилизации особо никто не хочет. Да и из молодёжи кто-то уезжает учиться и остается в Сухуме.

Псхувцы же говорят - жить здесь хорошо, но сложно. Они любят своё село, а старожилы так вовсе даже не хотят обсуждать возможность уехать город, несмотря на все трудности жизни здесь.

Из рассказов о жизни в Псху.

Участница форума Abkhazia.com Климушка рассказывает:

" ... А насчет того, как живут... Мы на хуторе Ригза много говорили об этом с хозяйками - Оксаной и Ириной. На наш городской взгляд, конечно трудно живут, хлеб пекут сами через день в специальной печке ( вкуснющий!), скотине варят еду, имеют свое молоко, мясо, мед, яйца, овощи, сыр, творог, фрукты, вино, чачу и т.д. В магазин ходят или ездят на лошади раз в неделю, примерно. В магазине основной набор продуктов и необходимых вещей имеется. Стирают в старой стиральной машине, еду готовят летом на костре, зимой на печке, микроволновка есть, благо электричество имеется и вода бесперебойно из речки проведена. Дети ходят в школу пешком, примерно час идти, зимой девчонки часто у бабушки остаются в Псху, а мальчишки и зимой ходят, встают в 5 утра и вперед. Дети тоже помогают в работе, у всех свои обязанности. Дети поразили своей открытостью, непосредственностью, желанием помочь, трудолюбием, что в наших уже часто и не увидишь. В общем, живут и не жалуются, молодцы! ..."
В Псху
В Псху

Участница форума Abkhazia.com Ostar рассказывает:

" ... Я там разговорилась с одной женщиной, она из Кирова приехала жить в Псху, т.к. это Родина её предков. К ней на летние каникулы внуков привозят. Так я её тоже про зиму спрашивала. Она говорит:
- А что тут такого? Нормально живём! Если снега много - выходишь утром с лопатой и дорожку прокапываешь.
Я ей:
- А как дети в школу ходят?
- Нормально ходят! Снег трактор разгребает.
- А что вообще зимой делаете?
- Копаем дорожку до соседа и сидим, медовуху пьём! (смеётся). Вообще дел хватает: за скотиной поухаживать, всех накормить, убрать... Я вот врач по специальности, работаю. Вот прошлой зимой в соседнем селе женщина рожала....
- И что?...
- Как что? Одела лыжи, ружьё взяла и пошла роды принимать! ..."

В последнее время в Псху приезжает всё больше и больше туристов, рискнувших забраться столь далеко в поиске особенных впечатлений. Хотя попасть сюда не так уж и просто, вариантов всего два - либо на самолете или вертолете, пролетев 45 километров; либо по дороге, которая действует только в летние месяцы, занимает не менее 6-7 часов и доступна только внедорожнику. Зимой с гор сходят лавины, и путь в Псху по земле становится непроходимым.

Кстати, из-за снега четверть века назад наш Бака (Беслан) на полгода вынужден был остаться в Псху. Он тогда работал на лесовозе и непогода застала его близ Псху. Лесовоз чуть не снесло в Агурипсту, а обратную дорогу завалило снегом. До сих пор в Псху его помнят, по крайней мере Клава, и дед Анатолий помнил.

Тётя Клава, кстати, очень переживает в последнее время о том, что в окрестности Псху зайдёт туристический бизнес. А такие разговоры ходят. Даже представить страшно, что кто-то понастроит здесь эко-отели или подобные объекты и будет доставлять туристов вертолётами. Ох, чур меня от такого!

Дом деда Анатолия в Псху
Дом деда Анатолия в Псху

В привычном понимании достопримечательностей в Псху нет, этот маршрут подойдёт только для тех, кто действительно хочет проникнуться этими местами. Кто хочет на какое-то время переместиться в другие временные рамки, побыть в тишине, насладиться единением с природой, горным воздухом и отсутствием всякой цивилизации.

Но те, кому посчастливилось хоть раз побывать в Псху, на все 💯 покорены этим волшебным местом, которое навсегда останется в памяти и в сердце!

КПП
КПП

* Въезд на территорию Псху-Гумистинского заповедника осущетсвляется через КПП, на котором в обязательном порядке данные о посетителях заносятся в журнал. При себе нужно иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

* Все материалы, изложенные в статье взяты из рассказов местных жителей; со слов людей, побывавших в Псху; а также с просторов всемирной сети. Какие либо сведения и формулировки, упомянутые здесь, могут встречаться вам где-то ещё.

Все фотоматериалы в статье сделаны автором в 2017 и 2025 годах.

Если мой рассказ был полезен и интересен, оценивайте,подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями в соцсетях!

Ссылки на опубликованные статьи об отпуске в Абхазии 2025:

Интересные фото и видео из путешествий по Абхазии и не только, я публикую в тг канале Путевые заметки, присоединяйтесь!

Еще много статей на канале "Путевые заметки":