Автомобильный завод "ТагАЗ" известен не столь широко, но оставил заметный след в истории отечественной промышленности. За десятилетия своего существования он несколько раз переживал глобальные изменения, а некоторые проекты удивляют до сих пор. На дорогах по-прежнему встречается немало автомобилей, собранных "ТагАЗом", но о самом заводе вспоминают всё реже. Давайте посмотрим, что с ним случилось, и в каком состоянии предприятие находится сейчас.
Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
От комбайнов к легковушкам
"ТагАЗ" был открыт в 1997 году, но история предприятия, где он располагался, намного длиннее. В советское время здесь выпускались комбайны, которые поставлялись во многие регионы страны.
В 90-х годах спрос на сельскохозяйственную технику резко снизился, поэтому производство остановилось. В результате часть территории предприятия была приобретена местной компанией "Донинвест", которая договорилась с южнокорейской компанией Daewoo о сотрудничестве. Предполагалось, что на "ТагАЗе" будут собирать модели Leganza, Nubira и Lanos, но их переименуют на свой лад: "Кондор", "Орион", "Ассоль".
Сборку планировали наладить очень быстро благодаря оставшимся мощностям комбайнового завода. Его конвейер хотели использовать для начала выпуска легковых автомобилей без значительных изменений. И только по мере увеличения локализации могла появиться возможность для крупных инвестиций в сборочную линию.
Однако планам не суждено было сбыться: общественные потрясения 1998 года привели к заморозке проекта. По мере улучшения ситуации возникает другая проблема – теперь Daewoo сталкивается с кризисом. В результате этих событий была выпущена лишь ограниченная партия "Орионов" под маркой Doninvest.
От стабильности к удивительным проектам
2000-е годы можно назвать периодом стабильности для "ТагАЗа". Сперва здесь начинают собирать Citroen Berlingo, а затем подписывается соглашение с Hyundai о выпуске Accent. Вторая попытка сотрудничества с южнокорейцами была намного успешнее, а автомобили, собранные здесь, пользовались достаточно высоким спросом. После "Акцента" на конвейер встали седаны Sonata и Elantra, грузовик Porter, автобус County и кроссовер Santa Fe.
Сотрудничество с Hyundai приносит доход, поэтому "ТагАЗ" развивает свои проекты. Одним из них стал внедорожник Tager (SsangYong Korando, выпускавшийся по лицензии). Чуть позже выходит "ТагАЗ" Vega – седан, из-за которого завод судился с GM Daewoo за незаконное использование технологий. Выпуск модели был прекращён спустя год после запуска конвейерной линии.
В 2007 году Hyundai запускает собственный российский завод, поэтому необходимость в услугах "ТагАЗа" снижается. Одновременно с этим южнокорейский концерн обновляет модельный ряд, что требует инвестиций в конвейер. Прекращение сотрудничества с Hyundai оборачивается серьёзными проблемами для предприятия.
Крупные автопроизводители не заинтересованы в работе с "ТагАЗом", поэтому завод ищет неочевидных партнёров. В начале 2010-х годов заключаются соглашения с китайскими BYD и Chery, но низкий спрос на автомобили этих марок не позволяет добиться стабильности. Чуть позже принимается попытка поработать с JAC, которая тоже не увенчается успехом.
Пиком странных решений стал выпуск "ТагАЗ" Aquila – седана с яркой внешностью, собранный из того, что было под рукой. Например, двигатель устанавливали от BYD – 1,6-литровый бензиновый мотор мощностью 107 лошадиных сил, выпускаемый по лицензии Mitsubishi. Зеркала заднего вида взяли у Chery QQ, а элементы кузова вовсе производились из стеклопластика.
Купить этот автомобиль у дилеров было нельзя – он продавался только на заводе. Всего "ТагАЗ" выпустил около 100 экземпляров Aquila, некоторые из которых ещё встречаются на дорогах. Удивительно, но спустя несколько лет автомобили с таким же кузовом стали выпускать во Франции. О том, как так получилось, я рассказывал в этой статье.
А что сейчас?
Попытки договориться о сотрудничестве с автопроизводителями так и не увенчались успехом. На протяжении нескольких лет предприятие простаивало – в отношении него рассматривалось дело о банкротстве.
В 2020 году предприятием всё-таки занялись. Оно было продано компаниям, специализирующимся на утилизации металла. Учитывая, сколько оборудования там осталось, можно было неплохо заработать. Частично здания переданы в аренду под офисы и торговые площади. Однако основная доля помещений простаивает и постепенно приходит в негодность.