Добрый день, уважаемые читатели!
Согласно исследованиям искусствоведов, жанр ню считается исключительно западным феноменом, возникшим лишь в эпоху древнегреческой культуры. Самые ранние изображения человеческой фигуры, по‑видимому, имели преимущественно ритуальный, а не художественный характер. Тем не менее, отделить первобытные визуальные произведения, независимо от их сюжетного содержания, от мифологических мотивов оказывается довольно сложно.
B верхнем палеолите изображения животных встречаются чаще, чем образы людей, а схематические изображения (знаки) - чаще, чем фигуры. Часто получаются гибриды человек‑животное. Первые антропоморфные статуэтки возникли в ориньякской культуре (40 000 – 25 000 г. до н.э.).
Позднее их количество значительно возрастает, однако установить пол большинства из них практически невозможно. Около половины известных фигурок не содержит половых маркеров, лишь примерно треть открыто изображает женские образы. Некоторые палеолитические фигурки, к примеру из пещерного комплекса Дольни-Вестонице в Словакии, настолько неоднозначны, что одни исследователи трактуют их как женские, а другие — как мужские.
Даже сведения о количественном соотношении мужских и женских изображений различаются. По мнению одних ученых, в палеолитическом искусстве Евразии доминируют женские образы, мужских изображений всего несколько, а реалистических не наблюдается вовсе. Согласно данным других, распределение мужских (удлинённые предметы - палочки, веточки) и женских (овальные формы, прямоугольники, «домики») знаков неодинаково в разных участках пещеры. Если говорить не о знаках, а об изображениях, то, по информации французских исследователях, количество мужских изображений превалирует над женскими. Пол «определяется» примерно у одной трети всех антропоморфных фигур, причем у половины мужских фигур проявляется фаллический культ.
По сравнению с более поздним древнеегипетским и доколумбовым искусством, часто изображающим фантастические, аномальные формы, палеолитическое творчество стремится к реалистичному воспроизведению человеческого тела. В целом женские персонажи выглядят более статичными, а мужские – более подвижными. Образ женщины чаще связывается с репродукцией, тогда как образ мужчины ассоциируется с войной и охотой.
Это различие прослеживается и в описании особенностей мужского и женского тел. Женские фигурки эпохи XVII–XIX тысячелетий до н. э. характеризуются общими стилистическими приёмами: статичная фронтальная композиция, упрощённые формы, преувеличенные средние части фигур (грудь, бёдра, живот, ягодицы), схематично изображённые конечности, руки, сложенные на животе или груди, а ноги без стоп; черты лица полностью отсутствуют. Главным символом женского образа выступает утроба, знак плодородия. Голова и конечности считаются второстепенными, почти незначимыми элементами.
В отличие от этого, на мужских наскальных рисунках мезолитической эпохи изображены сцены охоты, боевых столкновений и танцев; человеческие фигуры находятся в движении, они вооружены, к ним прибавляются одежда, украшения и головные уборы.
Таким образом, способ изображения мужского и женского тела определяется различиями в их деятельности. Исследуя первобытное искусство, необходимо учитывать не только то, что изображено, но и какие социальные и культовые функции выполняла каждая статуэтка или фигурка. Точная авторская принадлежность самых ранних антропоморфных изображений неизвестна - вероятно, их создавали мужчины, и, следовательно, такие знаки ориентированы в первую очередь на мужскую аудиторию. В изобразительном искусстве народов Африки, Австралии и Океании обычно фиксируются чёткие половые различия, причём мужские образы часто различаются по социальным признакам, то есть передаётся не столько биологический пол, сколько гендерная роль.
При этом изображения духов и мифических предков могут следовать одним эстетическим канонам, тогда как портретные репродукции реальных вождей племён подчиняются совершенно иным художественным правилам.
Ориентируясь на экспозиции этнографических музеев, можно заметить, что в художественном наследии африканских народов гораздо больше намеков женского обнажённого образа, чем мужского. В женских фигурках часто подчёркивается выдающийся бюст и заметный пупок (это объясняется различиями в традиционном обороте пуповины у разных племён). Мужские культовые скульптуры, как правило, имеют фаллическую форму и снабжены внушительными органами. К таковым относятся, к примеру, массивная деревянная статуя мужчины с поднятыми вверх руками (Догоны, Мали, Музей примитивного искусства, Нью‑Йорк) и значительная статуя вождя вабембе (Заир, частный фонд).
Тем не менее, подавляющее большинство изображений реальных мужчин выполнено в одежде. Обычно это воины или представители знати, изображённые на животных или на особых тронах. В этих произведениях не подчеркиваются индивидуальные телесные детали, а акцент делается на их высокий социальный статус, могущество, власть, а также сила и агрессивность (яркая раскраска, звериные черты лица, оружие).
Множество деревянных мужских скульптур, преимущественно ритуального характера, созданы народами Австралии и Океании. Чаще всего это образы предков, духов или племенных вождей. В Национальном музее естественной истории (Вашингтон) выставлена крупная фигура полностью нагого, раскрашенного духа, где всё тело, включая гениталии, выполнено в двух цветах (Новая Гвинея). В Нью‑йоркском Музее Метрополитен представлена целая серия больших деревянных статуй из Новой Гвинеи, где единственной одеждой служит пояс. Никакие покровы не скрывают мужскую наготу в деревянных скульптурах племени асмат.
Помимо типичных образов мужчин и женщин, у народов Океании нередко встречаются фигурки гермафродитов. Такие изображения символизируют единство полов и их совместную плодовитость.
В доколумбовых культурах, расположенных на территории современной Мексики и Перу, наблюдается широкий спектр представлений о мужском теле, причём эти общества сильно различаются между собой.
Ольмеки, развивавшиеся с 1800 по 500 г. до н.э., оставили после себя большое количество массивных каменных статуй и глиняных фигурок, изображающих людей и зверей. Обычно такие фигурки - мужчины, крупные, с округлыми контурами, широкими бедрами и развитыми грудными мышцами, однако их лица напоминают детские, а половая принадлежность часто либо скрыта, либо вовсе отсутствует, даже при широко раздвинутых ногах.
Это иногда усложняет определение пола фигур. Известная статуя, датируемая приблизительно 900 г. до н.э. и обнаруженная в 1960‑х годах, которую местные индейцы воспринимали как женскую и называли ольмекской «мадонной с младенцем», после более детального анализа оказалась юношей, держащим в объятиях статую ольмекского бога дождя (Мехико, Национальный музей антропологии).
Тем не менее ольмеки нередко изображали обнажённых воинов или в набедренных ремнях. К примеру, существует мощная, почти квадратная, стоящая мужская фигура с открытым мужским органом, где единственной частью одежды служит тканевый пояс в области талии) и с отрубленной головой поверженного противника, а также с топором (или ножом) в руке (900‑1500 годов до н.э.).
Большинство ольмекских скульптур передает ощущение стабильности и неподвижного существования. Тем не менее, есть отдельные случаи, когда это правило нарушается. К примеру, массивный каменный «Борец» (Мехико, Национальный музей антропологии) изображён в динамике, и статуя ярко демонстрирует мышечное напряжение.
B отличие от ольмеков, искусство древних майя подчеркивает в мужском теле не простую грубую силу, а воинственную красоту и изощрённую жестокость. Культура майя преимущественно мужская. B искусстве майя мужские образы преобладают над женскими как в количестве, так и в качестве. B сценах групповых кодексов майя мужчины изображаются вдвое чаще, чем женщины. На многих сюжетах, где присутствуют только мужчины (битвы, ритуальные действия, музыкальные представления), приходится лишь одна исключительно женская групповая сцена. B изображениях взаимодействия мужчин и женщин последние обычно находятся в подчинённых позах.
Мужские позы в целом разнообразнее женских и включают больше активных и агрессивных положений. Эти образы согласуются с историческими свидетельствами: по словам испанского хрониста Диего де Ланда, майянки не осмеливались открыто смотреть на мужчин или смеяться над ними. B искусстве майя женщина, как правило, выступает в роли матери и воспитательницы детей, а мужчина – в роли воина.
Идеал красоты у майя достаточно асексуален, но явно выраженно маскулинен: молодое, вытянутое, овальное лицо, слегка раскосые глаза, полные губы и удлинённый нос с горбинкой. Тело воина обычно скрыто под одеянием, главными элементами которого являются плащ и головной убор; при этом величина головного убора напрямую зависит от воинского статуса мужчины, определяемого количеством захваченных им пленников.
Основные темы майянской живописи – воцарение правителя, воинские подвиги, особенно захват пленных, жертвоприношения и ритуальные кровопускания.
B керамике майя представлены многочисленные сцены воинских подвигов, захвата и истязания пленников. B бою майя старались врагов не убивать. Пленников сначала голыми выставляли напоказ, что было знаком их унижения. На рисунках майя их собственные воины всегда тщательно одеты, только их ноги и руки могут быть открыты, тогда как пленников ведут голыми. Лица пленников выражают боль, страх, страдание и одновременно покорность. Они кажутся более индивидуальными, чем холодные и одинаковые лица победителей.
Искусство майя в целом довольно пуританское, оно никогда не показывает женских гениталий, а мужские - только у пленников. Однако в некоторых пещерных росписях есть и откровенно эротичные сцены.
Третья большая американская цивилизация, ацтекская, сколько-нибудь реалистических человеческих образов не создала. B центре её внимания стояли не люди, а боги, в огромных ацтекских каменных идолах человеческие черты причудливо переплетаются с телами животных. Зато более поздняя культура мочика, существовавшая на северном побережье Перу приблизительно со 200 г. до н.э. по 900 г. н.э., оставила после себя замечательных портретных мужских голов в виде сосудов (из 50 дошедших до нас мочикских изображений людей только один предположительно женский), а также множество разнообразных и изощрённых эротических сцен.
Пишите в комментариях, как Вам искусство и репрезентация мужчин в древних культурах Африки, Океании и Америки?
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: