Найти в Дзене

История мужского тела в изобразительном искусстве. Часть первая: Введение

Добрый день, уважаемые читатели! Тело – одна из наиболее захватывающих и многогранных областей исследований, которой посвящены труды специалистов, изучающих человека и общество. Тем не менее, представители гуманитарных наук обратили внимание на эту тему относительно недавно. До последней трети двадцатого века человеческое тело воспринималось как объективная данность, предоставленная природой, представляющая интерес лишь для биологии и медицины. Общественные и гуманитарные науки затрагивали телесность лишь косвенно, в контексте философской проблемы соотношения духовного и материального, либо в рамках истории искусства и физической культуры. Пренебрежение телесностью было напрямую связано с антисексуальностью и принижением чувственности, свойственными христианской культуре. Советская наука в особенности отличалась "бестелесностью". В двух послевоенных изданиях Большой Советской Энциклопедии тело представлено всего двумя статьями: «Тело алгебраическое» и «Тело геометрическое». Строго таб

Добрый день, уважаемые читатели!

Тело – одна из наиболее захватывающих и многогранных областей исследований, которой посвящены труды специалистов, изучающих человека и общество. Тем не менее, представители гуманитарных наук обратили внимание на эту тему относительно недавно.

До последней трети двадцатого века человеческое тело воспринималось как объективная данность, предоставленная природой, представляющая интерес лишь для биологии и медицины. Общественные и гуманитарные науки затрагивали телесность лишь косвенно, в контексте философской проблемы соотношения духовного и материального, либо в рамках истории искусства и физической культуры.

-2

Пренебрежение телесностью было напрямую связано с антисексуальностью и принижением чувственности, свойственными христианской культуре. Советская наука в особенности отличалась "бестелесностью". В двух послевоенных изданиях Большой Советской Энциклопедии тело представлено всего двумя статьями: «Тело алгебраическое» и «Тело геометрическое». Строго табуировалось всё, что связано с сексуальностью. Цензура, или самоцензура, охватывала даже справочники по истории искусства и религии. Примечательно, что в выдающейся двухтомной энциклопедии "Мифы народов мира" (1980–1982 годы) не нашлось места для статьи "Фаллический культ" или "Фаллос" (несмотря на наличие статьи об индийском "Линга", а также упоминание слова "фаллос" в статьях 19 раз).

-3

Первым важным событием в российской, а отчасти и в мировой науке стала книга М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965), где автор сформулировал категорию "телесного канона". Под этим понимались общественно-принятые представления о том, каким является и каким должно быть человеческое тело. Данные нормативные установки, меняющиеся на протяжении исторического развития общества, занимают ключевое место в формировании мировосприятия и оказывают существенное влияние на практическое поведение людей. С 1970-х годов на Западе сформировалось понимание тела не как изначальной природной характеристики, а как сложного социального образования. Это новое представление постепенно проникало во все области гуманитарного знания, приводя к формированию новых самостоятельных направлений исследований.

-4

Тематика "тела" охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов. В отличие от духа, который может быть "чистым" и "абстрактным", тело всегда конкретно: оно обладает размерами, цветом кожи, расовой принадлежностью и, что особенно важно, полом. Дух может быть бесполым, тело – нет. Исследование истории тела неотделимо от изучения истории наготы, одежды и сексуальности. В самых ранних монографических изданиях по истории обнаженного тела в искусстве, увидевших свет в начале ХХ века, репродуцировалось и обсуждалось просто "красивое человеческое тело" (Weese, 1900; Hirth und Bassermann, 1902; Bulle, 1912). Однако это "красивое тело" преимущественно принадлежало женщине. Женская нагота преобладает и в современных исследованиях и публикациях. Почему так? Просто потому, что женское тело красивее мужского? Но для кого? Или потому, что художники и их заказчики, как правило, были мужчинами, которых женское тело интересовало и волновало сильнее мужского? Или за ситуацией, когда мужчина смотрит, а женщина демонстрирует себя, скрываются отношения власти: женщина становится объектом мужского взгляда прежде всего потому, что социально зависит от мужчины?

-5

В формировании и исследовании этих вопросов значительную роль сыграли и продолжают играть ученые-феминистки (Усманова, 2001). Они проявили глубокий интерес к социальным корням репрезентации женского обнаженного тела в изобразительном искусстве. Вместе с тем, понимание положения женщин невозможно без параллельного изучения мужского мира. Большое количество исследований, сосредоточенных на женщинах (women's studies), возникшее в конце 1970-х годов, дополнилось, хотя и не в такой степени, исследованиями мужчин (men's studies), которые также заслуживают внимания. Эти работы, посвященные как мужчинам, так и женщинам, положили начало трансформации феминологии (науки о женщинах) в гендерологию.

-6

Гендерология занимается изучением всей палитры социальных взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Если пол (sex) охватывает биологические характеристики, на основе которых индивидуумы определяются как мужчины, женщины или лица иного пола, то гендер (английское gender, от лат. gens – род) предполагает социально обусловленные роли и идентичности мужчин и женщин, зависящие не от естественных половых различий, а от организации общества.

-7

Гендерные исследования включают в себя и телесный аспект. Мужское и женское тело объективно различаются по множеству анатомических половых признаков. Однако то, как именно эти различия интерпретируются, символизируются и отображаются, определяется культурой и социальной структурой общества. Телесный канон – не естественная данность, а выражение социокультурных представлений о маскулинности (мужское начало, мужественность) и фемининности (женское начало, женственность). Для научных работников, в том числе и искусствоведов, мужское и женское тело представляют собой равный интерес и значимость. Тем не менее, в европейском изобразительном искусстве обнаженное мужское тело представлено не только в меньшем объеме (в галерее Тейт в Лондоне, где имеется электронный каталог, содержащий данные мирового уровня, 721 изображение женской наготы противостоят 416 образам обнаженных мужчин; сравнение портретов даёт иную картину – 566 женских портретов против 794 мужских), но и изучено значительно слабее.

-8

Первая монография, посвященная специально обнаженному мужскому телу, «Нагой мужчина», увидела свет в 1978 году. Ее автор – английский искусствовед Маргарет Уолтерс (Walters, 1978). С тех пор появилось множество искусствоведческих исследований репрезентации мужского тела в различных видах искусства. Но большая часть из них, начиная с альбома-монографии Сесиля Бердели «Голубая любовь» (Beurdeley, 1977), рассматривает эту тему в контексте истории однополой любви. Это вполне объяснимо: на протяжении столетий женщинам было запрещено заниматься искусством, а изображение обнаженного тела для них было недопустимо. Красоту женского тела открыли гетеросексуальные мужчины, а красоту мужского тела – гомосексуальные мужчины. Однако обнаженное мужское тело изображали и художники, не испытывавшие к мужчинам эротического влечения. Отличаются ли образы, созданные художниками с разной сексуальной ориентацией?

-9

Междисциплинарные барьеры препятствуют полноценному изучению проблематики. Специалисты в области искусствоведения не всегда учитывают данные антропологии и социальной истории, а исследователи, изучающие историю и антропологию сексуальности, стыда, наготы в быту и ритуалах, порой пренебрегают искусствоведческими материалами. Изменения в мужском телесном каноне и художественные изображения мужской наготы – лишь один, хотя и не главный, аспект данной темы. Ключевым источником для понимания проблемы служит как раз таки изобразительное искусство.

-10

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: