Добрый день, уважаемые читатели!
Один из наиболее интригующих, но в то же время тонких вопросов, касающихся восприятия тела – отношение к наготе. В какой момент и по какой причине люди испытывают необходимость прикрывать своё тело, и в особенности половые органы? После осознания своей наготы первые люди были с позором изгнаны из рая. Но поскольку фиговый листок был ненадежен, перед их изгнанием "сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их" (Бытие, 3, 21). Таким образом, Бог стал одновременно и первым портным, а одежда обрела божественное происхождение.
Запретный плод
Согласно библейской трактовке, ощущение стыда и потребность скрывать свою наготу появились у первых людей после грехопадения. Изначально в раю "были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Бытие, 2:25). Но, вкусив запретный плод познания, "открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Бытие, 3:7). После этого они стали бояться предстать перед Богом, а когда это все же произошло, Адам признался, что испугался, "потому что я наг". И тогда Господь вопросил: "кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?" (Бытие, 3:11). Так началась земная хроника человеческого рода, где ощущение стыда (вызванное осознанием собственной наготы) неразрывно переплелось с чувством вины (из-за нарушения Божьего запрета).
Христианские богословы детально разбирают эту историю. Святой Августин (354-430) утверждал, что созданное Богом человеческое тело (плоть), в том числе и половые органы, само по себе не содержало греха и не было постыдным. Не тело повинно в грехопадении, а душа. "Не тленная плоть сделала душу грешною, но грешная душа сотворила тленною плоть" (О граде Божием, кн. XIV, гл. 3). Августин выводил возникновение стыда исключительно из момента непослушания Богу.
Однако после грехопадения "в движении телесном проявилась некоторая, доселе невиданная, бесстыдная новизна, а от неё непристойная нагота привлекла их внимание и привела в замешательство". "Непослушание воли" привело к "непослушанию плоти", и люди оказались во власти похоти, "которой возбуждаются срамные части тела. Эта похоть не просто захватывает всё тело, причем не только снаружи, но и изнутри, она же приводит в смятение всего человека, объединяя и перемешивая душевные порывы с требованиями плоти, и сопровождается таким наслаждением, превышающим все прочие телесные удовольствия; в момент, когда оно достигает пика своей силы, почти полностью исчезают проницательность и ясность мысли" (XIV: 17).
От истории стыда к истории тела
Согласно свидетельствам исторической и антропологической науки, возникновение одежды неразрывно связано с появлением ощущения стыда. Однако, взаимоотношения между ними отнюдь не однозначны, и вызывают жаркие дискуссии в теоретических кругах. Современные научные исследования ассоциируют формирование стыда с эволюцией телесного канона. Как подчеркивал М.М. Бахтин, телесному канону, получившему распространение в эпоху Нового времени, свойственна концепция "абсолютно готового, законченного, четко очерченного, замкнутого, представленного внешнему наблюдателю, чистого и индивидуально-выразительного тела. Все, что выходит за рамки тела, подвергается отсечению, устранению, закрытию, смягчению. Речевые нормы официальной и литературной речи, обусловленные этим каноном, накладывают табу на все, что связано с процессом зачатия, вынашивания плода, родами и подобными явлениями, то есть именно на все, что связано с незавершенностью и неготовностью тела, а также его внутренней жизнью. Между неофициальной и официальной, "пристойной" речью в этом отношении проведена чрезвычайно резкая черта".
Современное "цивилизованное тело", столь резко отличающееся от естественной и общественной среды, - результат длительного исторического процесса, в основе которого лежат социализация, рационализация и индивидуализация тела. Социализация подразумевает, что тела и их проявления воспринимаются уже не просто как природные феномены, а как социальные объекты, наделённые определённым культурным смыслом и требующие соответствующего регулирования, одним из инструментов которого является чувство стыда. То, что мы называем "стыдом", – это опасение социального унижения, утраты своего общественного положения.
Параллельно с социализацией тела идёт его рационализация. В отличие от животных, чьи инстинкты и желания, будь то агрессия или влечение, моментально реализуются в действии, человек обладает самоконтролем, способностью откладывать удовлетворение своих потребностей. В процессе цивилизации этот самоконтроль, основанный на усвоенных социальных нормах, усиливается и усложняется. Это делает жизнь безопаснее и предсказуемее, но одновременно и менее яркой, вызывая у людей потребность в поиске новых видов деятельности, в которых ещё нет чётко установленных правил. Это, в свою очередь, способствует дифференциации отдельных частей тела и его образов как в символической культуре, так и в индивидуальном самовосприятии.
Немецкий антрополог Ганс Петер Дюрр, автор трехтомного труда "Миф о процессе цивилизации" (первый том – "Нагота и стыд"), утверждает следующее: хотя чувство стыда за собственное тело, приводящее к желанию скрыть гениталии, не является врожденным (младенцы его не испытывают), оно в той или иной мере присутствует во всех человеческих сообществах. Социальное расслоение и властные отношения выступают лишь сопутствующими и дополнительными факторами. В качестве подтверждения своей позиции Дюрр предоставляет обширный историко-этнографический материал, демонстрирующий, что даже траектория развития различных обществ в данном вопросе может различаться. Скажем, нагота древнегреческих атлетов, должна была бы быть начальным этапом развития греческой культуры, появилась лишь на 15-й Олимпиаде (715 год до н.э.) и, соответственно, не была естественной необходимостью, а стала специфическим продуктом древнегреческой цивилизации.
Несмотря на кажущуюся противоположность теорий , все рассматривают отношение к наготе преимущественно в контексте истории нормативной культуры, требования которой манифестируют в виде чувства стыда. Индивидуальное тело при этом воспринимается исключительно как объект внешнего или внутреннего контроля и регулирования. Между тем, уже в конце XIX века возникла альтернативная парадигма, трактующая тело, наготу и телесные практики в рамках экспрессивного поведения и субъективности личности. Предтечей данной парадигмы выступил Фридрих Ницше, утверждавший, что телесное "богаче" душевного и, кроме того, неотчуждаемо.
Как писал Фрейд, "развивающееся вместе с ростом культуры прикрытие тела пробуждает сексуальное любопытство, стремящееся дополнением обнажения запрещенных зон создать для себя сексуальный объект; но это любопытство способно переключиться на художественные цели ("сублимироваться"), если удастся перенести его интерес с гениталий на тело в целом".
Нагое и голое
Важно не столько и не только то, чем и как закрыто тело, сколько то, кому адресован данный образ (имидж) и как именно его воспринимают. Нагота античного атлета, средневекового юродивого, шута, современного хиппи и т.д. – лишь разные способы выразить различные идеи. B одном эпизоде, возможно, имеется в виду эстетический идеал, в другом - презрение к телесной оболочке, а в третьем - желание шокировать публику.Прикрывая наиболее важные и уязвимые части своего тела, люди тем самым оберегают их не только от физического повреждения, но и от "сглаза". Снять одежду, какой бы условной и символической она ни была, значит раскрыться, подвергнуться опасности, попасть в зависимость от Другого. B зависимости от контекста, одно и то же событие (кто-то видит меня раздетым) может вызывать такие различные чувства как страх, вину, стыд, социальное унижение ("потеря лица") или смущение. Соответственно различаются и психологические свойства личности - "пугливость", "стыдливость", "стеснительность" и т.д.
Из этого вытекает неизбежная разница в значениях и терминологии. В традиционной культуре понятие "голый" встречается в основном в нормативных текстах, - запретах и регламентах. B большинстве языков, в том числе и славянских, слова "голый", "непокрытый" имеют негативную коннотацию. Это подтверждается этнографическими исследованиями. Как показал французский антрополог Клод Леви-Стросс, облачение, надевание одежды символизирует приобретение определенного социального положения, в то время как раздевание, разоблачение, наоборот, означает возврат от культурного состояния к природному, утрату определенного статуса. И переживания, связанные с этим, выходят далеко за рамки чувства стыда.
Но "голый" - это не только "уязвимый для внешних факторов", но и "открытый для взаимодействия". Во все ключевые, критические моменты жизни – рождение, половой акт, смерть – человек оказывается обнаженным. Обнажение – важнейший способ самораскрытия, знак доверия, выражения любви и дружбы, проявление интимности. Данное правило работает не только в отношениях между людьми, но и в культуре в целом. Даже самые "закрытые" в телесном плане культуры признают и предписывают множество форм ритуальной наготы, которая не вызывает чувства стыда и считается благом. Чтобы провести грань между "позитивной" и "негативной" наготой, развитые языки дифференцируют соответствующие слова. Особенно широкое распространение получило различение понятий "нагого" и "голого".
В европейской культуре XIX века дифференциация понятий "голый" и "нагой" обрела этико-эстетическое значение. Речь шла о дозволенности и запретности в изображении тела на полотнах художников и подмостках сцены. Лишь голое тело может быть непристойным и стыдным, в то время как нагота, подобно "духовной одежде", сопоставимой с материальной, способна обладать эстетической ценностью и должна быть разрешена. Быть голым - это быть собой, таким, как ты есть, без фальши. Быть нагим - это предстать для обозрения, стать предметом созерцания. Чтобы голое тело стало нагим, его нужно превратить в объект, подвергнуть объективации. Иначе говоря, если нагота - это данность, то восприятие обнажённости - это продукт взгляда.
Власть взгляда
Но взгляд обладает статусом, это инструмент иерархии. В древности взгляду часто приписывали магическое воздействие: смотрящий мог "сглазить". Право смотреть на другого – это привилегия вышестоящего: старшего над младшим, мужчины над женщиной, но не наоборот. Многие иерархические общества запрещали подчинённым смотреть даже на одетого монарха, а видеть его обнажённым – и подавно. Показательна история Ноя и его сына Хама. Ной выпил вина, "опьянел и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам наготу отца своего, и, вышедши, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду, и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего" (Бытие, 9: 21-23). Протрезвевший Ной оценил благородство старших сыновей и отдал в рабство непочтительного Хама и его потомков, а имя "хам" стало нарицательным.
Взгляд - это не что иное, как символическое прикосновение, и в этом действуют те же самые этикетные нормы. С одной стороны, прикосновение — это универсальный язык выражения эмоций, с другой - способ демонстрации социальной иерархии. У этого есть и гендерный аспект. Общеизвестно, что мужчины прикасаются к женщинам чаще, чем женщины к мужчинам. Такое "ощупывание", начиная с простого похлопывания по плечу, часто рассматривается исключительно как проявление повышенного и откровенного мужского эротизма: мужчине приятно прикоснуться к женщине, а она воспринимает это как знак внимания и эмоциональной поддержки. Однако, в действительности, за этой асимметрией (мужчина может смотреть на женщину и дотрагиваться до неё, а ей это не дозволено) стоят, в первую очередь, статусные взаимоотношения.
Статусные различия проявляются и в выборе одежды. Чем выше социальная иерархия человека, тем строже нормируется его внешний облик. Иная ситуация с культурным героем, «сверхчеловеком» (такой образ представлен во многих мифологических традициях). Он превыше данных ограничений. Часто он раздевается сам, по своей воле, символизируя таким образом освобождение от навязанных культурой табу. Его нагота – знак свободы, которой лишены простые смертные. Сбрасывая с себя одежды, герой избавляется от связанных с ними условностей, вплоть до изменения пола и гендерной идентичности.
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: