Найти в Дзене
Особое дело

Ограбление по-русски: как студент без оружия украл миллионы у крупнейшего международного банка

Добрый вечер!

Санкт-Петербург, начало 90-х. Серый город с выцветшими витринами, моросью над Невским и тусклыми вывесками «Компьютеры — ремонт» в подвалах спальных районов. Телефоны всё ещё дисковые, зарплаты в конвертах, а за стеклом первых «Пентиумов» толпятся мальчишки, мечтающие стать программистами, не понимая ещё, что это значит.

Где-то между этими ларьками и кабельными подвалами в панельке у метро жил парень по фамилии Левин. В руках у него не было оружия, на лице — ни шрамов, ни злобы. Только тишина, клавиатура, и код, который вот-вот должен был открыть двери в американский банк. На другом конце провода — миллионы долларов, охраняемые не людьми с дубинками, а стеной из цифр, битов и паролей. Он не шёл туда с пушкой. Он просто входил.

И через пару недель в США уже начинали исчезать деньги. Никакой паники, никаких сигналов тревоги — будто деньги растворялись в воздухе. И никто не мог понять, как именно это происходило. Пока ФБР не вышло на след русского хакера...

Владимир Левин — обычный парень из Санкт-Петербурга, выпускник химического факультета, который зарабатывал на жизнь торговлей компьютерной техникой. Он не был звездой в сфере ИТ, не возглавлял ни одного форума хакеров, не участвовал в конкурсах по взлому. Но оказался в нужное время в нужном месте — с доступом к информации, которая изменила его жизнь.

Владимир Левин. Фото: bfm.ru
Владимир Левин. Фото: bfm.ru

Началось всё с сети X.25 — одной из двух, наряду с ранним интернетом, по которым в то время передавались данные. Через неё энтузиасты, в том числе и группа ArkanoiD (такой псевдоним был у питерского хакера Алексея Смирнова), лазали по разным корпоративным системам — в основном ради интереса. Но однажды Смирнов наткнулся на уязвимости в Citibank — одном из самых технологически продвинутых банков своего времени.

Смирнов, как он утверждал позже, не собирался красть деньги. Якобы сработала «хакерская этика». Однако этой находкой он поделился. И через цепочку знакомых информация ушла в руки Левина. Как именно — неизвестно до сих пор. Но уже через несколько месяцев деньги с банковских счетов Citibank начали утека́ть — в Хельсинки, в Амстердам, в Сан-Франциско. Суммы были разбросаны: от десятков тысяч до полумиллиона долларов. И ни одна камера не зафиксировала грабителя, ни один охранник не заподозрил неладное.

Чтобы обналичить деньги, Левин привлёк «мулов» — так называют людей, которые открывают счета, получают переводы и снимают наличные. Главными его помощниками стала супружеская пара Корольковых — Евгений и Екатерина. Они катались по разным странам, открывали счета, снимали деньги и возвращались в Россию. Всё шло гладко, пока Екатерину не задержали в одном из банков США. На допросах она всё отрицала, но след уже был взят.

wsj.com
wsj.com

На тот момент следователи были почти слепы в вопросах киберпреступности. Это сейчас цифровая безопасность входит даже в школьную программу. Недавно в цикле внеурочных занятий «Разговоры о важном» представили новую тему — «Цифровой суверенитет страны». В рамках занятия дети со всей страны смогут задать свои вопросы президенту «Ростелекома» и вице-президенту «Лаборатории Касперского». Что такое цифровой суверенитет? Какие технологии развивает Россия? Какими навыками нужно владеть, чтобы стать экспертом в будущем? Эксперты расскажут не только про то, насколько важна безопасность в сети, но и про значение цифрового суверенитета. Россия - одна из немногих стран, которая его сохраняет. И это правильно, ведь сейчас у большинства людей "в цифре" находится большая часть жизни. И данные необходимо защищать. Поэтому подобные вопросы важно проговаривать уже со школьной скамьи. Но тогда, в 90-х, цифровая грамотность была почти нулевой. Поэтому милиция действовала по старинке: прослушивала телефоны, отслеживала поездки, изучала распечатки.

Самого Левина поймать было невозможно — в России его действия были неподсудны. Не было даже подходящей статьи. Тогда его решили выманить. Каким образом — история умалчивает. Но факт: в 1995 году он оказался в Лондоне. И там, в аэропорту, его арестовали по запросу ФБР.

Американцы требовали экстрадиции. Процесс занял два года. В 1997 году Левин оказался в США, а в 1998 — предстал перед судом. Следователи и адвокаты ожидали, что он раскроет сложнейшую схему взлома, но к их удивлению, Левин оказался скорее исполнителем, чем архитектором.

Владимир Левин. Фото: businessinsider.com
Владимир Левин. Фото: businessinsider.com

Ему пророчили срок до 60 лет, но дали всего лишь три года. Причём из них два с половиной он уже отсидел в ожидании суда. Почему? Судья понял, что он — последнее звено в цепочке. И хотя именно его имя стало громким, большинство технических деталей хранили те, кто остался в тени. И так и не был найден.

После выхода на свободу Левин исчез. Кто-то говорит, что он поселился за границей, кто-то — что тихо живёт в России. Последний раз его видели в 2000 году в Санкт-Петербурге. С тех пор — тишина.

Так завершилась история одного из первых в мире цифровых ограблений. Не было стрельбы, не было погони, не было крови. Только коды, пароли и спокойствие человека, который однажды увидел в экране не просто набор цифр, а ключ к миллионам.

Если вам понравилась эта статья, то подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые!

Особое дело | Дзен

Также приглашаем вас прочитать наши предыдущие материалы, если вам интересны подобные темы: