Дорогие читатели и гости данного блога!
История, о которой сегодня пойдет речь, служит еще одним прекрасным доказательством того, что удивительное рядом. Вот только зачастую это становится очевидным далеко не сразу. Порой для того, чтобы осознать это, нужно проехать полмира, возвратиться домой и невзначай, быть может, даже случайно обратить свое внимание на ту или иную деталь, которую прежде упускал из виду или попросту считал незначительной. Вот примерно так, разве что без излишнего пафоса, все произошло и в моем случае. Интригующее начало сменилось разгадкой крайне интересной истории, продолжилось непростыми поисками, а в итоге завершилось счастливым концом. Но обо всем по порядку.
Все началось во французском городе Лилле, в котором несколько лет тому назад у нас с женой была четырехчасовая пересадка между поездами. Это время мы посвятили прогулке по городу и осмотру его основных достопримечательностей, которые я по традиции заранее отметил на карте. Обойдя все их, мы направились обратно к вокзалу, и когда до него оставалось лишь несколько сотен метров, мое внимание привлек небольшой фонтанчик, установленный в одном из скверов в историческом центре города. Я сфотографировал его и поначалу даже не придал особого значения, но спустя время, когда начал просматривать отснятые кадры, его вид показался мне знакомым. Будто точно такой же или по крайней мере очень похожий я уже встречал прежде.
Немного покопавшись в чертогах разума, я вспомнил: дело было в Тбилиси за год до того, а похожий фонтан я видел в старом, полузаброшенном парке, закрытом на замок. Более того, в моем фотоархиве даже нашлась фотография тбилисского фонтана, сделанная из-за забора. Я начал сверять две фотографии, и точно: фонтаны были абсолютно похожи друг на друга с той лишь разницей, что у тбилисского отсутствовал изящная башенка, по-видимому, утерянная с течением времени. Разумеется, стало интересно, как так вышло и почему, что в двух городах за тысячи километров друг от друга оказались установлены два одинаковых скульптурных фонтана. Установить истину, впрочем, было довольно просто.
Как выяснилось, фонтаны в Лилле и Тбилиси действительно являются близкими родственниками, чей род берет свое начало в Париже в 1870-х годах. Есть у данных городских объектов и общее название – фонтаны Уоллеса. Оно восходит к имени британского потомственного аристократа и коллекционера произведений искусства Сэра Ричарда Уоллеса, который с самого детства проводил много времени в Париже, а уже в зрелом возрасте окончательно обосновался во французской столице. Уоллес не покинул Париж даже во времена его осады в ходе франко-прусской войны 1870-1871 годов. В те годы нехватка чистой питьевой воды в городе, и без того являвшая собой серьезную проблему, крайне обострилась.
Преследуя цель обеспечить более широкий доступ к чистой воде жителей Парижа, Уоллес решает разработать проект городских питьевых фонтанов и, будучи ценителем всего прекрасного, заказывает их эскиз скульптору Шарлю-Огюсту Лебуру. И уже вскоре на свет появляется стандартная модель фонтанов, выполненная из чугуна, высота которой составляет 2,71 метра при весе в 610 килограммов. На восьмиугольном цоколе фонтана Уоллеса можно увидеть четыре скульптуры изящных кариатид, держащих в поднятых руках куполообразную башенку, декорированную дельфинами. При внимательном рассмотрении скульптуры кариатид оказываются разными и даже более того, каждая из них, согласно первоначальной задумке, символизирует одно из качеств: доброту, умеренность, милосердие и [внезапно] трезвость.
В итоге, начиная с 1872 года, фонтаны Уоллеса начинают появляться по всему Парижу, на углах перекрестков, широких тротуарах и площадях, дабы обеспечить доступ горожан к чистой, питьевой воде. Помимо своего основного предназначения, они еще и отлично гармонировали с парижской архитектурой и оборудованием улиц, не внося дисбаланс в общий стиль городской среды. А со временем так и вовсе превратились в одну из наиболее узнаваемых городских деталей Парижа, наряду с входными группами станций Парижского метрополитена. Кто бывал в столице Франции, ну или около входа на станцию метро «Киевская» в Москве, наверняка понимает, о чем речь.
Вот и я перед своей поездкой в Париж отметил на карте несколько фонтанчиков Уоллеса, дабы запечатлеть их на память. Но по факту по маршруту моей прогулки фонтанчиков оказалось намного больше, чем я запланировал изначально. Всего на сегодняшний день в столице Франции сохранилось 108 оригинальных фонтанов Уоллеса, а сам я за три дня увидел около 15 из них. Разве что в Париже я побывал зимой, тогда как фонтаны работают лишь в теплое время года, с 15 марта по 15 ноября. Ну, и плюс два фонтанчика я встретил ранее, в Тбилиси и Лилле. Откуда они там? Тут все просто: красивая форма фонтанов Уоллеса быстро сделала их популярными во всей Франции и далеко за ее пределами. Многие гости Парижа были настолько впечатлены изяществом фонтанов, что решали приобрести их копию, дабы установить в своем городе. В итоге фонтаны Уоллеса распространились по всему миру. Цюрих, Лиссабон, Барселона, Монреаль, Лос-Анджелес, Рио-де-Жанейро, Иерусалим, Макао... И данный список можно продолжать.
Но, что самое интересное, один фонтан Уоллеса, как оказалось, установлен и в Москве, в Алексеевском районе, на территории исторической Алексеевской насосной станции (бывший завод «Водоприбор»). Я неоднократно бывал в этом месте и даже включал здание конторы бывшей Алексеевской станции в одну из прошлых подборок малоизвестных достопримечательностей Москвы, но понятия не имел, что здесь находится еще и одна из копий всемирно известного фонтана Уоллеса. Впрочем, на тот момент я к своему стыду в принципе не знал о существовании таких фонтанов.
Ну, а тогда, как только узнал о существовании подобного объекта в Москве, тут же направился к бывшей Алексеевской станции. Приехал и уперся в огороженную со всех сторон территорию, за которой во всю кипело строительство нового жилого комплекса и обустройство прилегающей территории. Фонтан, к слову, также был прекрасно виден из-за забора, причем именно около него никакие работы на тот момент не велись. Я попытался было уговорить охранников пропустить меня, обошел все проходные и добрался даже до начальника службы охраны, но все они как один были непреклонны: территория для посещения закрыта, и попасть на нее даже на минуту, даже ради пары фотографий никак не получится. Так что пришлось мне несолоно хлебавши уехать восвояси.
Я вернулся через год с лишним, но территория оставалась закрытой, а фонтан так и вовсе был укрыт защитной конструкцией. И вот буквально на днях я решил снова наведаться к московскому фонтану Уоллеса, и каково же было мое удивление, когда оказалось, что вся территория бывшей Алексеевской станции теперь благоустроена и превращена в отличное общественное пространство. И, конечно же, доступна для всех желающих, а не только жителей прилегающего к ней ЖК. И фонтан тоже на радость оказался открыт, да еще и работал в отличие от всех фонтанов Уоллеса, что мне доводилось видеть прежде.
Внешне он мало чем отличался от своих парижских аналогов. Разве что в столице Франции фонтаны Уоллеса стоят на изящных постаментах прямо на земле, а в Москве он был водружен в чашу, которая в свою очередь была установлена в миниатюрном бассейнчике на уровне земли. Таким образом, московский фонтан Уоллеса не питьевой, а обычный, уличный, что, впрочем, ничуть не делает его хуже.
В остальном же московский фонтан выглядит точь-в-точь как его собратья по всему миру. Не отличим и внешний вид постамента, на котором видно клеймо с датой, 1872 год, и даже имя скульптора Лебура, что не оставляет никаких сомнений: фонтан оригинальный, созданный во времена самого лорда Уоллеса. К тому же отношения между Россией и Францией в конце XIX века были чрезвычайно теплыми, так что переправить один небольшой фонтанчик из Парижа в Москву, должно быть, не являлось большой проблемой. Разве что немного странно, что на установленной около фонтана информационной табличке в качестве даты установки указан 1892 год, хотя никаких подтверждений этому в интернете лично мне найти не удалось. Что ж, если это действительно так, то дата еще более символична, ведь за год до того был создан знаменитый Франко-русский союз, и, возможно, установка фонтанчика стала еще одним, пусть и незначительным подтверждением дружеских отношений между двумя странами.
Так или иначе фонтан дошел до наших дней в превосходном состоянии и по виду ничуть не уступает своим парижским родственникам. Да, в российской столице он всего один, а не в количестве 108 экземпляров, как в столице Франции, но тем более примечательным является сам факт его наличия. Так что всем тем, кто окажется в районе станции метро «Алексеевская», я настоятельно рекомендую совершить прогулку до Новоалексеевской улицы, осмотреть исторические здания насосной станции, отдохнуть в уютном сквере, разбитом вокруг них, и, конечно же, полюбоваться замечательным фонтаном Уоллеса. К тому же не исключено, что в соответствии с графиком работы столичных фонтанов совсем скоро, в первых числах октября, он прекратит свою работу вплоть до следующей весны. Так что поторопитесь!
И на этом о московском фонтане Уоллеса на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.