Найти тему
Беспорядочные путешествия

10 удивительных городских деталей Москвы, на которые мы обычно не обращаем внимания

Оглавление

Приветствую постоянных читателей и гостей этого блога!

Сегодня вас ждет не совсем обычная виртуальная экскурсия по Москве, в рамках которой вместо отдельных сооружений, памятников или других столичных объектов мы обратим внимание на яркие, примечательные детали городского устройства, которые делают российскую столицу непохожей ни на один другой город мира. Конечно же, говорить о том, что все приведенные в сегодняшней статье городские детали специфичны лишь для Москвы, будет неправильно, однако их гармоничное сочетание и высокая концентрация вкупе и создают уникальный облик столицы России и ее самобытный дух. Итак, отправляемся на прогулку по самобытным московским улочкам, чтобы подробно рассмотреть любопытные городские детали, которые прежде не замечали и оставляли без должного внимания.

1. Старинные рекламные вывески

Начнем сегодняшний список с того, что лишний раз полюбуемся старинными рекламными вывесками, как дореволюционными, так и раннесоветскими, чудом дошедшими до наших дней и в последнее время возвращенными к жизни путем бережной реставрации. Многие из них являются ни много ни мало свидетелями революции либо же появились вскоре после нее, во времена НЭПа, а следовательно не так давно отметили (или вот-вот отметят) свой вековой юбилей. А ведь тогда, в 1917-м, а затем в конце XX века, при переходе от социализма к капитализму, происходило радикальное обновление городской среды, предполагавшее устранение любых артефактов предшествующих эпох, в частности рекламных вывесок и табличек. И то, что еще недавно было неизменной составляющей окружающей нас действительности, было объявлено немодным и неправильным. Вот только теперь, спустя время, оно же начало восприниматься в качестве ностальгической, несправедливо вычеркнутой части истории, бороться с которой – лишь копья ломать.

-2

Восстановление многих исторических вывесок, табличек и прочих надписей в последние годы стало возможным благодаря команде единомышленников-реставраторов из проекта «Вспомнить всё». И вот сегодня на всю столицу наберется уже целых полтора десятка исторических вывесок, прекрасно отреставрированных и вновь ставших украшениями города. Что такое полтора десятка вывесок в огромном, многомиллионном мегаполисе? С одной стороны, конечно, капля в море. С другой – Москва не сразу строилась реставрировалась, а с учетом того, что все царское «капиталистическое наследие» в СССР устранялось подчистую, сам факт восстановления и фактически возвращения из небытия дореволюционных рекламных вывесок уже достоин внимания и всяческого уважения труда тех, кто этим занимается.

2. Стеклоблоки

-3

Советские стеклоблоки – популярнейший во времена СССР строительный материал, популярность которого во многом парадоксальна, тогда как распространенность была поистине широчайшей. Но обо все по порядку. Прообраз стеклоблока, так называемый стеклянный кирпич, был изобретен швейцарским архитектором Гюставом Фальконье в конце 1880-х годов. Легкие, но при этом прочные, в меру эстетичные и функциональные стеклянные кирпичи активно использовались при строительстве и облицовке зданий, а также в дизайне интерьеров по всей Европе, в США и Российской Империи. Шестигранные, ромбовидные кирпичи Фальконье по сей день можно увидеть в отделке фасадов отдельных исторических зданий Москвы, например, Саввинского подворья. Но, увы, к 1930-м годам технология их изготовления была утеряна, а на смену изящному, но дорогостоящему стеклянному кирпичу в нашей стране пришли простые, дешевые, более прочные и функциональные прямоугольные стеклоблоки.

-4

Пик массового использования стеклоблоков в СССР пришелся на 1970-е годы. Во времена отказа от каких-либо «архитектурных излишеств» стеклоблоки стали едва ли не главным элементом украшения строгих и аскетичных позднесоветских зданий. Используемые для декорирования, облицовки и освещения, с гладким, матовым или рифленым покрытием, с узорами и без, синие, зеленые или бесцветные... Стеклоблоки использовались повсеместно при строительстве промышленных объектов, научных институтов, поликлиник, бассейнов, общежитий и жилых домов. И даже в качестве внутренних стен ванной комнаты! Вы ведь помните? Надежные, неприхотливые и долговечные, они позволяли пропускать в помещение свет, при этом сохраняя тепло. Да и к тому же смотрелись весьма живо и интересно.

-5

По всей Москве по-прежнему можно найти множество зданий, при строительстве которых использовались стеклоблоки. Попадаются и настоящие раритеты, как, например, здание Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода на Матросской Тишине, на стеклоблоках которого можно увидеть изображение крейсера «Аврора», надпись «Октябрь 1917», а также упоминание 55-й годовщины революции, что путем нехитрых вычислений приводит нас к дате постройки здания – 1972 год. Увы, но количество стеклоблоков в России в целом и в Москве в частности уменьшается год от года. Нередко стеклоблоки во время ремонтных или реставрационных работ заменяют на стеклопакеты, а то и вовсе заштукатуривают. Там, где они еще есть, многие элементы повреждены или разбиты. А вот заменить их сегодня нечем: как и в случае с кирпичами Фальконье сто лет тому назад, производство стеклоблоков остановлено без каких-либо перспектив восстановления.

-6

Впрочем, повод для сдержанного оптимизма все же есть. В последние годы использование стеклоблоков для отделки и декорирования зданий вновь входит в моду. Стеклянные кирпичи или модули, как их называют на новый лад, все чаще используются в современных интерьерах торговых точек, заведений общепита и даже жилых помещений. Пока, правда, в первую очередь на Западе. Однако, вполне можно ожидать, что подобная мода и на сей раз доберется до нашей страны.

3. Знаки «Крепим оборону СССР»

Еще одна примечательная городская деталь – настенные знаки с выгравированной надписью «Крепим оборону СССР», которые устанавливались в больших количествах по всей Москве и даже России в период с конца 1930-х до середины 1940-х годов. В роли инициатора их установки выступило Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР, или сокращенно Осоавиахим. Знаки устанавливались на домах, все жильцы которых, включая детей от 12 лет, сдали нормы «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне). Жильцы домов должны были иметь противогазы, знать план обороны здания, при этом в самих домах организовывалась светомаскировка и оборудовались санитарные пункты. Конечно, сегодня подобные знаки утратили актуальность и исключительно служат напоминанием о былых и, к слову, весьма непростых временах, однако увидеть их до сих пор можно на фасадах многих исторических зданий в центре Москвы.

-8

Центральным элементом таких знаков является пятиконечная красная звезда, на фоне которой значатся серп и молот, шестерня и сноп колосьев, а также пропеллер, винтовка и противогаз, символизирующие обороны. В Москве таких знаков сохранилось относительно немало, вот только на сегодняшний день многие из них изрядно потерты или едва различимы под слоями краски и штукатурки. И в то же время на весь город наберется несколько очищенных или сделанных заново знаков, а некоторые из них даже восстановлены в цвете, как, например, знак на пересечении Покровки и Покровского бульвара на первом фото.

4. Таблички на тротуаре на Пречистенке

-9

Следующую городскую особенность Москвы не назвать повсеместной. Все-таки сконцентрирована она исключительно на Пречистенке и прилегающих улицах, да и к тому же ее возраст не превышает и десятилетия. Речь о навигационных «тротуарных» табличках (вмонтированных в тротуар), появившихся в качестве очередного этапа городского благоустройства в 2017 году. Таблички на русском и [внезапно!] английском языках рассказывают небольшие истории о самой улице Пречистенка, расположенных на ней зданиях и их прославленных обитателях. Ну, например, готов поспорить, что далеко не все москвичи знают о том, что на Пречистенке расположен первый в Москве памятник Льву Толстому! Или о том, что здесь обитали многие герои булгаковских произведений. А ведь всего-то лишь стоит внимательно смотреть под ноги, чтобы узнать столь любопытные подробности, о которых и повествуют тротуарные таблички. А тот, кто заинтересуется, наверняка узнает дополнительные подробности самостоятельно.

-10

Вообще на страницах этого блога я нередко подвергаю критике происходящие в Москве изменения, связанные в том числе и с городским благоустройством, строительством новых объектов, реставрацией (или ее отсутствием) исторических сооружений и прочими нововведениями. Просто слишком уж хочется, чтобы лучший город Земли был лучшим абсолютно во всем, а потому и столь болезненно воспринимаются любые его недостатки и огрехи в развитии. Но, разумеется, хвалить тоже нужно не забывать, и тротуарные таблички на Пречистенке, на мой взгляд, подходят для этого как нельзя лучше. Они абсолютно не бросаются в глазах (само по себе это уже огромный плюс), не нуждаются в постоянном уходе, не требуют (и не требовали изначально) чрезмерных затрат, но вместе с этим в ненавязчивой, доступной, почти что игривой манере сообщают москвичам и гостям столицы интересные факты о московских улицах, домах и их жителях. Все гениальное просто!

5. Подвесные фонари

-11

Еще одной самобытной особенностью Москвы можно назвать подвесные фонари, массовая установка которых имела место в конце 1950-х – начале 1960-х годов. В те годы преобладало мнение, что света в городе ночью не должно быть много, велась борьба с архитектурными и декоративными излишествами, вроде старых ажурных фонарей, да и на металле, должно быть, тоже экономили. Ну, и плюс наверняка поглядывали на Европу: в Копенгагене и Амстердаме уличные фонари прижились много лет тому назад. Так почему бы не попробовать у нас? Сказано – сделано.

-12

Понятно, что для широких проспектов и автомагистралей такое решение в плане уличного освещения не подойдет. Ну, а на небольших, узких улицах в центре города вполне! Кроме этого, подвесные фонари позволяли сэкономить место на тротуаре, облегчали уборку улиц зимой, да и в визуальном плане смотрелись вполне гармонично, становясь неотъемлемой частью улицы. Увы, но так было до недавнего времени, когда почему-то было принято решение о постепенном вытеснении подвесных фонарей с московских улиц и появлении на их месте фонарей «под старину».

-13

На фото выше – Денежный переулок близ Арбата, когда подвесные фонари еще висели, а современные, выполненные под старину, уже стояли. Продлилось такое, впрочем, недолго. Сегодня остались лишь «стоячие» фонари, и, увы, чем дальше, тем активнее они вытесняют подвесные фонари с других центральных улиц в ходе постоянных в последние годы реконструкций. Точно так же, как плитка почти повсеместно заменила асфальт. Наверное, на наиболее парадных центральных улицах подобные замены оправданы, так как приближают городские пространства к их первоначальному, еще досоветскому виду. Но точно так же оправдано, на мой взгляд, сохранение подвесных фонарей и асфальта на более тихих и менее людных улицах в центре города. Почему бы параллельно с воссозданием атмосферы дореволюционной Москвы не сохранить дух Москвы советской? Пока еще подвесные фонари можно найти в переулках Китай-города, а также в районах Таганки, Арбата, Чистых прудов и Замоскворечья.

6. Часовые башни

-14

Одним из наиболее узнаваемых архитектурных и даже культурных символов Москвы, да и, пожалуй, всей России, является Спасская башня Московского Кремля, главной деталью которой служат знаменитые часы-куранты, одни из древнейших в мире. Первые часы на башне установили еще в XV веке, хотя в дальнейшем они неоднократно реставрировались и заменялись. Именно часы на Спасской башне традиционно оповещают нас о наступлении Нового года, а оказавшись на Красной площади, мы хорошо знаем, куда нужно посмотреть, чтобы узнать «самое точное» московское время. Но в то же время Спасская башня является лишь одним из нескольких десятков московских зданий, фасады которых украшены циферблатами. Так что не на одной только Красной площади прежде, чем спросить у встречного прохожего, который час, стоит поднять голову и оглядеться по сторонам.

-15

Конечно, в эпоху тотального распространения мобильных телефонов, вопрос, как узнать точное время, перед москвичами и гостями столицы давно не стоит. Но зато вопрос, где полюбоваться отличной архитектурой, заострив свое внимание на отдельных крайне интересных деталях внешнего декора зданий, актуален вне времени. В Москве наберется не один десяток сооружений, от старинных храмов и монастырей до конструктивистских, сталинских и даже современных зданий, фасады которых украшены циферблатами. Увидев часы на одном из столичных зданий, получаешь настоящее эстетическое удовольствие. А еще 24 часовым башням Москвы в этом блоге посвящена отдельная статья.

7. Вход на станцию метро «Киевская»

-16

Следующая деталь в сегодняшнем списке существует лишь в единичном экземпляре, но оттого не менее достойна внимания. Речь о причудливом оформлении наземного входа на станцию метро «Киевская», который в 2006 году был выполнен французскими архитекторами по образцу Парижского метрополитена. Такие входные группы появились во французской столице в начале XX века, и хотя сам Парижский метрополитен и близко не сравнится с Московским по красоте, в данном вопросе французам стоит отдать должное. Входы с эффектными металлическими оградами, навесами и торшерами, стилизованными под причудливо изгибающиеся стебли невиданных растений, получились невероятно изящными, став узнаваемой деталью городского устройства Парижа. Стилизованный «Парижский» вход в московское метро – французский подарок российской столице (были же времена). И, кстати, ответным подарком московского метрополитена стал витраж «Курочка Ряба», установленный на станции «Мадлен» в Париже.

-17

На станции «Мадлен» я не был, но в процессе написания данной статьи сделал другое, по-настоящему удивительное для самого себя открытие. Давно, во время туристической поездки по Европе, у меня была четырехчасовая пересадка с поезда на поезд во французском Лилле. Как и всегда, я заранее отметил на карте несколько интересных объектов для осмотра, одним из которых был Дом Кайо, причудливый особняк в стиле модерн, построенный в 1900 году. И вот сейчас, глядя на шрифт, которым написаны слова «Киевская» и «Metropolitain», я вдруг подумал, что он крайне похож на шрифт, нанесенный на керамическую плитку на фасаде здания в Лилле. Слишком уж он был запоминающимся...

-18

Нашел в своих архивах фотографии, начал искать информацию в интернете... И действительно, оказалось, что проектированием особняка в Лилле и оформлением наземных входов в парижское метро занимался один и тот же человек – французский архитектор и художник-декоратор Эктор Гимар, один из самых известных представителей искусства стиля ар-нуво (так называется модерн в западной традиции). Гимар спроектировал немало прекрасных зданий по всей Франции, но, пожалуй, что главным проектом его жизни, прославившим мастера в родной стране и за ее пределами, является именно оформление парижского метрополитена. На сегодняшний день в Париже сохранились восемьдесят восемь входов из первоначально установленных ста шестидесяти семи. А теперь еще один есть и в нашей Москве.

8. Таблички «Берегись автомобиля»

-19

Еще одна яркая, отличительная деталь московского градоустройства украшает ворота, арки и выезды из гаражей и, конечно же, прочно ассоциируется с одноименной советской кинокомедией. Речь о табличках «Берегись автомобиля», которые, как и полвека тому назад, по сей день нередко можно увидеть на столичных улицах в качестве предупреждения пешеходам. Любопытно, что подобные таблички никогда не изготавливались по ГОСТу, то есть единого утвержденного дизайна у них не существует. Так что на улицах Москвы сегодня можно увидеть десятки, а то и сотни разных табличек, причем как советских, потертых временем, так и современных светодиодных.

Среди ретро-табличек «Берегись автомобиля» можно выделить табличку, установленную на воротах городской больницы на Новогиреевской улице, неподалеку от пересечения с шоссе Энтузиастов. Состояние ее под стать возрасту, оставляет желать лучшего, хотя уже сам факт сохранения этого советского артефакта вплоть до наших дней, вызывает отраду.

-21

P.S. А еще среди различных вариантов табличек, неизменно содержащих слова «Берегись автомобиля», попадаются весьма любопытные вариации на данную тему, как, например, вывеска, призывающая беречься трамвая, на въезде в Трамвайно-ремонтный завод на Волочаевской улице.

9. Кирпичи с клеймами

-22

Особенность, о которой пойдет речь далее, одновременно и самая массовая, и самая неприметная. Заводы и предприятия по выпуску кирпичей всех сортов ставили свои клейма на выпускаемую продукцию задолго до революции. Принято считать, что в Москве «заклеймен» каждый 8-й исторический кирпич. После 1917 года подобная традиция постепенно стала сходить на нет, но при этом не остановилась. Лишнее тому свидетельство − кирпич треста «Моссиликат» Московского совета народного хозяйства, одного из крупнейших советских предприятий, объединявших несколько производств. Увидеть его можно по адресу Певческий переулок, дом 1/2, строение 1. В данном случае выполнен целый зондаж, то есть частичное раскрытие поверхности фасада от поздних наслоений, позволяющим москвичам увидеть эту деталь. В большинстве же случае подобные детали скрыты под многолетними слоями штукатурки, и встретить их удается не столь часто, например, во время реставрации зданий или при проведении разного рода ремонтных работ.

10. Мозаики

-23

Советская мозаика – один из ярчайших, причем как в переносном, так и в прямом смысле, видов монументально-декоративного искусства времен позднего СССР. Расцвет мозаичного искусства в Советском Союзе пришелся на 1960-е – 1970-е годы (хотя отдельные без преувеличения шедевры появлялись и после), а среди его стилей наиболее часто встречаются соцреализм, модернизм и абстракционизм. Советская мозаика была частью масштабной монументальной пропаганды, а ее задачей было рассказать, а точнее показать важную роль СССР в мире, успехи страны и ее граждан. Мозаичные панно зачастую демонстрировали наиболее важные советские достижения в таких сферах, как спорт, наука, сельское хозяйство, космос, строительство (коммунизма и не только) и многих других. Сегодня ничего подобного или хотя бы аналогичного попросту не создается, тогда как многие советские мозаики, увы, безвозвратно утрачены, а состояние оставшихся зачастую оставляет желать лучшего.

-24

Что ж, тем интереснее и приятнее находить уцелевшие объекты, до сих пор украшающие фасада жилых домов, научных институтов, промышленных предприятий и различных госучреждений. По сей день более чем примечательные шедевры мозаичного искусства можно увидеть на территории всего бывшего СССР и даже в бывших социалистических странах. Ну, а Москва, с большой долей вероятности, и здесь удерживает пальму первенства по количеству сохранившихся мозаик, в столице их наберется не один десяток, и разбросаны они по территории всего города. P.S. И, кстати, зданию, фасад которого украшает мозаичное панно под названием «Женщины и мода» (на фото выше), в блоге посвящена отдельная статья.

P.S. Советские скамейки

-25

По правде говоря, в качестве заключительного пункта я планировал привести советские скамейки, с давних пор украшающие площади, бульвары и парки Москвы. Лично у меня они в первую очередь ассоциируются с кинофильмом «Москва слезам не верит», в котором на одной из таких лавочек на Гоголевском бульваре разыгрывались ключевые сцены. Казалось, что таких на весь город сохранилось как минимум несколько сотен, а то и тысяч экземпляров. Вот только на деле все несколько иначе: нынешние скамейки лишь отдаленно напоминают свои советские аналоги. Исчезла какая-то ностальгическая душевность. Да и деревья уже не такие высокие, как раньше:) И только Москва продолжает хорошеть и молодеть год от года.

-26

И на этом о городских деталях Москвы на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.