Найти в Дзене

Ведьма для князя (53)

Юрий завоевал Киев. Собственно за сам стольный град битвы не было. Войска сошлись перед Переяславлем и удача в грандиозной битве, развернувшейся прямо под стенами города, долгое время служившего яблоком раздора для потомков славного князя Владимира Мономаха, была на стороне князя Юрия. Да и переяславцы решили встать на сторону Юрия и ударили по киевскому войску со своей стороны. Войско Изяслава Мстиславича было разбито и самому киевскому князю пришлось спасаться бегством с жалкими остатками своей рати.

Сторонники Юрия, его сыновья, переяславцы ликовали и рвались поскорее взять Киев, но Юрий остановил их. Чутье его не подвело, он решил выждать. Киевляне, глядя на жалкие остатки киевской рати, укрывшейся за толстыми крепостными стенами, решили, что не к чему доводить до битвы, заранее обреченной на провал, и сами отправили посольство к князю Юрию, клянясь в верности и покорности, заверяя, что ключи от Киева ждут его. Князя Изяслава удерживать не стали, памятуя, что из многих князей киевских, сменившихся за века, Изяслав был не самым плохим и зла горожанам не делал. Бывший князь еще до прибытия Юрия, отправился во Владимир-Волынский, где княжил до того, как сел в Киеве, в надежде собрать силы и вернуть свое. Основания полагать, что так оно и будет, у Изяслава были. За время своего киевского княжения Изяслав всячески укреплял союзы за пределами русских земель. Женил и выдавал замуж сыновей и дочерей, племянниц и племянников. С Изяславом в изгнание отправились жена и дети, а также престарелый митрополит Климент, признавший когда-то Изяслава имеющим больше прав на Киевское княжение, нежели Юрий.

Князь Юрий вступил в Киев, встретивший его тождественно, как и подобает. Ни дня не пребывал он в праздности и тотчас же принялся за насущные дела. Следовало наградить союзников за их помощь, и Юрий щедро одарил тех, кто принял его сторону. Сыновья Юрия тоже получили свою награду. Князь Ростислав, как старший сын, был посажен отцом в Переяславле. Остальные сыновья получили наделы в ближайших к Киеву городах. Андрей -Вышгород, Борис -Белгород, а Глеб - Канев.

Все эти подробности, Ярина узнала от пышного посольства, присланного мужем в Суздаль.

-Великий князь Киевский, просит Великую княгиню Елену к нему пожаловать на жительство! - торжественно объявил тучный бородатый мужчина, за неведомые заслуги назначенный Юрием старшим в посольстве.

Ярина еле сдержала улыбку, настолько странным показалось ей все происходящее. Она, девочка из лесного племени, волей судьбы связавшая свою жизнь с князем Юрием, и вдруг зовется Великой княгиней Киевской!

Внезапно нахлынувшее тревожное чувство стерло улыбку с ее лица. День из светлого и солнечного, превратился в серый.

-Думаю, что торопиться с отъездом не стоит! - сказала Ярина, и увидев озадаченные лица послов, добавила. - Негоже бросать княжество, пока не улажены все дела. Великому князю Юрию я поясню причину своей задержки сама!

Послы поклонились и вышли. Тот час в людскую, где Ярина принимала послов, вплыла Ефросинья, явно подслушавшая весь разговор под дверью.

-Почему ты не хочешь тот час отправиться в путь? - спросила она Ярину.

-Ну раз ты все слышала, значит и мой ответ знаешь!- ответила Ярина, с трудом сдерживая раздражение.

Ефросинья все никак не могла отбросить свое высокомерие и привычку совать нос не в свои дела. А после того, что натворила за спиной собственного мужа, так и вовсе должна была бы сидеть тише воды, ниже травы. Но нет, Ефросинья и не думала так поступать! Ярина предвидела, что узнав о получении Ростиславом Переяславля, считавшегося уделом наследника Киевского князя, Ефросинья еще больше обретет гонору.

-Но, если Ростислав пришлет за мной и детьми, ты не станешь и нас удерживать тут?- спросила Ефросинья.

-Не стану! Однако пока посланников нет, придется тебе оставаться под этим кровом!- Ярина не удержалась от небольшой колкости, надеясь, что после этого Ефросинья поспешит удалиться к себе.

Новоявленной киевской княгине не терпелось остаться одной, поразмышлять над нехорошим предчувствием, так и не отпускавшим ее. Ефросинья не разочаровала, ушла.

"Что это? Почему я не хочу и даже боюсь ехать в Киев?" - вопрошала Ярина саму себя, однако ответ был очевиден. Киев не ее дом, не дом Юрия, не годится он и для их детей. Лучше остаться в родном Суздале, чем потом, после долгого пути в Киев, поспешно возвращаться обратно.

Предчувствие не обмануло Ярину.

Едва Изяслав добрался до Владимира -Волынского, как тут же начались долгие переговоры между свергнутым племянником и занявшим его княжество дядей.

С горькой усмешкой слушал Юрий увещевания Изяслава о порядке княжения. Напоминал Изяслав Юрию, что де на княжение должен сесть старший из Мономахов, а именно, просидевший все долгие годы в Турове, князь Вячеслав Владимирович. Слышать такое от Изяслава, вопреки всем существовавшим порядкам, занявшему киевский стол, оттеснив старших родичей, было странно и нелепо. Однако в словах его была та правда, за которую Юрий и сражался долгие годы. Вячеслав был старшим из живших ныне Мономашичей и имел все права на Киев. И князь Юрий, всегда твердивший, что не для себя желает получить Киев, а ради восстановления справедливости, вынужден был признать слова Изяслава правильными и послал за Вячеславом. Однако бояре, узнав о решении Юрия уступить Киев князю Вячеславу, слывшему слабым и ничем не прославившим себя, пришли в ужас, понимая, что такого князя, как Вячеслав сметет с лица земли любой удельный князек, что для Киева означало лишь очередное разорение. Они собрали вече и, призвав народ в помощь, двинулись к княжескому терему, слезно моля Юрия, передумать. "Не для Вячеслава, - говорили они, - мы открыли ворота Киева и без боя тебя приняли!"

Поддержали киевлян и сыновья Юрия, не понимавшие, за что шли в бой, раз отец хочет отказаться от Киева в пользу их дядьки. К тому моменту, как Вячеслав прибыл в Киев, уверенный, что вот так нежданно, без хлопот и потерь со своей стороны, получил главный трофей своей жизни, Юрий дал киевлянам слово, что станет княжить сам.

Вячеслав, вместо Киева, получил неподалеку удел и затаил на брата обиду, хоть и прятал ее в глубине души.

Уладив дела семейные, Юрий принялся вникать в дела государственные. В надежде на милость от нового князя, киевляне потянулись рекой с просьбами и жалобами, заваливали Юрия доносами.

За делами, Юрий, не ожидавший от Изяслава скорых действий, был застигнут племянником врасплох. Изяслав вышел к Киеву с огромным войском и совсем не с той стороны, откуда его могли ожидать. Изяслав появился со стороны темных лесов, являвшихся прибежищем для небольших племен торков берендеев, печенегов и других, прозванных в народе "черными клобуками", и племена эти с радостью присоединялись к походу на Киев, надеясь на богатую добычу и благодарность Изяслава.

Юрий узнал о приближении Изяслава с войском, когда тот вышел из лесов прямо в поле, окружавшее Киев. Его люди доносили, что многие киевляне, прослышав о возвращении прежнего князя, тайно покидали город, чтобы присоединиться к нему.

-Нам не выстоять! - в голосах верных воевод слышался страх и обреченность, - Надо уходить, князь!

Юрий скрипел зубами от бессильной злобы, ругал себя за потерянную бдительность, но было поздно. Он ушел из Киева со своими людьми в Переяславль, к Ростиславу.

И тут же его место занял брат Вячеслав, решивший, что Изяслав пришел восстановить справедливость. Киевляне от наглости очередного князя обомлели, да и выкинули Вячеслава из города, аккурат за день до прибытия Изяслава.

Уже в Переяславле Юрий подумал, что Ярина в очередной раз оказалась настолько прозорливой, что осталась в Суздали стеречь родной город от посягательств со стороны, сберегая для Юрия и его детей надежный оплот.

Ведьма для князя | Вместе по жизни. Пишем и читаем истории. | Дзен

Дорогие подписчики! Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву! Подписывайтесь на мой Телеграмм канал, что бы быть не пропустить новые публикации.

Поддержать автора можно переводом на карты:
Сбербанк: 2202 2067 5653 0312