FV430 — это серия надёжного гусеничного шасси, на базе которого была создана целая серия довольно неплохих боевых машин разного назначения. Надёжность этого шасси такова, что некоторые образцы служат и по сей день (на секундочку — 60 с лишним лет с начала разработки).
История создания
Разработки нового шасси начались ещё в 1961 году, и как водится в странах, где производство военной техники и оружия отданы в частные руки, оно должно было стать заменой уже описанному мной шасси «сотой» серии. Виной тому косвенно стала и программа сокращения расходов на военные нужды, широко продвигавшаяся в 60-е годы ХХ века в правящих кругах Великобритании. Сообразно этой программе, военным не нужны были большие и тяжёлые боевые машины — войны на острове не намечалось, а всё остальное должна была выполнять «мелкая и хорошо вооружённая саранча». По этим понятием и подразумевались небольшие машины, разработанные на базе проектов FV100 и FV430.
За основу при создании новой машины, конструкторы из GKN Sakney взяли бронетранспортёр М113, который к тому времени был достаточно новым и «любезно» предоставлялся союзникам США за скромную плату. В нём было достаточно много «нововведений», к тому времени уже неоднократно использованных британскими конструкторами — в частности композитная броня из алюминиевого сплава, однако американский бронетранспортёр был достаточно тяжёлым и требовательным к топливу, а двигатель его поначалу не был столь надёжным, как хотелось бы. Однако создавать что-то с нуля сильно тяжелее, нежели копирование уже имеющегося, и инженеры из GKN Sakney решили создать свою машину на базе американской, адаптировав её к требованиям британской армии. По такому пути уже не один раз в истории шли советские, британские и прочие конструкторы (одно копирование британских танков Vickers в СССР чего стоит), так что в нём не было ничего зазорного.
Приступив к работам, британские конструкторы в первую очередь избавились от прожорливого американского V8 — во-первых, он работал только на авиационном бензине, во-вторых, он его «жрал», как не в себя. Поэтому в качестве силовой установки использовали британский многотопливный двигатель Rolls-Royce K60, который ещё и по массе легче был, а выдавал на 30-40 лошадиных сил больше. Это, в окончании своём, не особо помогло — британские машины на базе FV430 были заметно тяжелее американских собратьев, соответственно, особой динамикой похвастать не могли.
В ходе разработок было создано с десяток модификаций, каждая из которых отличалась вооружением, назначением и выполняемыми на поле боя функциями. Некоторые из них выпускаются и по сей день:
- FV432 – бронетранспортёр, способный перевозить до 10 человек. Круговая броня 13 мм, открытое на первых модификациях десантное отделение, а вооружение представлено 7,62-мм пулемётом L7 GPMG;
- FV432 Wombat – модификация бронетранспортёра, вооружённая 120-мм безоткатным орудием;
- FV432 Mine Layer – машина постановки минных заграждений, созданная на базе бронетранспортёра FV432;
- FV432 Command – командно-штабная машина;
- FV432 Mortar Carrier – мобильный расчёт 81-мм миномёта;
- FV432 Ambulance – санитарная гусеничная машина;
- FV432-20 – модификация бронетранспортёра с установленной вращающейся башней от бронеавтомобиля Fox с 30-мм автоматической пушкой RADEN;
- FV433 «Abbot» - самоходное орудие непосредственной поддержки наступающей пехоты. Вооружался «Аббат» 105-мм малоимпульсной пушкой L13A1 и пулемётом L7 GPMG;
- FV434 – бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Не имела никакого вооружения;
- FV435 Wavell – бронированная машина обеспечения связи, также выполняла функции ретрансляции;
- FV436 – ещё одна версия командно-штабной машины, уровня командира дивизии;
- FV437 Pathfinder – опытная модификация скоростной разведывательной машины «с пониженной заметностью», вооружённая пулемётом L7 GPMG;
- FV438 – самоходный противотанковый ракетный комплекс, вооружённый ракетами Swingfire и 7,62-мм пулемётом L7 GPMG;
- FV439 – ещё одна модификация машины обеспечения связи, с усиленными ретрансляторами, покрывающими большую площадь пространства;
- FV430 Mk.3 Bulldog – одна из последних модификаций бронетранспортёра, стоящая на вооружении целого ряда армий мира по сей день.
Боевое применение
Как таковое, боевое применение бронетранспортёров FV432 (а именно боевое применение имели только они) состоялось во время войны в Персидском заливе. Применение этих бронетранспортёров было резко ограниченным и бесславным – виной тому и устарелость конструкции, и ограниченность самого британского военного контингента. Там выяснились все конструктивные недостатки в сравнении с американским бронетранспортёром М113, что и послужило окончательной причиной для постепенного их сокращения на службе в Королевской Армии.
Последние факты боевого применения, правда уже в финальной модификации – FV430 Mk.III Bulldog, были отмечены в ходе Иракской и Афганской кампаний 2000-х годов. Их также использовали немного и достаточно ограниченно – здесь сказывалась уже изношенность и устарелость машин, даже в новейшей модификации. Также отмечалась их уязвимость перед современными средствами борьбы с бронетехникой, в том числе и подрывными. В 2022 году были планы передать некоторое количество «Бульдогов» для нужд ВСУ, и вроде бы несколько десятков были переданы. Однако, по некоторым данным, из этих нескольких десятков уцелели единичные машины – по заявлениям ответственных лиц, все они вышли из строя по естественным причинам (износ).
Заключение
Вообще, составляя этот цикл публикаций (имеется в виду раздел про бронетехнику Великобритании), у меня создаётся впечатление, что в военном руководстве Королевства находились либо вредители, либо люди, не понимающие вопросов актуальности военной техники. Хотя, с другой стороны, стоило ли ждать интересных конструкторских мыслей в стране, которой и воевать особо не с кем было?
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!