Такое случается, что зимой мотор не может набрать необходимую рабочую температуру. Причем иногда дело не доходит даже до включения вентилятора. Понятно, что ситуация ненормальная и нужно разбираться в проблеме, но чаще всего владелец машины просто вставляет перед радиатором заглушку из куска картона. Стоит ли это делать?
Наверно, закрывать радиатор стоит лишь в том случае, если проблема с недогревом действительно серьезная, а решить ее другим способом нет никакой возможности. Такое бывает, например, на старых машинах. Холодный мотор не просто расходует бензин как ненормальный - он еще вдобавок и морозит водителя с пассажирами в салоне. Так что установка картонки иногда просто спасает (временно, конечно) от неудобств.
Опыт владельцев советских автомобилей
Обычно причиной недогрева на «Жигулях», «Москвичах» и «Волгах» становился термостат или забитая мусором рубашка охлаждения в блоке цилиндров. Хотя что касается «Жигулей», то у этих машин недогрев встречался крайне редко. Чаще всего картонки ставили на «Москвичи» и «Волги».
Кстати, «Волгу», видимо, намеренно сделали с более холодным двигателем. Машины поставляли как на юг страны, так и на север. Всем не угодишь - вот и придумали на ГАЗ-24 ставить жалюзи перед радиатором охлаждения. Тем, кому приходилось ездить в лютые морозы, не просто закрывали жалюзи, а еще и набрасывали старое шерстяное одеяло. Кое-как помогало, но понятно, что все это не от хорошей жизни.
Интересно, что владельцы «Жигулей» и «Москвичей», проживавшие в средних и северных районах СССР, иногда шли на более крайние меры. Картонка, закрепленная перед радиатором охлаждения, часто не спасала. Радиаторы тогда делали большими и медными, с огромной площадью рассеивания.
Да и вид одеяла или куска картона, честно говоря, не добавлял изящества, поэтому вместо картонки многие просто снимали крыльчатку вентилятора. А под капот, естественно, двойное утепление из того же одеяла. Ремень на помпу оставался на месте. Машина грелась достаточно быстро даже в сильный мороз, а тепло, сбрасываемое через печку в салон, в принципе неплохо компенсировало отсутствие обдува радиатора.
Возвращение проблемы на современных авто
Естественно, с приходом плюсовых температур воздуха крыльчатку возвращали на место, а летом в жару многие ставили тюнинговую самодельную с большим количеством лопастей и какой-то особенной закруткой. Тянул такой вентилятор просто отменно, но довольно быстро выходил из строя.
Старые машины почти все отправлены на разборку, и проблема должна была уйти сама собой. Но не тут-то было. Удивительно, но картонки нередко ставят на радиаторы совсем новых автомобилей. Да, конечно, забитая рубашка охлаждения может встречаться и на условно новых машинах, пригнанных по схеме параллельного импорта. Но такое бывает довольно редко, и проблему быстренько решают, так как летом такой мотор начинает перегреваться и кипеть.
Особенности конструкции современных систем охлаждения
Проблема холодных моторов новых авто заключается в самой конструкции системы охлаждения. Сейчас очень много машин делают на заводах разных стран. Причем география поставок - от Европы, в целом с довольно умеренным климатом, до Юго-Восточной Азии, Индонезии, Ближнего Востока и Австралии.
Казалось бы, какая разница между машинами для Австралии или Вьетнама и той же Германии? А разница в средней температуре воздуха. В машинах для Вьетнама система охлаждения больше и мощнее. Огромная влажность и температура воздуха 30-45°С. Нужен большой радиатор и мощный кулер.
А если такую машину привозят в Россию, например из Эмиратов, то чему удивляться, если нагреть внешний контур двигателя зимой просто очень сложно. Соответственно, в ход идут картонки и самодельные жалюзи.
Экономические реалии и возможные решения
Понятно, что можно было бы сделать универсальный регулятор температуры, поставить дополнительный подключаемый радиатор, но это все деньги, а на заводах экономить на металле любят и умеют. Если бы проблемы охлаждения можно было решить установкой электронной платы, то ее наверняка бы уже решили. Но теплотехника - наука крайне консервативная, и простых и дешевых решений в ней нет.
Так что владельцам машин, сделанных для горячего тропического климата, приходится бороться с избыточной эффективностью радиаторов. Кроме привычной картонки, одеяла и жалюзи еще помогает установка специальной модели электропомпы и полноценное, профессиональное утепление моторного отсека.
Ну и, конечно, нужно обязательно наведаться на СТО к специалистам. Возможно, что проблема недогрева связана с неисправностью мотора.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв