Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Бессонница” (1997, Insomnia): Как полярная ночь стала хорошим визуальным элементом

Оглавление

Норвежский триллер-детектив “Бессонница” режиссера Эрика Шёлдбьерга (Erik Skjoldbjærg) входит в Criterion Collection. Он был успешен, получив высокое одобрение критиков, потому что, по словам режиссера, “представляет собой парадоксальный объект, это перевернутый фильм нуар, в котором драматическая сила заключается не в темноте, а в свете".

Также он спровоцировал рост международного интереса к европейским триллерам и историям об убийцах (или, точнее, возродил, потому что ярким примером является серия романов “Мартин Бек”, начавшаяся в 1965 году), дал начало жанру нордический нуар в частности.

А отдельным предметом для восхищения стала работа актера Стеллана Скарсгарда (Stellan Skarsgård) – как он исполнил роль неоднозначного офицера полиции Йонаса Энгстрема. Он подтвердил свой статус большой звезды после прошлогоднего успеха в драме “Рассекая волны” Ларса фон Триера.

вариант постера к фильму "Бессонница" (1997), режиссер Эрик Шёлдбьерг  | источник фото imdb
вариант постера к фильму "Бессонница" (1997), режиссер Эрик Шёлдбьерг | источник фото imdb

Для Шёлдбьерга это было вдвойне знаменательным событием, потому что триллер “Бессонница” был его полнометражным дебютом. Но вот его следующий фильм “Нация прозака” с Кристиной Риччи в главной роли – экранизация автобиографии журналистки Элизабет Вурцель – получила негативный критический прием, но коммерчески оба фильма был более чем скромны по показателям.

В 2002 году вышел одноименный ремейк триллера “Бессонница”, его режиссером выступил Кристофер Нолан, а главные роли исполнили Аль Пачино в роли офицера и Робин Уильямс в роли писателя. Вот у этого фильма коммерческий успех был внушительнее. При бюджете в 46 миллионов ремейк собрал 114 миллионов в мире (против 228 тысяч у норвежского оригинала).

Сюжет

Офицеры полиции из национальной норвежской службы уголовных расследований Йонас Энгстрем и Эрик Вик (в исполнении Сверре Анкера Оусдаля) прибыли в Тромсё, чтобы расследовать убийство 17-летней Тани Лорентцен (в исполнении Марии Матьезен).

Эрик Вик (в исполнении Сверре Анкера Оусдаля) и Йонас Энгстрем (в исполнении Стеллана Скарсгарда) | скриншот из фильма
Эрик Вик (в исполнении Сверре Анкера Оусдаля) и Йонас Энгстрем (в исполнении Стеллана Скарсгарда) | скриншот из фильма

На теле жертвы не было улик, потому что убийца тщательно устранил все следы, оставив ее голой, вычистив ногти и вымыв волосы.

Зато вскоре в сарае на берегу реки был найден рюкзак Тани. Йонас решил вернуть его на место, а в новостях сообщить, что последний раз девушку видели с этим рюкзаком. Убийца может вернуться к сараю, если среди вещей в рюкзаке есть потенциально разоблачающая его вещь.

Но засада на берегу реки обернулась катастрофой. Когда преступник появился, полицейские выдав себя, вспугнули его, а потом в погоне Йонас из-за густого тумана случайно убил своего коллегу Эрика Вика.

Теперь Йонасу нужно найти убийцу Тани и скрыть свое преступление.

В фильме делается акцент на том, что раньше Йонас работал в шведской полиции. Сначала кажется, что это декоративный факт для расширения бэкграунда главного героя. Но, на самом деле, это важный элемент в сюжете. Самое настоящее “чеховское ружье”, которое приберегается для нужного момента.

Особенность географического положения Тромсё – на благо истории

Действие в триллере развивается в норвежском городе Тромсё, родном для режиссера Эрика Шёлдбьерга.

Это один из самых крупных городов за Северным полярным кругом (к таким же, например, относятся Мурманск, Норильск и Воркута). Сценарий был написан Шёлдбьергом совместно с норвежским писателем Николаем Фробениусом (Nikolaj Frobenius), для кого это стало дебютом в сценарном деле. Может потому история получилась успешной, у режиссера есть личная связь с местом действия, и это благотворно повлияло на творческий процесс.

Шёлдбьерг умело использовал географическую особенность своего родного города в художественном плане, чтобы наилучшим образом не только создать тревожную обстановку, но и проиллюстрировать неоднозначный образ главного героя.

Ночи в Тромсё небывают полностью темными из-за "полярной ночи" – это включает в себя несколько часов сумерек, также такого явления как "синий час", то есть когда солнце еще не полностью взошло. Пока солнце остается за горизонтом с конца ноября до середины января, небо освещается мягким, рассеянным цветным светом, создавая уникальную атмосферу, а не полную тьму.

Главный герой истории Йонас Энгстрем, бывший сотрудник шведской полиции, борется с бессонницей, прибыв в норвежский Тромсё. Он пытается скрыться от света шторами, но навязчивые лучи не дают ему провалиться в сон.

Конечно, не только климатические особенности мешают ему получить здоровый сон. Засвеченная палитра, слепящие белые поверхности, словно смотришь на них на ярком солнце, немного плывущее изображение – все это создает внутренний мир Йонаса, замешанный на скандальном прошлом и нечистой совестью. Когда он очередной раз пытается уснуть, сквозь дыру в покрове на окне словно ожогом светит яркий луч солнца. Этот визуальный образ отлично характеризует тревогу Йонаса, его совесть, его неоднозначность.

Дополнительно явление "полярной ночи" играет на пользу сюжету и потому, что для жителей Тромсё оно является привычным. Значит, они его могут уже не воспринимать как раздражающий фактор, но для новичка требуется время для адаптации, особенно, если есть грешки. Йонас знает о своих ошибках, и ему может казаться, что они светят из него как навязчивые лучи полярного света, выдавая его как на ладони. Но, поскольку он сам о себе практически ничего не говорит, он остается загадочным для окружающих.

Каким получился фильм – исследование нечистой совести

Фильм открывается словно с какой-то тайной записи видео, причем эта запись не очень хорошего качества (эта сцена была снята на Super 8).

скриншот из фильма
скриншот из фильма

Эта потертость и трясущаяся камера очень важны, чтобы задать тревожный тон и в целом передать состояние главного героя, а также и злодея в этой истории. Плюс такая эстетика хорошо отображает нечеткость человеческого образа – в этой истории показан образ представителя власти с изнанки. Этот человек склонен выдумывать, скрывать, он склонен к агрессии, но вынужден ее подавлять. Через образ Йонаса Энгстрема показано, что представители закона тоже неидеальны, их оборотная сторона далека от идеала и примера для подражания.

По мере развития сюжета раскрывается, что Йонас – двуличный и ненадежный человек, в котором компетенция и сдержанность являются лишь видимостью. Постепенно открывается его слабость характера, психическое состояние ухудшается, что как раз удачно подчеркивается постоянным холодным светом арктического лета. Внешний вид Йонаса тоже постепенно становится все более неопрятным, что тоже подчеркивает изменения в его состоянии.

Его негативная сторона и моральное разложение подчеркиваются не столько его преступлением и попыткой скрыть его, а больше тем, что он не захотел с достоинством посмотреть своей совести в глаза. По сути, он становится очевидным негодяем для зрителя, но не для себя. Сцены с как бы приставаниями к женщинам получились неоднозначными, чтобы портрет Йонаса оставался загадочным и противоречивым. Сцена в салоне его автомобиля выглядит как вымысел Йонаса, но это вполне могло быть и на самом деле. То, что он способен на жестокость показано на примере с собакой, с тем, с каким омерзением он держал в руке котенка, и тем, как он оказался груб с портье в гостинице Ане (в исполнении Марии Бонневи).

У главного героя в сюжете есть двойник, хорошо подсвечивающий его внутреннее несовершенство, – это писатель Йон Хольт (в исполнении Бьёрна Флоберга), который сочиняет триллеры. Его квартира пустынна, стены в ней безликие, стена в рабочем кабинете покрыта белыми листами с заметками. Белый цвет бумаги поддерживает эстетику триллера и сложно считываемую натуру Йонаса.

скриншот из фильма
скриншот из фильма

Этот полярный свет, идущий основным визуальным мотивом через весь сюжет, иллюстрирует идею, что невозможно выспаться от своей гнилой натуры. Ее нельзя сбросить как усталость и отбыть срок, как после вынесения приговора.