Найти в Дзене

Как «Росатом» развивает электромобильность в России

Оглавление

В рамках «Мировой атомной недели» в Москве прошла дискуссия «Территория электромобильности: пристегните ремни и нажмите кнопку boost». Участники сессии обсудили пути развития электромоибльности в России и рассказали о том, что уже сделано и что будет сделано в ближайшее время для роста популярности электромобилей в стране.

Как связаны электрокары и «Росатом»

Электромобильность — новое перспективное бизнес-направление «Росатома», которое координирует «Топливный дивизион» корпорации в лице АО «ТВЭЛ».

Предприятия «Росатома» потенциально способны производить около 60% всех компонентов электромобиля, включая аккумуляторные батареи, электродвигатели, магниты из редкоземельных металлов, а также микрокомпонентную базу, полимерные и композитные материалы. Экспертиза и опыт корпорации позволяют строить сеть электрозарядных станций на оборудовании российского производства. Кроме того, «Росатом» намерен внедрять на российском рынке новые сервисы для владельцев электромобилей.

«Росатом» уже успешно сотрудничает с Мосгортрансом и помогает столичному транспорту переходить на электрическую тягу, а к 2030 году весь наземный общественный транспорт Москвы планируют перевести на электродвигатели.

За летние месяцы 2025 года владельцы электромобилей в рамках проекта «Энергия Москвы» совершили более 42 тысяч зарядных сессий на станциях «Росатома», что в 4 раза выше результатов аналогичного периода прошлого года.

Более 15 тысяч человек стали клиентами «быстрых» зарядных станций «Росатома» в российских регионах — за полтора года их число выросло в 5 раз. Зарядная инфраструктура корпорации доступна уже в 15 регионах страны, а общее количество станций превысило 250. «Росатом» занимает около 10% рынка «быстрой» зарядной инфраструктуры в России, а к 2030 году планирует увеличить долю до 25%.

Станция быстрой зарядки «Росатома». Источник: «Росатом»
Станция быстрой зарядки «Росатома». Источник: «Росатом»

Российский электрокар «Атом»

«Атом» — первый российский серийный электрокар с запасом хода до 500 километров и продвинутой системой помощи водителю. 26 сентября «Атом» прошел сертификацию и в конце 2025 года должно начаться его серийное производство.

Электромобиль построен на собственной платформе, разработанной АО «Кама» и будет работать на российской операционной системе «Атом ОС». В автомобиле будет доступно множество систем помощи водителю: система контроля внимания, парковочный ассистент, мониторинг дорожной разметки и знаков, система удержания в полосе и другие полезные системы.

Электромобиль «Атом» российской сборки. Источник: личный фотоархив
Электромобиль «Атом» российской сборки. Источник: личный фотоархив

«Росатом» выступает в качестве главного технологического партнера проекта, поставляя батареи и электродвигатель.

Выпускать «Атом» планируют в нескольких комплектациях:

  • Family — версия для обычных покупателей;
  • Delivery — комплектация, в которой будет только сиденье водителя, а остальное пространство можно будет использовать для перевозки небольших грузов;
  • Taxi — версия для такси без переднего пассажирского сиденья.

Как «Росатом» развивает электромобильность в России

В ходе дискуссии на «Мировой атомной неделе» президент АО «ТВЭЛ» Наталья Никипелова выделила три необходимых условия для развития электротранспорта в России:

  1. Массовое производство российских электромобилей. Для этого «Топливный дивизион» корпорации «Росатом» строит две «гигафабрики» аккумуляторов и накопителей энергии в Калининградской области и Московском регионе, а также завод по выпуску интегрированных электроприводов в Липецкой области. Запуск производств запланирован в начале 2026 года.
  2. Эффективное развитие доступной зарядной инфраструктуры. Общее количество станций «Росатома» составляет уже более 250 в 15 регионах страны, а в Москве к концу 2025 года будет работать 110 станций быстрой зарядки под управлением компании. Всего в столице действует более 900 зарядных станций для электромобилей, из которых 350 — станции быстрой зарядки в рамках проекта «Энергия Москвы»
  3. Преодоление сложившихся стереотипов и пользовательских страхов. По мнению Натальи Никипеловой, этому будет способствовать распространение электромобилей в сервисах такси и каршеринга. Пока число электрокаров в столице и в целом по стране невелико — в Москве на начало сентября насчитывалось около 17 тысяч электромобилей. К 2030 году их число может увеличиться в 18 раз — до 320 тысяч.
Электротакси «Яндекса» на станциях зарядки «Росатома». Источник: «Росатом»
Электротакси «Яндекса» на станциях зарядки «Росатома». Источник: «Росатом»

Кроме того «Росатом» активно участвует в развитии электромобильности в регионах России — строит сети быстрых зарядных станций и помогает региональным операторам такси и общественного транспорта переходить на электромобили и электробусы. Например, в Калининградской, Новосибирской и Самарской областях «Росатом» помогает местным операторам такси взаимодействовать с органами власти и банками для финансирования покупкок электромобилей в автопарк.

Что в итоге

Корпорация «Росатом» вносит большой вклад в развитие электромобильности в России и взаимодействует как с владельцами электромобилей, так и с органами государственной власти.

Закон о локализации такси, принятый в этом году, должен ускорить рост численности электромобилей на дорогах — сперва в такси, а затем и среди простых автовладельцев. «Амберавто А5», «Москвич 3е» и «Атом» будут использовать в таксопарках, что снизит страхи потребителей. А развитие сети быстрых зарядных станций сделает владение электромобилем более комфортным.

А что вы думаете о перспективах развития электромобильности в России?

Поделитесь своим мнением в комментариях.

Также может быть интересно