К 2030 году Мосгортранс планирует полностью перевести парк городских автобусов на электротягу. По состоянию на сентябрь 2025 года в Москве примерно 2500 электробусов обслуживают 223 маршрута столичного транспорта. Это делает Москву лидером среди городов Европы и США по количеству электрического общественного транспорта.
На World Atomic Week в рамках дискуссии о технологиях литий-ионных батарей и хранения энергии представители «Росатома», его дочерних компаний и Мосгортранса рассказали о перспективах развития этих направлений в России и о связи столичного транспорта с атомными технологиями.
«Росатом» и аккумуляторы
В структуре корпорации «Росатом» работает компания «Рэнера» — крупнейший в России производитель литий-ионных аккумуляторов и накопителей энергии с собственными производственными активами и научно-техническими центрами разработки. У компании 4 производственных центра в России: в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и Новосибирске.
В 2025 и 2026 годах «Рэнера» открывает две гигафабрики по производству литий-ионных аккумуляторных батарей мощностью 4 000 МВт/ч каждая — одна фабрика сможет обеспечить батареями 50 тысяч электромобилей. Первая гигафабрика откроется в городе Неман Калининградской области уже в 2025 году, а вторая гигафабрика — в 2026 году в Москве.
Кроме аккумуляторов для транспорта «Рэнера» производит промышленные системы накопления энергии и источники бесперебойного питания. Такие системы накапливают энергию, когда она дешевая и в избытке, и отдают ее обратно в сеть в периоды дефицита или перебоев. Это позволяет сгладить неровности графика загрузки.
В ближайшее время «Рэнера» начнет продажи накопителей для загородных домов, которые смогут поддерживать стабильную подачу энергии в течение двух суток в случае отключения или перебоев на энергосетях.
Чтобы сформировать полный производственный цикл от добычи сырья до выпуска готовой батареи, «Росатом» совместно с «Норникелем» развивают Колмозерское месторождение лития. Это самое крупное месторождение в России и одно из самых перспективных в мире по запасам лития. Работы на месторождении уже ведутся и первый этап добычи должен начаться уже в 2027 году с последующим выходом на полную мощность в 2028. Запуск месторождения обеспечит российские потребности в литии на 55%.
«Росатом» и электробусы
Тяговые батареи «Рэнера» применяются в легковых электромобилях, электробусах, карьерной и складской технике, грузовых электромобилях и водном электротранспорте. В этом году Мосгортранс начал устанавливать новые батареи «Рэнера» на электробусы. Если ранее запас хода не превышал 50 км, то с новыми аккумуляторами электробус может проехать 90 км. Также обновленные аккумуляторы поддерживают технологию быстрой зарядки и 10 минут заряда хватает для полного прохождения большинства столичных маршрутов.
26 сентября на World Atomic Week «Рэнера» и белорусский производитель наземного городского электротранспорта BKMHolding подписали дорожную карту по развитию сотрудничества в области тяговых аккумуляторных батарей — теперь российские аккумуляторы будут использоваться и в белорусских электробурах.
Также батареи «Рэнера» используются в отечественном электромобиле «Атом», серийное производство которого должно начаться уже в 2025 году. 26 сентября «Атом» прошел сертификацию и готов к запуску в серийное производство.
Что в итоге
«Росатом» создает уникальную инфраструктуру в сегменте «мобильности», формируя полный производственный цикл от добычи сырья до производства аккумуляторов и их последующей утилизации.
Реализация и запуск всех запланированных проектов снизят зависимость России от импорта сырья, технологий и готовой продукции. Это повысит технологический суверенитет, о котором в этом году много раз говорил президент.
А как вы оцениваете перспективы «Росатома» на мировом рынке литий-ионных аккумуляторов?
Поделитесь своим мнением в комментариях.