Найти в Дзене
У Клио под юбкой

Загадки пустыни Наска: кто оставил гигантские рисунки?

В 1927 году перуанский пилот, круживший над пустыней в поисках воды, увидел под крылом самолёта нечто странное. На выжженной равнине, будто нацарапанные гигантской палкой, виднелись линии, фигуры животных и геометрические узоры. Воду он тогда так и не нашёл, зато случайно открыл одну из самых непостижимых и оттого волнующих загадок XX века. Оказалось, что вся пустыня Наска — это гигантская картинная галерея, холст размером 25 на 8 километров, на котором кто-то изобразил 120-метровую обезьяну, 180-метровую ящерицу и 46-метрового паука. Интересно, что первыми эти линии заметили даже не лётчики, а испанские конкистадоры ещё в XVI веке. Педро Сьеса де Леон в своей «Хронике Перу» в 1548 году мельком упоминал какие-то «путеводные указатели для странников». Но испанцам, занятым поиском золота и распространением своей культуры, было не до картинок в пустыне. Они продолжили свой путь, и настоящему открытию пришлось ждать почти 400 лет, пока у человечества не появились самолёты. Поначалу, когда
Оглавление

Открытие с высоты птичьего полета

В 1927 году перуанский пилот, круживший над пустыней в поисках воды, увидел под крылом самолёта нечто странное. На выжженной равнине, будто нацарапанные гигантской палкой, виднелись линии, фигуры животных и геометрические узоры. Воду он тогда так и не нашёл, зато случайно открыл одну из самых непостижимых и оттого волнующих загадок XX века. Оказалось, что вся пустыня Наска — это гигантская картинная галерея, холст размером 25 на 8 километров, на котором кто-то изобразил 120-метровую обезьяну, 180-метровую ящерицу и 46-метрового паука.

Интересно, что первыми эти линии заметили даже не лётчики, а испанские конкистадоры ещё в XVI веке. Педро Сьеса де Леон в своей «Хронике Перу» в 1548 году мельком упоминал какие-то «путеводные указатели для странников». Но испанцам, занятым поиском золота и распространением своей культуры, было не до картинок в пустыне. Они продолжили свой путь, и настоящему открытию пришлось ждать почти 400 лет, пока у человечества не появились самолёты.

Поначалу, когда перуанский археолог Хулио Телло всё-таки добрался до плато в 20-х годах, он тоже не увидел в этом ничего особенного. Первоначальные предположения учёных сводились к тому, что это, должно быть, остатки древней ирригационной системы. Это было удобное объяснение для непонятных линий в пустыне. Правда, как именно колибри размером в 50 метров должна была помогать с поливом, они не уточнили. На этом всё и заглохло бы, если бы в Перу не приехал американский археолог Пол Косок. Этот парень был специалистом по древним ирригационным системам и, увидев Наску с самолёта, сразу понял, что к орошению это не имеет никакого отношения.

Но тут началась Вторая мировая война, и миру стало резко не до загадочных рисунков. Косок, уезжая, передал все свои материалы и наброски одной немке, математику и астроному по имени Мария Райхе. Он и не подозревал, что передаёт эстафету человеку, который превратит эти линии в дело всей своей жизни. Именно с этой одержимой исследовательницы и началась «каноническая» история геоглифов Наски. Она посвятила им полвека, живя в спартанских условиях в домике посреди пустыни, в одиночку расчищая линии от камней обычной метлой и составляя их подробнейшую карту. Она стала «дамой пустыни» и главным хранителем этой гигантской и никому не понятной тайны.

Поиски смысла: от звёздного атласа до священных путей

Мария Райхе, будучи математиком, была уверена, что за хаосом линий и фигур должна скрываться строгая логика. Проведя десятилетия за измерениями, она пришла к выводу, что вся пустыня Наска — это гигантский астрономический календарь. По её мнению, прямые линии указывали на точки восхода и захода Солнца и других небесных тел в дни солнцестояний и равноденствий, а фигуры животных символизировали созвездия. Получалось, что древние индейцы нарисовали на земле огромную книгу, чтобы знать, когда сеять кукурузу, а когда собирать урожай.

Эта теория была очень красивой и романтичной. Она превращала древних жителей Наски в гениальных астрономов, а не просто в людей, царапающих на земле пауков. Сама Райхе была убеждена, что точность линий и совершенство пропорций фигур невозможно объяснить без неких сложных расчётных инструментов и, возможно, даже умения летать. Она писала, что «древним художникам» такое было под силу, только если они могли видеть своё творение сверху.

Идею с календарём поддержал и Пол Косок. Но в конце 1960-х годов в Перу приехал британский астроном Джеральд Хокинс, тот самый, что ранее подверг сомнению астрономическое назначение Стоунхенджа. Он вооружился новейшими ЭВМ и прогнал через них все данные по линиям Наски. Вердикт компьютера был неутешителен: никакого системного соответствия между линиями и положением звёзд нет. Лишь немногие линии случайно совпадали с какими-то астрономическими событиями, но это было не более чем статистическая погрешность. Красивая теория о гигантском календаре рассыпалась в прах.

Пришлось искать другие, более приземлённые объяснения. Англичанин Тони Моррисон предположил, что линии — это не обсерватория, а ритуальные тропы. Он обратил внимание на традицию андских народов почитать свои святыни — «уака» — и соединять их прямыми линиями, которые назывались «секе». По его версии, разные роды и племена прокладывали свои собственные пути к общим святилищам, а фигуры животных могли быть тотемами или символами этих родов. Люди ходили по этим линиям во время религиозных церемоний, молились и медитировали. Эта гипотеза хотя бы объясняла, зачем нужны линии, по которым можно ходить, но оставляла открытым главный вопрос: зачем делать рисунки, которые можно увидеть только с неба?

Другие исследователи обратили внимание на странную связь между геоглифами и водой — самым ценным ресурсом в пустыне. Учёные Стивен Маби и Дональд Проулкс заметили, что многие линии указывают на подземные источники. Оказалось, что культура Наска создала сложнейшую систему подземных акведуков — пукиос, — которая действует до сих пор. Местные жители и сегодня берут питьевую воду из колодцев, расположенных точно вдоль древних линий. Возможно, рисунки были своего рода картой водных ресурсов, понятной только посвящённым, или ритуальными знаками, которыми ублажали божеств воды, чтобы те даровали хороший урожай. Эта версия выглядит куда более правдоподобной, чем звёздный календарь, потому что отвечает на вопрос о практической пользе.

Как создать невидимое: версии о технологиях древних

Вопрос «как они видели то, что рисовали?» не давал покоя многим. Если отбросить идею, что рисунки предназначались для богов, которые и так всё видят, остаётся предположить, что древние индейцы сами умели подниматься в воздух. В 1977 году американец Джим Вудман выдвинул смелую гипотезу: жители Наски летали на воздушных шарах.

Поначалу гипотеза казалась невероятной, но Вудман подкрепил свою теорию фактами. Во-первых, на керамике Наска есть изображения летающих людей и объектов, похожих на воздушные змеи. Во-вторых, в одной из гробниц был найден кусок ткани с рисунком, очень напоминающим воздушный шар. В-третьих, исследование тканей Наски показало, что они были невероятно прочными и плотными, с лучшим переплетением, чем у современных парашютов. Из такого материала вполне можно было сшить оболочку шара.

Чтобы доказать свою правоту, Вудман и его команда построили воздушный шар, используя только те материалы и технологии, которые были доступны древним индейцам. Они назвали его «Кондор I». Оболочку сшили из местной ткани, сплели гондолу из тростника, а в качестве горелки использовали костёр из сухой древесины. И этот примитивный аппарат действительно взлетел, подняв двух человек на высоту около ста метров. Они продержались в воздухе несколько минут, доказав, что теоретически индейцы могли летать. Конечно, это не доказывает, что они действительно это делали. Но гипотеза о том, что люди создавали гигантские рисунки, чтобы любоваться ими, поднимаясь в шаткой корзине под куполом, наполненным горячим воздухом, выглядит очень по-человечески.

Но есть и другая, ещё более фантастическая версия о том, как создавались рисунки. Радиофизик Алла Белоконь обратила внимание на то, что контурные линии фигур выглядят так, будто их не выкапывали, а выжигали. Поверхность внутри контура идеально ровная, без следов ручной работы. Она предположила, что рисунки могли быть нанесены с воздуха потоком направленной энергии неизвестной природы. По её мнению, некоторая асимметрия фигур напоминает искажения, которые получаются при проецировании изображения под углом к поверхности. То есть кто-то, находясь в воздухе, просто «рисовал» на земле подобием луча.

Эта теория, конечно, выводит нас за рамки официальной науки, но она элегантно решает сразу две проблемы: как рисовали и как видели. Она также объясняет, почему при создании таких гигантских объектов остальная поверхность пустыни осталась абсолютно нетронутой. Если бы тысячи людей топтались здесь с верёвками и колышками, они бы неизбежно оставили следы. А их нет. Пустыня вокруг линий девственно чиста, как будто художник даже не касался своего холста.

Ответы за пределами Земли: космические гипотезы и их критика

И, конечно, ни одна уважающая себя загадка древности не может обойтись без инопланетян. Самую скандальную и самую популярную гипотезу выдвинул швейцарский исследователь Эрих фон Деникен. Он заявил, что плато Наска — это ничто иное, как древний космодром.

По его мнению, длинные прямые полосы — это взлётно-посадочные полосы для космических кораблей, а фигуры животных — навигационные знаки, видимые только с большой высоты. В подтверждение своей теории он приводил 350-метровое изображение трезубца, известное как «Паракасский канделябр», высеченное на склоне горы на побережье. От него до Наски тянется прямая линия, которую Деникен считал своего рода «глиссадой». Он утверждал, что инопланетяне использовали плато для дозаправки или ремонта своих кораблей, а местные индейцы, наблюдая за этим, создали карго-культ: они видели, как «боги» чертят на земле линии, и стали им подражать в надежде, что те вернутся.

Теория Деникена была встречена научной критикой. Учёные справедливо указывали, что мягкий грунт пустыни не выдержал бы посадки тяжёлого космического корабля, а фигуры животных — слишком сложный и неэффективный способ навигации. Но его книги стали бестселлерами, и образ Наски как инопланетного аэропорта прочно вошёл в массовую культуру. На самом деле, эта гипотеза стала яркой иллюстрацией того, как пробелы в знаниях заполняются фантастическими допущениями.

Важно понимать, что комплекс в пустыне Наска не уникален. Аналогичные геоглифы, хоть и не такие знаменитые, встречаются по всему тихоокеанскому побережью Южной Америки. В 2003 году в Боливии, на плато Сахама, обнаружили сеть из тысяч прямых линий, покрывающую площадь в 16 раз больше, чем Наска. Некоторые из этих линий идеально прямые и тянутся на 20 километров. Гигантские рисунки находили в США, Англии, Казахстане, на Южном Урале и в Африке. Складывается впечатление, что в древности существовала некая глобальная традиция оставлять на земле гигантские знаки.

Так что же это было? Послание богам? Карта подземных вод? Ритуальные тропы? Астрономический календарь? Посадочные полосы для внеземных цивилизаций? Или просто самая масштабная в истории человечества форма ландшафтного дизайна? Ответ, скорее всего, проще и сложнее одновременно. Возможно, правы те, кто считает, что эти рисунки несли в себе некую важную информацию, но наше сознание ещё просто не «доросло» до её восприятия. А может, никакого глубокого смысла и не было. Может, люди просто рисовали на земле то, что было для них важно, — птиц, пауков, обезьян, — и делали это с таким размахом, на какой только были способны. Просто потому, что могли. И эта версия, в своей простоте, заставляет задуматься.

Понравилось - поставь лайк и напиши комментарий! Это поможет продвижению статьи!

Подписывайся на премиум и читай статьи без цензуры Дзена!

Тематические подборки статей - ищи интересные тебе темы!

Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера