Найти в Дзене
Друг Истории

Фильм “Август”. Кино и Роман о военной контрразведке. Правдоподобие Истории в Моменте Истины

Оглавление

На большой экран вышел фильм “Август” по мотивам романа В.Богомолова “Момент истины”. Это уже 3-я экранизация знаменитого произведения, дошедшая до зрителя. Первая попытка снять “кино” в 1975 закончилась уничтожением отснятых материалов по настоянию писателя, считавшего, что так снимать войну нельзя. Что сказал бы Богомолов (1924-2003) по поводу новой работы режиссеров Никиты Высоцкого и Илья Лебедева, можно только догадываться. Для тех зрителей, кто имел удовольствие читать произведение, очевидно, что военно-приключенческий роман, вышедший в 1974г., получил весьма сильный крен в сторону боевика с психологическими замахами.

В ролях тройки смершовцев сыграли - Павел Алёхин - Сергей Безруков, Андрей Блинов - Павел Табаков, Евгений Таманцев - Никита  Кологривов. Фильм Август. Правда, вымысел, отзывы, впечатления
В ролях тройки смершовцев сыграли - Павел Алёхин - Сергей Безруков, Андрей Блинов - Павел Табаков, Евгений Таманцев - Никита Кологривов. Фильм Август. Правда, вымысел, отзывы, впечатления

Несомненно, новый поворот в Теме СМЕРШ понравится большой части аудитории, не следящей ревностно за оригиналом и не тратящей время на чтение. Правда, в любом случае, досмотрев до финала, многие любители военного кино усмехнутся, увидев хэппи-енд, исполненный в детсадовской манере. Немцы вдруг разворачиваются и бегут от красной армии со всех ног, засыпаемые сверху бомбами нашей авиации. Драматический пафос картины от этого вдруг улетучивается, и зритель с облегчением понимает, что всё это ненастоящее. “Август” - это всё, как и должно быть в кино. Человечный триллер – в таком духе высказался исполнитель главной роли Сергей Безруков. Такой эффект финала для бодрости духа задуман продюсером Константином Эрнстом или сценаристом Сергеем Снежкиным?

Возможности роман с кинематографической точки зрения

Очевидно, что создатели картины всесторонне рассмотрели роман Богомолова и выявили его “слабые” стороны с кинематографической точки зрения. Уже с самого начала фильма “Август” начинаешь понимать, что большие “провалы” Богомолова в прошлое героев романа развернуты здесь, и довольно удачно, в пользу остроты сюжета. Это касается в самом начале эпизода разоблачения немецких диверсантов, использующих для прикрытия русского мальчика.

В романе лейтенант Хрусталев замечает,  что женщина(диверсантка) из-за нервного напряжения при проверке сдавливает малышу руку, а рот у него забит леденцами и он не может говорить. В фильме Алехин замечает, что женщина делает нарочно больно ребенку, чтобы он плакал и жалобил  проверяющих. В фильме диверсантка Фомина (Вера Шпак) стреляется, в романе только тяжело ранена.
В романе лейтенант Хрусталев замечает, что женщина(диверсантка) из-за нервного напряжения при проверке сдавливает малышу руку, а рот у него забит леденцами и он не может говорить. В фильме Алехин замечает, что женщина делает нарочно больно ребенку, чтобы он плакал и жалобил проверяющих. В фильме диверсантка Фомина (Вера Шпак) стреляется, в романе только тяжело ранена.

Это и касается и персонажа, действующего под личиной полоумной бабушки, потерявшей якобы на войне сына, а на самом деле шпионящей на вокзале за проходящими составами. Также сценарист обратил внимание, что огромное пространство в книге занимает работа смершовцев по ложному следу, - сколько времени уходит на отработку подозрений относительно двух офицеров, которые прибыли в Лиду для децентрализованной заготовки сельхозпродуктов. К чему всё это? – подумал сценарист и решительно развернул сюжет. Вместо “пустой” погони за машиной с офицерами-заготовителями Сенцовым и Николаевым он подсунул смершовцам полицая, которые в упор из автомата не может ни в кого попасть. Зато наш Блинов при встрече в городе успешно калечит капитана Николаева да ещё и становится виновником ареста лейтенанта Сенцова. Оказывается, пара советских офицеров по своему почину занимались спекулятивной торговлей с местным населением. То ли это КВН у Эрнста, то ли просто случайно пролили на рубашку немного дёгтя. В целом задумка Богомолова показать военную машину 44 года в её деталях не проходит здесь кинематографический тест. Гораздо проще сказать зрителям, что пара советских офицеров являются спекулянтами и прострелить одному колено, а не нудно выяснять, что они на самом деле за трофейный керосин по приказу командования меняют продукты для своей части.

Андрей Блинов стреляет в капитана Николаева (Илья Малаков), который отказывается подчиниться его приказу
Андрей Блинов стреляет в капитана Николаева (Илья Малаков), который отказывается подчиниться его приказу

Ещё одна историческая находка фильма – это смелый поступок ст.лейтенанта Таманцева, который умудряется позвонить в Москву поверх своего начальства по ВЧ и потребовать дешифровки перехваченных вражеских перехваченных сообщений. В романе Таманцев буквально кричит капитану Алёхину: “Давайте я позвоню! Да я им так мозги раскручу, что не соберут!” Но одно дело эмоции в личном разговоре, а другое дело поступок. В романе дешифровки от Москвы настойчиво добивается и добьётся нач.управления СМЕРШ (3-го Белорусского) фронта ген.-лейт.Егоров, в фильме же Егоров, получается, дурака валяет. Зато Таманцев - молодец, самодеятельно сообразил, что надо просто позвонить. Пример будущим поколениям. Так называемой военной машиной здесь пахнет не очень сильно. В книге Таманцев авантюрно звонил по ВЧ в Управление второго Белорусского фронта с запросом по Сенцову и Николаеву, т.е. уровнем пониже, и передавал сообщение за подписью Егорова. За аналогичное действие при обращении на уровни выше ген.лейт.Егорова, ему бы не сносить головы. Кстати, у автора очерка был сходный случай, трубку то сняли, только поняв, что звонят не по рангу, не среагировали. Но это всё же художественные мелочи. Настоящая битва за сценарий начинается в самом серьезном месте романа. Начнем с вопроса об историчности его повествования.

Источники вдохновения Владимира Богомолова

-4

Знаменитая стрельба по-македонски - из  двух пистолетов, описана в романе
Знаменитая стрельба по-македонски - из двух пистолетов, описана в романе

В книге «Смерш»: Исторические очерки и архивные документы. 2005г. - написано об Истине так “Об оперативно-розыскной военной контрразведки с абсолютной документальной точностью, мастерски и талантливо написан роман российского писателя Владимир Богомолова.” На следующей фразе “Книга под названием. В августе 44-го” известна миллионам читателей, переведена на многие языки и выдержала более 100 изданий” отсыл к историчности Богомолова заканчивается. Парадоксально то обстоятельство, что при абсолютно точной передаче характера работы военной разведки вся ситуация вокруг операции “Неман” в романе вымышлена. Это далеко не секрет, ведь сам Богомолов по этому поводу писал так: - “В 1971 году редакция журнала «Юность», узнав о близкой к завершению повести, предложила мне сотрудничество. На это предложение 4 марта 1971 года я ответил письмом главному редактору журнала Б. Полевому, в котором честно информировал его о том, что все события и персонажи детектива «Убиты при задержании...» (первое условное название повести) вымышлены, «оперативные документы» сочинены, архивными документами и материалами или закрытыми источниками при работе я не пользовался, — предупреждал о трудностях цензурного характера, которые могут возникнуть у редакции при сдаче рукописи в печать”. Много позднее Богомолов, как говорил мне сотрудник архива ЦАМО в Подольске, работал всё-таки в военном архиве, но при написании звёздного романа такой возможности у него не было. Он пользовался открытыми материалами, начиная с журнала “Пограничник”. Как стало известно уже в этом веке, у писателя с начала 50-х годов появился друг – отставной офицер-контрразведчик Александр Конураев. Он то и поведал многие детали работы СМЕРШ Владимиру Осиповичу. В главном герое романа Павле Алехине, между прочим, можно проследить некоторые штрихи биографии Конураева, хотя он, возможно, был лишь одним из “засекреченных” прототипов.

1941 г. Лейтенант Александр Конураев. Фото из семейного архива.Ист. https://www.mk.ru/culture/2023/05/14/vyyasnilos-kto-stal-proobrazom-glavnogo-geroya-romana-v-avguste-sorok-chetvertogo.html?ysclid=mfz9o8lo2v52920945
1941 г. Лейтенант Александр Конураев. Фото из семейного архива.Ист. https://www.mk.ru/culture/2023/05/14/vyyasnilos-kto-stal-proobrazom-glavnogo-geroya-romana-v-avguste-sorok-chetvertogo.html?ysclid=mfz9o8lo2v52920945

Судя по данным сайта “Память народа”, Богомолов Владимир Осипович, он же по отцу - Войтинский Владимир Иосифович, имел и собственный ценный опыт. Он прошел войну и после нее служил в системе МГБ оперуполномоченным на Дальнем Востоке.

Представление на медаль "За победу над Германией" Владимиру Войтинскому - будущему Владимиру Богомолову. В его послужном списке указаны 6 гв.вдп СЗФ, 15 сбр, 68 мбр 8 мк.
Представление на медаль "За победу над Германией" Владимиру Войтинскому - будущему Владимиру Богомолову. В его послужном списке указаны 6 гв.вдп СЗФ, 15 сбр, 68 мбр 8 мк.

Исторический вымысел в романе

То, что ситуация в романе вымышлена, при его чтении я ощутил, когда “Неманом” заинтересовалась Верховная Ставка. Это же не шутка. Приказы отдаёт лично Сталин. Для поимки нескольких диверсантов с рацией в Шиловическом лесу стали стягивать тысячи (всего до 20 тыс.) военнослужащих с разных фронтов. Для оценки ситуации на месте в лес приехало много генералов. Писатель таким образом для двойного форте кульминации моделирует ситуацию по принципу, “а что если”... Известно же, что Сталина сильно волновала тема скрытности подготовки военных операций. Если немцы раскрывали их подготовку, Верховному об этом докладывали.

Сталин появляется в фильме только на портрете.
Сталин появляется в фильме только на портрете.

Впрочем, сама идея чрезвычайной операции в Шиловическом лесу взята из истории активного розыска по всей стране бежавшего из плена диверсанта Николая Грищенко. Грищенко был заброшен немцами в Брянскую область в 1943г., задержан, принимал участие в радиоигре “Уголовники”. Об этом изменнике Берия докладывал лично Сталину. Неудивительно, что после побега столь “значительной фигуры”, чекисты искали его по всей стране, пока случайно не поймали преступника в Челябинске. Богомолов переделал Грищенко в Мищенко, а розыскам его придал более основательный мотив. С учетом времени - “август 1944” - автор задаёт в романе фактор опасений Сталина относительно того, что эта вражеская группа раскроет приготовления к нашему масштабному наступлению.

Таманцев Блинову: "А знаешь, почему тебе  в окопах в спину не стреляют? Потому что такие как мы эти окурки и огрызки собирают".  В одном документе я прочитал, например, что для обеспечения скрытности подготовки наступления - смершовцы удалили из боевых частей на время всех ненадежных солдат, перевели их в запасной батальон.
Таманцев Блинову: "А знаешь, почему тебе в окопах в спину не стреляют? Потому что такие как мы эти окурки и огрызки собирают". В одном документе я прочитал, например, что для обеспечения скрытности подготовки наступления - смершовцы удалили из боевых частей на время всех ненадежных солдат, перевели их в запасной батальон.

Проблема с точки зрения фактов здесь кроется только в том, что в романе изображена целая дееспособная сеть вражеских агентов в ближайшем тылу наших фронтов. В тексте даже есть упоминание о немецком агенте-шифровальщике в нашем большом штабе. Разумеется, немцы забрасывали в наш тыл диверсантов с рациями, они и оставляли на местах своих агентов при отступлении, и даже Богомолов, по его словам, нашел следственное дело такого агента-шифровальщика в штабе фронта. Однако создать такую сильную сеть в нашем тылу (3 и 2 Белорусского и 1 Прибалтийского фронтов) у них, похоже (по-моему мнению), не было возможности. Слишком хорошо работал СМЕРШ и НКВД. Привлекать столь пристальное внимание Верховного к своим упущениям особистам не требовалось. Зато яркое противопоставление оперативно-розыскной работы СМЕРШ и большой армейской-чекистской операции по поимке диверсантов работает отлично на идею романа. Мы видим художественное изображение военной машины РККА и специфику военной контрразведки СМЕРШ.

Этому немецкому парашютисту не повезло. Кадр из трейлера
Этому немецкому парашютисту не повезло. Кадр из трейлера

Уход от романа в новый киноВымысел

Однако возвращаемся к фильму “Август”. Идти по пути, намеченному Богомоловым, создатели кино отказались. Возможно, чтобы не привлекать лишний раз внимание к личности Сталина, а, может быть, чтобы добавить на экран огня, стрельбы и пороха для воспитания молодежи. К трем диверсантам с рацией прибавляются, откуда ни возьмись, 3000 отборных немцев-окруженцев. Эти немцы стремятся устроить прорыв нашего фронта, то есть ударить по нам с тыла одновременно со своим фронтальным наступлением, а заодно взять станцию Лида, т.е. перерезать коммуникации.

Немцы атакуют какой-то непонятный пункт дислокации гарнизона Лиды. Кадр из трейлера
Немцы атакуют какой-то непонятный пункт дислокации гарнизона Лиды. Кадр из трейлера

Зачем же здесь ещё отдельная группа диверсантов? Как можно догадаться, своего грамотного радиста с нужными шифрами у немцев-окруженцев не оказалось, был какой-то, но “плохонький”, и они для надёжности воспользовались услугами “посредников” для связи со своими. Сложновато получается для координирования войсковой операции, ведь связь то поддерживать надо постоянно, а не единоразово. Ладно, это же кино. Появились немцы как из-под земли, проспало их наше командование, значит, так нужно. Гораздо большую проблему для правдоподобности сюжета здесь составляет поход группы контрразведчика Алехина в лес для задержания диверсантов. Алло, вы в студии не забыли, что в лесу шастают три тысячи немцев, а вы туда направляете туда комендантский патруль для задержания нарушителей? - Ах, у нас же отменили (с запозданием) приказ на проверку? C логикой тут не всё в порядке, но зато дыма, пороха с избытком.

Немцы атакуют наш опорный пункт. В фильме армейскую операцию РККА по зачистке заменили на немецкую  операцию
Немцы атакуют наш опорный пункт. В фильме армейскую операцию РККА по зачистке заменили на немецкую операцию

Современные вкусы о контрразведчиках

Помимо логики надо помнить об особенностях так называемого современного взгляда на вещи. Например, в романе для подчеркивания специфики работы контрразведки настойчиво повторяется требование брать диверсантов живыми. Как сокрушаются герои, что в финале они берут только двоих из трех диверсантов. В фильме же Таманцев, не моргнув глазом, пристрелил одного из пленных, чтобы “разговорить” радиста Сережу. Это т.н. современный подход, раскрытие характера героя. Жестокости, или жёсткости по сравнению с советским кино стало больше.

Таманцев берет диверсанта Сережу (Денис Нурулин). Ист. https://rg.ru/2025/04/25/film-po-motivam-romana-vladimira-bogomolova-moment-istiny-nazovut-avgust.html
Таманцев берет диверсанта Сережу (Денис Нурулин). Ист. https://rg.ru/2025/04/25/film-po-motivam-romana-vladimira-bogomolova-moment-istiny-nazovut-avgust.html

Алехин метко отстреливает мочку уха  у власовца.
Алехин метко отстреливает мочку уха у власовца.

Другой нюанс. Обнаружив чистую супесь на саперной лопатке, Алёхин вспоминает, где он такую видел. В кино же Алехин требует подать ему топографическую карту. Напомню, что на военных картах характер почв не указывается. А найдут ли быстро ещё нужную топографическую карту в военных условиях 1944 года – это вопрос. Зато в 2025г., как говорится, интернет в помощь.

Финал. Богомолов работал над романом с 1951 по 1974гг. Вряд ли бы он принял современную яркую, оригинальную экранизацию с её порой аляповатыми решениями и самобытной игрой актёров. Впрочем, голосует за экранизацию уже не автор, а зритель.

Обзоры по военным фильмам и Отечественной войне в блоге Друг Истории

Признателен за лайки и подписку, а также донаты на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №380, следите за анонсами публикаций на Tелеграмм канале Друг Истории и в группе ВК