«О! как я люблю живопись! — с восторгом писал Иван в своём юношеском дневнике. — Милая живопись! Я умру, если не постигну тебя хоть столько, сколько доступно моим способностям. <...> Живопись! Я готов это слово повторять до изнеможения, оно на меня имеет сильное влияние; это слово — моя электрическая искра, при произнесении его я весь превращаюсь в какое-то внутреннее трясение. В разговоре о ней я воспламеняюсь до последней степени. Она исключительно занимает в это время всё моё внутреннее существо — все мои умственные способности, одним словом, всего меня».
Иван Николаевич Крамской – ключевая фигура в искусстве второй половины XIX века. Мастер психологического портрета, график, художественный публицист и педагог. Он был не просто выдающимся живописцем, но и идейным вдохновителем, теоретиком и неутомимым организатором, во многом определившим путь дальнейшего развития русской живописи.
Родился Крамской в 1837 году в городе Острогожске Воронежской губернии. Выходец из бедной мещанской семьи, с юных лет проявив высокий интерес к рисованию, он работал писцом, ретушером у фотографа, пока в 1857 году не поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Его неординарные способности быстро заметили, и он стал одним из лучших учеников.
Однако в 1863 году произошло событие, вошедшее в историю как «Бунт четырнадцати». Группа выпускников во главе с Крамским отказалась участвовать в традиционном конкурсе на большую золотую медаль, тему для которой («Пир в Валгалле») они считали далекой от реальной жизни. Молодые художники требовали права на свободный выбор сюжета, что было проявлением новых, демократических веяний в искусстве. В знак протеста они покинули Академию, получив звание художников второй степени. В те годы это было очень смелым шагом. В числе этих «четырнадцати бунтарей» были: Иван Крамской, Богдан Вениг, Николай Дмитриев-Оренбургский, Александр Литовченко, Алексей Корзухин, Николай Шустов, Александр Морозов, Константин Маковский, Фирс Журавлёв, Карл Лемох, Александр Григорьев, Михаил Песков, Василий Крейтан и Николай Петров.
Чтобы выжить в условиях независимости, Крамской и его единомышленники организовали «Артель свободных художников» — первую в России творческую коммуну. Члены Артели совместно выполняли заказы, делили доходы, вместе занимались в мастерской. Хотя Артель просуществовала недолго, она стала важным прецедентом.
Главным же делом жизни Крамского стало создание в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок (передвижников). Идейной основой передвижничества было искусство, обращенное к злободневным вопросам современности, правдивое и понятное народу. Выставки «передвигались» из Петербурга в Москву и по другим городам, что ломало сословные и географические барьеры, знакомя всю страну с новым искусством. Крамской был главным теоретиком и идеологом Товарищества, его авторитет среди коллег был непререкаем.
Крамской-портретист стремился к глубокому психологизму. Он считал, что внешность человека — это лишь оболочка, за которой скрывается сложный внутренний мир. В портрете для художника представлялось самым важным приоткрыть глубины душевной жизни. Для Крамского лицо человека было окном в несказанное. И он посредством любимой им светотеневой лепки старался сделать это окно максимально прозрачным. Благодаря виртуозному владению светом и тенью, художник создавал портреты не просто похожие на оригинал — они кажутся живыми, мыслящими и чувствующими, что и делает их вершиной русского психологического реализма.
«Христос в пустыне» (1872) — это не столько религиозная картина, сколько философское размышление о нравственном выборе, ответственности и готовности к самопожертвованию. Крамской показывает мучительный момент раздумий Христа, где пейзаж пустыни становится отражением пустыни душевной.
Портреты крестьян — очень важный аспект работы художника. Крамской одним из первых стал писать крестьян как личностей, а не как безликий типаж. В картине «Полесовщик» (1874) изображен старый лесник, его взгляд полон недоверия, ума и суровой правды жизни.
Портреты деятелей культуры кисти Крамского также психологичны и точны.
Портрет Льва Толстого (1873) — писатель изображен в простой рабочей блузе. Его пронзительный, испытывающий взгляд и сжатые руки выдают огромную внутреннюю работу, напряженность мысли и силу характера.
Крамской создал галерею образов лучших людей эпохи: портреты писателей (И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова), художников (И. И. Шишкина, В. Г. Перова), мецената П. М. Третьякова.
«Неизвестная» (1883) — самая загадочная работа художника, вызвавшая резонанс в современном ему обществе. Образ прекрасной, гордой и в то же время надменной женщины до сих пор порождает споры, множество рассуждений и мифов. Здесь Крамской добивается не психологической ясности, а сложной, многогранной характеристики, оставляя зрителю пространство для догадок.
Крамской был и сам блестящим художественным критиком. Его письма и статьи (например, знаменитая переписка с Василием Перовым и другими художниками) — это глубокие размышления о сути творчества, долге художника перед обществом. Он воспитал целое поколение живописцев, самым известным его учеником стал Илья Репин.
Последние годы жизни Крамского были омрачены тяжелой болезнью сердца и глубокими раздумьями о путях искусства. Он чувствовал, что задачи, которые ставили передвижники, во многом выполнены, и искал новые формы.
Иван Николаевич Крамской скоропостижно скончался в 1887 году во время работы над портретом доктора Карла Раухфуса. Художник неожиданно наклонился и упал, доктор поспешил оказать ему помощь, но было уже поздно. Живопись была смыслом его жизни, и даже смерть застала его за мольбертом.
Наследие Крамского огромно. Он превратил портрет из простого изображения в сложный психологический документ эпохи. Благодаря его организаторскому таланту русское искусство освободилось от оков академизма и вступило в свой золотой век, главными героями которого стали не боги и герои, а современники с их мыслями, чувствами и проблемами.