Алекс Колвилл, канадский художник, чьи картины пугают и завораживают одновременно. Он прожил долгую жизнь рядом с любимой женщиной, видел ужасы войны, которые навсегда изменили его взгляд на мир, и научился показывать тревогу через самые простые бытовые сцены. Его работы сравнивают с Эдвардом Хоппером, а кадры из “Сияния” Кубрика невозможно представить без его полотен.
Дэвид Александр Колвилл, годы жизни: 24 августа 1920, Торонто - 16 июля 2013, Волфвилл, один из самых известных канадских художников XX века, работавший в стиле прецизионизма и современного реализма. Он почти всю жизнь провел в Канаде, окончил Университет Маунт Эллисон, где изучал живопись, и именно там нашел не только профессию, но и судьбу. Его однокурсница Рода Райт стала женой, поэтессой и художницей, а главное - его музой на протяжении 70 лет.
1942-й стал переломным для Колвилла: он получил степень бакалавра изящных искусств, женился и вступил в ряды канадской армии. Четыре года службы военным художником во время Второй мировой войны стали настоящим испытанием. Ему приходилось изображать сцены смерти, разрушений и страданий, пропуская их через себя. Позже его работы упрекали в излишней “эмоциональной холодности”, но сам Колвилл объяснял это своеобразным защитным механизмом. Многие искусствоведы считают, что художник всю жизнь жил с последствиями посттравматического синдрома.
Самое сильное впечатление на него произвело посещение концлагеря Берген-Бельзен в 1945 году. В его глазах навсегда осталась картина - ямы с телами более десяти тысяч погибших. Художник сидел на земле и делал наброски. На их основе появилась работа “Тела в могиле, Бельзен” 1946 года, ныне хранящаяся в Канадском военном музее. Тела на полотне выглядят будто парящими или спящими, а не мертвыми.
Уже после смерти Колвилла его дочь Энн Китц нашла в студии акварель с тем же сюжетом - художник сохранил ее для себя, не показывая публике. По ее словам, отец умел скрывать свои тягостные воспоминания, но всегда держал их рядом.
В 1946 году, покинув армию, Колвилл вернулся в родной университет уже в роли преподавателя. Параллельно он много писал и постепенно становился известным. Первая персональная выставка прошла в Канаде в 1951 году, а спустя два года - в Нью-Йорке. В 1963 году он оставил преподавание и полностью посвятил себя живописи.
Творчество Колвилла часто сравнивают с работами американца Эдварда Хоппера. Оба художника придерживались реалистичной манеры, не поддавшись влиянию авангардных течений. И картины обоих наполнены неуловимой тревогой и предчувствием беды. Если полотна Хоппера вдохновили Альфреда Хичкока, то работы Колвилла стали визуальной основой “Сияния” Стэнли Кубрика. В фильме можно увидеть его картины: “Лошадь и поезд”, “Луна и корова”, “Мальчик, собака и река Сент-Джонс”. Его образы появлялись и в других культовых фильмах - “Королевство полной луны” Уэса Андерсона и “Старикам здесь не место” братьев Коэн.
Особое место в его творчестве занимает тема оружия и опасности, таящейся в повседневности. Картина “Тихий” 1967 года, написанная в Санта-Крузе, прекрасно это иллюстрирует. На полотне изображен человек, мирно наблюдающий океан, и рядом - оружие, которое герой словно не замечает.
Но были у Колвилла и более мягкие работы. Часто он писал домашних питомцев - собак и кошек. Сам художник называл их “ангелами среди людей”, лишенными злобы, зависти и жадности. В отличие от людей, животные, по его словам, дарят безусловную любовь.
В последние годы его полотна становились спокойнее, светлее. Возможно, это было связано с тем, что художник наконец освободился от призраков войны.
Колвилл и Рода Райт прожили вместе всю жизнь. Он писал ее на протяжении десятилетий, делая героиней многих картин - от нежных портретов до обнаженных образов. Она вдохновила его на создание последнего полотна - “Женщина и часы” 2010 года. Их семейная жизнь не раз становилась поводом для осуждения местной церковной общины, особенно из-за ню-портретов, но художника это не волновало.
У пары родилось четверо детей. Старший сын Грэм появился на свет во время войны и впервые увидел отца, когда ему был чуть больше года. Позже он вспоминал, что их отношения с отцом были сдержанными, но очень близкими.
Несмотря на известность, Колвилл строго придерживался режима: зарядка, завтрак и работа в студии до обеда. По вечерам и воскресеньям он никогда не писал.
В 1973 году семья перебралась в Волфвилл, где прожила до конца жизни. В 2012 году умерла Рода, и через полгода художник последовал за ней.
Колвилл прожил 92 года, оставив после себя богатое наследие. Его картины до сих пор вызывают тревогу, будто напоминая: даже в самой обыденной жизни может таиться опасность. Но в них же чувствуется и тихая любовь - к жене, детям, животным и самой жизни.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.