Найти в Дзене
Lace Wars

Закат на Ниле: история о том, как развалить империю

Оглавление

Солнце встаёт не для всех: как жрецы подвинули фараона

После того как Хеопс, Хефрен и Микерин удовлетворили свои строительные амбиции, оставив на плато Гиза гигантские каменные треугольники, в Египте что-то надломилось. Эпоха титанов закончилась, и с приходом Пятой династии начался медленный, но верный закат Древнего царства. Пирамидальный бум истощил казну, а авторитет фараона, казалось, начал давать трещины под тяжестью собственных гробниц. Власть, как вода, начала просачиваться из дворца в Мемфисе в храмы. Главными бенефициарами этого процесса стали жрецы бога солнца Ра из Гелиополя. Эти ребята были не просто служителями культа; они были хитрыми политиками, которые поняли, что контролировать совесть нации не менее выгодно, чем контролировать ее зернохранилища.

Именно они, по сути, привели к власти основателя новой династии, фараона Усеркафа. С его воцарением начались серьезные реформы, которые можно описать одной фразой: фараон начал терять монополию на божественность. Жрецы Ра, видимо, решили, что одного бога на земле маловато, и что главный босс все-таки на небе, а они — его эксклюзивные представители на земле. Они мягко, но настойчиво намекнули фараону, что он, конечно, инкарнация бога, но есть нюансы. В результате власть начала перераспределяться: жречество становилось все более автономным, богатым и влиятельным.

В качестве доказательства своего нового статуса жрецы потребовали от фараона строительства отдельных храмов, посвященных исключительно богу Ра. Это были не традиционные закрытые святилища, а совершенно новые по архитектуре сооружения: огромные открытые дворы, в центре которых возвышался гигантский каменный монолит с пирамидальным навершием — прямой предок знаменитых обелисков. Эти «солнечные храмы» стали символом новой религиозной доктрины и зримым воплощением власти гелиопольского духовенства. Разумеется, Усеркаф не мог полностью отказаться от старых традиций и тоже построил себе пирамиду в Саккаре, но она была уже куда скромнее творений его предшественников. Кроме того, по всему Египту строились новые дворцы и святилища, что требовало постоянного притока ресурсов. Чтобы обеспечить этот приток, египтяне активно развивали международную торговлю. Именно при Усеркафе устанавливаются регулярные контакты с жителями Крита, минойцами, которых египтяне называли «хаунебу». И, конечно, никуда не делись старые добрые финикийцы из Библоса, без чьей древесины египтяне не могли построить ни приличный корабль, ни крышу над головой.

При преемнике Усеркафа, фараоне Сахуре, египетский флот стал настоящей силой в Восточном Средиземноморье. Большие морские корабли отправлялись в дальние экспедиции, в том числе в таинственную страну Пунт, которую современные ученые помещают где-то на территории Сомали или Эритреи. Оттуда везли экзотические товары, которые были на вес золота: мирру, ладан, черное дерево, слоновую кость, шкуры леопардов, живых обезьян и, разумеется, рабов. Торговля процветала, но внутри страны назревали проблемы.

Пирамиды с текстом: последнее слово фараона Униса

Следующие фараоны — Нефериркара, Неферефра, Менкаухор — продолжали политику своих предшественников. Они строили солнечные храмы и пирамиды, в основном в новом некрополе Абусир, к северу от Саккары. Эта строительная лихорадка превратилась в настоящую финансовую пирамиду, только не в переносном, а в прямом смысле. Экономика страны начала трещать по швам под бременем бесконечных строек. Ресурсы, которые можно было бы направить на развитие ирригации или поддержку сельского хозяйства, уходили на возведение очередной гробницы или храма, которые не приносили никакой прибыли. Недовольство в народе росло, но что еще опаснее, начали роптать номархи — губернаторы провинций. Эти ребята, сидя на местах, видели, как центральная власть слабеет, и потихоньку начинали чувствовать себя полновластными хозяевами в своих номах.

На фоне этих проблем фараон Джедкара Исеси решил немного сбавить обороты. Он демонстративно дистанцировался от всесильного гелиопольского жречества и прекратил строительство в Абусире, показав, что не намерен больше слепо следовать их указаниям. Именно в это время происходит и важное культурное нововведение. Египетская письменность, иероглифы, была красивой, но сложной и медленной. Для повседневных нужд — хозяйственных записей, писем, административных документов — писцы разработали упрощенную, скорописную форму письма, известную как иератика. Самый древний папирус с иератическим текстом датируется как раз временем правления Нефериркары. Иероглифы же остались «священным письмом», которое использовалось в основном для монументальных надписей в храмах и гробницах.

Последним фараоном Пятой династии был Унис. Он вошел в историю не размерами своей пирамиды, а тем, что впервые приказал украсить стены своей погребальной камеры иероглифическими текстами. До него ни в одной пирамиде, даже в гигантских усыпальницах Гизы, не было ни единой надписи. Это были так называемые «Тексты пирамид» — сборник магических заклинаний, ритуальных формул и молитв, которые должны были помочь душе умершего фараона преодолеть все опасности загробного мира, пройти суд Осириса и обрести вечную жизнь среди богов. Это была настоящая инструкция по выживанию в потустороннем мире, высеченная в камне. Однако, несмотря на это эпохальное нововведение, правление Униса было отмечено глубоким экономическим кризисом и, как свидетельствуют некоторые источники, сильным голодом. Золотой век Древнего царства окончательно подходил к концу.

Долгая дорога в никуда: 94 года правления Пепи II

Унис умер, не оставив наследника, что вызвало неминуемую борьбу за престол. Победителем из этой схватки вышел некий Тети, который в 2322 году до н. э. основал Шестую династию. Чтобы укрепить свою легитимность, он предусмотрительно женился на дочери Униса, принцессе Ипут. Тети удалось на время стабилизировать экономику и договориться со жрецами, правда, ценой дальнейшего ослабления собственной власти. Но мир был недолгим. Правление Тети оборвалось в результате дворцовых интриг, и его место занял узурпатор Усеркара. Однако сын свергнутого правителя, Пепи I, быстро собрал сторонников и положил конец правлению узурпатора, вернув корону законной династии. Пепи I правил почти полвека и все это время был вынужден противостоять интригам со стороны родственников и недовольной знати. Его верный визирь Уени прославился тем, что раскрыл один из таких заговоров и позаботился о том, чтобы его участники больше не представляли угрозы.

После Пепи I и его сына Меренра I на трон взошел фараон, чье имя стало синонимом долгого, но бесславного правления, — Пепи II. Этот человек — абсолютный рекордсмен по продолжительности царствования не только в Египте, но и, возможно, во всей мировой истории. Он взошел на престол ребенком и правил, по разным оценкам, от 64 до 94 лет. Казалось бы, за такой срок можно было свернуть горы. Но Пепи II не свернул. Наоборот, при нем гора египетской государственности окончательно рассыпалась на куски. Главной проблемой, которую он так и не смог решить, были номархи. За предыдущие десятилетия эти провинциальные князьки накопили огромную власть и богатство. При Пепи II они окончательно вышли из-под контроля. Они перестали отчитываться перед столицей, создали собственные армии, а их должности, ранее назначаемые, стали передаваться по наследству. По сути, Египет на глазах превращался из единого государства в конфедерацию полунезависимых княжеств.

В довершение всего, жречество, пользуясь слабостью престарелого монарха, добилось для себя полного освобождения от налогов. Это был сокрушительный удар по государственной казне. Финансирование центрального аппарата, армии и ирригационных работ иссякло. Страна медленно погружалась в хаос. Удивительно, но на фоне этого внутреннего развала внешняя торговля и исследовательская деятельность продолжались. Вельможа Уени, начавший карьеру еще при Пепи I, совершал военные походы на Синай и в Нубию. А номарх Асуана по имени Хархуф организовал несколько торговых экспедиций вглубь Африки, в страну Ям. Из одного такого путешествия он привез фараону необычный «подарок» — карлика-пигмея, который стал придворным шутом. Сохранилось письмо юного Пепи II, в котором он с детским восторгом предвкушает прибытие пигмея и дает Хархуфу строгие указания, как следить за ним в пути, чтобы тот не упал в Нил. Этот трогательный исторический документ — одно из немногих свидетельств личных качеств фараона, при котором развалилась его страна.

Месть царицы и конец эпохи

В последние годы правления Пепи II центральная власть существовала уже чисто номинально. После его смерти наступил полный коллапс. Его сын Меренра II правил совсем недолго, а после него на сцену выходит одна из самых загадочных фигур в египетской истории — царица Нитокрис. Некоторые египтологи вообще сомневаются в ее существовании, считая ее легендарным персонажем. Другие же полагают, что она была первой в истории женщиной, правившей Египтом с полномочиями фараона. Геродот передает мрачную историю о ее мести. Согласно легенде, ее брат и муж, фараон Меренра II, преждевременно покинул этот мир из-за дворцовых интриг. Взойдя на престол, Нитокрис решила воздать по заслугам виновным. Она приказала построить большой подземный зал и созвала туда всех причастных к заговору на пир. В разгар застолья, по ее приказу, помещение начало наполняться водами Нила, превратив пиршество в последнее событие в жизни гостей. После свершившегося возмездия, спасаясь от гнева сторонников казненных, царица, как говорят, решила добровольно уйти из жизни, найдя свой конец в объятиях огня.

Правда это или красивая легенда, мы, вероятно, никогда не узнаем. Но совершенно точно известно, что после этого короткого и смутного периода Древнее царство окончательно прекратило свое существование. Египет, ослабленный внутренними распрями, стал уязвим для внешних врагов. Племена кочевников с Синайского полуострова начали совершать набеги на обезлюдевшую и беззащитную Дельту. Страна распалась на множество враждующих номов. Около 2190 года до н. э. наступил так называемый Первый переходный период — эпоха анархии, гражданских войн и упадка, которая продлилась более ста лет.

Когда Нил мелеет: климат, голод и первый развал

Политические и экономические причины распада Древнего царства очевидны: ослабление центральной власти, рост могущества жрецов и номархов, истощение казны. Однако в последние десятилетия ученые все больше склоняются к тому, что у этой катастрофы была еще одна, возможно, даже более важная причина — изменение климата. Анализ донных отложений Нила и геологические исследования в регионе показали, что как раз в конце III тысячелетия до н. э. в Северной Африке начался длительный период засухи. Уровень осадков резко сократился, что привело к катастрофическому обмелению Нила.

Для Египта, чья цивилизация была полностью зависима от разливов реки, это было равносильно смертному приговору. Низкие разливы означали сокращение площади плодородных земель, неурожаи и, как следствие, массовый голод. Археологические находки и тексты того времени подтверждают эту картину. В гробницах номархов появляются надписи, в которых они хвастаются тем, что кормили свой народ в голодные годы, когда в остальном Египте люди умирали на улицах. Эти записи, которые раньше считались пропагандистскими преувеличениями, теперь рассматриваются как реальные свидетельства климатической катастрофы.

Таким образом, распад Древнего царства был результатом совпадения нескольких факторов. Политический кризис наложился на экологический. Фараон, чья божественная сущность гарантировала порядок (маат) и процветание страны, не смог справиться с засухой. В глазах народа он потерял свою сакральную силу. Когда Нил перестал кормить Египет, вера в божественность фараона иссякла, и страна погрузилась во мрак. Великая эпоха пирамид закончилась голодом и хаосом. Египту предстояло пройти через долгий и мучительный период смут, прежде чем он снова сможет объединиться и возродиться из пепла.

Понравилось - поставь лайк! Это поможет продвижению статьи!

Подписывайся на премиум и читай статьи без цензуры Дзена!

Тематические подборки статей - ищи интересные тебе темы!

Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера