Найти в Дзене

Тень обиды - или как четверка по химии может изменить атмосферу всего класса

Как только прозвенел звонок, я быстро пробежалась глазами по классу. Всегда отмечаю новое настроение - как дирижёр звучание оркестра перед выступлением. Но вот сегодня мой взор невольно задержался на Сергее - мальчике, чьё имя у меня всегда ассоциировалось с преуспеванием. Казалось бы, вот он - идеал, и учиться, и в олимпиадах участвует, и вопросов даже на перемене не боится задавать... А теперь - глаза его остекленели, подпер подбородок рукой, лицо - маска безразличия. Доброе утро, ребята, - привычно начала я. Для кого как... - пробурчал он себе под нос, но хватает громко, чтобы услышал не только я. Кто-то из ребят хихикнул. Я сделала вид, что не заметила, хотя внутри колыхнулось лёгкое смущение. Чувствуете, как воздух в классе стал чуть холоднее? Вот с этого шёпота, будто бы ничего не значащего... Я старалась не выдавать тревоги. Всё-таки учитель - это не только про предмет, а ещё и про чувства, которые нельзя показывать слишком явно. Особенно перед таким классом, где каждый - вселен

Зима - всегда особый сезон в моей жизни учителя. Вроде бы декабрь только-только завертел снежную карусель, а уже февраль лег на подоконники тусклым светом. Кабинет будто бы дышит школьным воздухом настоенным на химических реактивах, детских улыбках, и... на чём-то ещё, более тонком. На ожиданиях. На гордости. На маленьких огорчениях, которых здесь всегда хватает.

Как только прозвенел звонок, я быстро пробежалась глазами по

классу. Всегда отмечаю новое настроение - как дирижёр звучание оркестра перед выступлением.

Но вот сегодня мой взор невольно задержался на Сергее -

мальчике, чьё имя у меня всегда ассоциировалось с преуспеванием. Казалось бы, вот он - идеал, и учиться, и в олимпиадах участвует, и вопросов даже на

перемене не боится задавать...

А теперь - глаза его остекленели, подпер подбородок рукой,

лицо - маска безразличия.

Доброе утро, ребята, - привычно начала я.

Для кого как... - пробурчал он себе под нос, но хватает

громко, чтобы услышал не только я. Кто-то из ребят хихикнул. Я сделала вид, что

не заметила, хотя внутри колыхнулось лёгкое смущение.

Чувствуете, как воздух в классе стал чуть холоднее? Вот с

этого шёпота, будто бы ничего не значащего...

Я старалась не выдавать тревоги. Всё-таки учитель - это не

только про предмет, а ещё и про чувства, которые нельзя показывать слишком

явно. Особенно перед таким классом, где каждый - вселенная со своими тайнами.

Но Серёжа сегодня будто бы нарочно отвлекал, ерничал, подхихикивал в самые

неподходящие моменты. Его замечания были быстры, остры, а порой и вовсе обидны не только мне, но и другим ребятам.

А если вдруг завтра вы мне ещё и "трояк" поставите, что

тогда? - спросил он, когда я объясняла домашку.

Сергей, - сказала я потише, чтобы не подлить масла в огонь, - разговор лучше

оставить после урока. Договорились?

Он не ответил. Только плечами дёрнул. А у меня внутри - ком.

Вспоминала, как пару месяцев назад мы вместе переживали, когда он не смог

справиться с трудным экспериментом, как вместе ставили опыты, и как по-детски радостно светились его глаза, когда получалось не с первого раза, а с пятого - но ОН не сдавался.

Теперь же - в каждом движении упрямство, в каждом взглядe -

что-то схожее со злостью. Я заметила, что и другие ребята бросают на меня

быстрые, тревожные взгляды, мол, как теперь быть? Учительница в панике? Или

возьмёт паузу?

День тянулся, как резина. Я не могла отогнать мысль: может,

я где-то ошиблась? Может, зря поставила ту злополучную "четверку", когда для

него, отличника, это - почти как провал? Всё-таки у каждого свои ожидания. У

кого-то - просто сдать, у другого - только "отлично", и никак иначе.

В перемену я позвала Серёжу к себе. Он подошёл - осторожно,

будто я собираюсь читать ему строгую нотацию. Но нет. Я глубоко вздохнула и

начала с самого простого:

Знаешь, Серёж, мне кажется, ты на меня немного сердишься.

Из-за оценки?

Он пожал плечи, отводя глаза.

Может быть... Или просто устал, - тихо ответил он, но я

услышала, как дрогнул голос.

Пауза. Какая всё-таки сила - эта пауза между словами двух

людей. Особенно когда один ещё ребёнок, а второй - вроде как мудрый взрослый.

Ты знаешь, - говорю медленно, - оценки - это важно, но

куда важнее твой интерес и твой труд. Ты ведь умеешь работать - и не боишься

сложных задач. Не стоит останавливаться из-за одной цифры в журнале.

Он молчал, теребя ремень рюкзака. Посмотрел как-то

пристально:

А если я разочаровался в себе?

Я на секунду растерялась. Вот оно, - правда, которой не

видно за ерничаньем и смехом. Серёже боязно упасть с пьедестала своего же

успеха.

Знаешь, бывает, что мы сами себе ставим планку выше неба,

и когда чуть-чуть оступаемся, думаем - это катастрофа. А на самом деле, без

этих "катастроф" мы бы не росли...

Он слушал. Не разулыбался, нет. Но взгляд стал мягче. И

вдруг - тихонько спросил:

А у вас такое бывало?

Как объяснить - да, бывало! Не раз, не два... И в профессии,

и в жизни. Но главное, что всегда удаётся найти новых себя - на день, на два

спустя.

Конечно, бывало, - тихо ответила я. - И ничего: потом

открываешь новый учебник, пробуешь снова - и поэтапно снова находишь

радость. Даже если иногда ошибаешься.

Звенит звонок. Серёжа ещё чуть-чуть повисел в дверях, а

потом ушёл к друзьям, уже без той насторожённости.

Я осталась одна, улыбнулась сама себе. Иногда - чтобы помочь

кому-то, вполне быть рядом: выслушать, не рубить с плеча, не унижать, а

дать ребёнку понять - твоя потеря не конец, а начало твоих настоящих побед.

Вечером я задержалась в классе. Кто-то бы сказал: "Что может

быть скучнее - пустой школьный кабинет?" Для меня - вовсе. Когда летний

вечер начинает красться в окна, немного сизый, чуть волшебный, - такие

мгновения сами просятся обдумать прожитый день.

Я долго сидела, разбирая тетради, но мысли всё равно

возвращались к Серёже. Ведь наша маленькая встреча - это не его тревоги, но и мои. Бывает так: думаешь, что учишь детей физике, а учишься у них самой жизни. Я почему-то вспомнила, как в своё время сама стояла перед своей первой учительницей, крепко стискивая в руках исписанную ручку, и боялась, что подведу. Помню её мягкие глаза и трещины на ладони. Вот, наверное, тогда и родилось моё желание - быть не просто педагогом, а человеком, который умеет замечать в других больше, чем принято видеть. Особенно в подростках.

На следующий день Серёжа весь урок сидел спокойно.

Участвовал, задавал вопросы, записывал. Даже помог однокласснице Анне узнать, как работает "мост Уитстона", которую обычно никто не понимал. Я наблюдала - краем глаза, не мешая. Иногда нашим ученикам важно просто почувствовать, что их видят не сквозь призму оценок и правил, а иначе - по-человечески.

После урока Серёжа сам подошёл ко мне.

Аня говорит, что вы ей объяснили формулы так, что даже она

поняла, - поделился он, немного удивлённо. - Можно я задам вопрос про диффузию?

Конечно, - улыбнулась я.

Мы встали у доски и вдвоём рисовали молекулы, сыпали примеры

из жизни, а в голове у меня крутилась одна мысль: один неосторожный шаг, одна обидная фраза - и доверие может треснуть. Но и все же - чуточку внимания, чуточку участия и поддержки, и у ребёнка снова вырастают крылья.

В тот же день после занятий я встретила Серёжину маму -

Инну Петровну. Казалось, она ждала возможности поговорить. Подошла чуть

тревожно.

Вы не сердитесь на Серёжу? Он у нас в последние дни весь

на нервах - переживает, что не оправдывает собственные ожидания...

Я опешила. Всегда, когда встречаешь родителей, слышишь

больше, чем слова. Особенно - тревогу, которая часто бывает не только о детях,

но и о себе.

Не сержусь, - ответила я. - Он очень старательный.

Просто иногда ему нужно напомнить: быть собой - не страшно. Мы все учимся

ошибаться и подниматься снова.

Инна Петровна облегчённо выдохнула и даже улыбнулась - той

особенной улыбкой, что знакома только матерям.

Спасибо вам, - шепнула. - Мы дома тоже поговорим.

Наверное, я и сама иногда на него давление создаю...

Вот так - из обиды, тревог, надежд, разговоров - и

складывается жизнь школьного коллектива. Кому-то кажется: учитель держит всё под контролем. А на самом деле - мы, как дирижёры в хрупком оркестре, где каждый инструмент важен по-своему. Нельзя обращать внимание только на скрипку и игнорировать виолончель. Именно так рождается гармония - и в науке, и в жизни.

Прошло несколько недель. В школе все по прежнему:

контрольные, звонки, перемены, топот по коридорам - музыка обычной жизни. Но я замечала: Серёжа стал другим. Он не то чтобы переменился сию минуту, нет - видно было, как обида медленно уходит, как человек учится прощать не только других, но и себя.

Однажды, когда я дежурила на большой перемене, он подбежал

ко мне с какой-то особенной искренней улыбкой:

Можно, я покажу, что подготовил к олимпиаде? Я тут нашёл

новую статью про молекулярные взаимодействия... Я сначала думал, что вы всё равно не оцените, а теперь вот хочу - чтобы сами посмотрели.

И это был важный момент. Для меня - знак того, что стена

снова разрушена. Можно пройти дальше, можно снова доверять - и ученику, и

себе как педагогу. Можно сгоряча поставить оценку, а потом поговорить,

услышать, объяснить и помочь. И именно в этом есть смысл: не оценках дело, а в человеческих связях.

Иногда именно взрослому нужно проявить терпение первым,

переступить через собственную усталость, мелькнувшее раздражение или даже

личную обиду. Шагнуть навстречу. Кому-то, кто ещё не умеет быть взрослым, но

очень этого хочет.

Серёж, а ведь и правда крутая статья! Расскажешь ребятам

на следующем уроке? - спросила я с неподдельным интересом.

Он кивнул - дерзай, без прежних колкостей. Этот обмен

взглядами дорогого стоит. Потому, что педагогика - не про идеальных детей и

идеальных педагогов. А про то, чтобы вместе справляться c трудностями

взросления.

Иногда вечером, закрывая класс, я долго смотрю на пустые

парты. За каждой - целая вселенная. В каждой - свой маленький, незаметный

другим конфликт. Вот задача учителя - быть для детей не только примером, но и

тихой опорой, невидимым маячком, к которому можно вернуться, когда теряешься.

Многое проходит, многое забывается, а вот это чувство человеческой поддержки - остаётся.

И, пожалуй, если среди ежедневных забот впереди хотя бы

одному ребёнку станет спокойнее, увереннее или светлее - внушительный, всё было не

зря.