Всем, кто хоть что-то понимает в военной истории, прекрасно известно, что во все времена военных преступников исключительно расстреливали - как солдат, а коллаборационистов – вешали как гражданских лиц. И вот, Гитлер, поняв, что армия Паулюса уже почти погибла в Сталинграде, приказал своему фельдмаршалу застрелиться как солдату, а вот генерала Власова после войны повесили как «предателя Родины», то есть, не как военного преступника, а как гражданского коллаборациониста. И чье же преступление страшнее по сегодняшним меркам – Власова, или Паулюса? И насколько.
Я не собираюсь оправдывать генерала А. Власова, потому что он, как ни крути, квалифицируется как классический предатель Родины. Он нарушил присягу и стал сотрудничать с врагом, тем более с таким, с которым даже без присяги русскому человеку сотрудничать не пристало.
Тем не менее, есть повод сравнить его с другим предателем своей родины, который тоже нарушил присягу, и тоже пошел на сотрудничество с врагом. Это Фридрих Паулюс, который 31 января 1943 года сдался в плен в Сталинграде и фактически сдал всю свою 6-ю армию, которая, впрочем, уже не могла сражаться, и сама капитулировала вслед за своим командиром.
И вот, если сравнить Паулюса с Власовым, то можно заметить, что оба они сдались в плен, но, оказывается, Власов свою армию не сдавал. Дело в том, что к 11 июля 1942 года, когда Власов сдался, его 2-й ударной армии уже не существовало – ее всю уничтожили немцы. Власова и нескольких его спутников, выбиравшихся из окружения, схватили полицаи, которых навел на Власова местный староста. Но Власов еще целый день выдавал себя за другого, надеясь бежать, и, возможно, это ему бы удалось, но его случайно опознал один из немцев, который видел портрет Власова в газете.
Мало того, за две недели до этого в расположение окруженной и почти разгромленной 2-й армии прилетал самолет, чтобы эвакуировать Власова и его штаб, но он отказался, не желая бросать своих солдат. А ведь мог бы улететь, и никакой ответственности перед Сталиным не испытывать, потому что его, по сути, назначили командующим армии, которая уже была разгромлена, а окружение допустил его предшественник – генерал Клыков.
Паулюс же, наоборот, принял свою 6-ю армию в начале 1942 года в полном порядке и в отличном боевом состоянии, и впоследствии собственноручно довел ее до разгрома в Сталинграде. Ясно, что он официально не подписывал капитуляцию всей своей армии, но этого и не требовалось – все окруженцы сдались Красной Армии сами.
Таким образом мы видим, что оба генерала попали в плен при совершенно разных обстоятельствах. У Паулюса во время сдачи еще была армия как минимум в 90 тысяч солдат, а у Власова ее уже давно не было. Тем более Власов и не собирался сдаваться, а стал жертвой предательства.
Другое дело, что оба не захотели застрелиться, как положено генералам разгромленных армий, хотя Паулюсу сделать это был намек от самого Гитлера. Но немец стреляться не хотел, сохранились и его слова по этому поводу – «Я не намерен стреляться из-за этого богемского капрала». Хоть официально эти слова в советской историографии не зафиксированы, но они есть в книге Энтони Бивора «Сталинград, Роковая осада: 1942–1943» (Нью-Йорк, Penguin Books, 1998 г.).
Как можно понять, определение «богемский капрал» - это личное оскорбление Гитлера, своего прямого главнокомандующего, то есть явное военное преступление. А вот со стороны Власова никаких оскорблений Сталина никто никогда не слышал. Естественно, находясь в плену, он призывал свергнуть Сталина, но на личности не переходил. Под Сталиным тогда подразумевалась вся большевистская верхушка, то есть это все были политические выпады, а не личные.
Другое дело, что после того, как армия Власова была полностью разгромлена, и ему следовало бы застрелиться даже без приказа, он этого не сделал. Слова Власова о том, что кончать собой во имя Сталина он не станет, зафиксированы в книге Е. Андреевой «Генерал Власов и Русское освободительное движение», 1987 г. Но это ведь не оскорбление Сталина, а тем более не личное. А ведь мог бы сказать что-то типа «Я не намерен стреляться из-за этого грузина»…
Но не сказал.
Таким образом мы видим, что среди двух генералов-предателей А. Власов находился в более выгодном положении, чем Ф. Паулюс. Оба предали родину, не захотели застрелиться, и стали на службу врагам. Но обстоятельства плена были совершенно разные – Власов был генерал без армии и сдаваться не собирался. А Паулюс свою армию сдал и сам пришел в плен.
Если бы Гитлер каким-то чудом захватил плененного Красной Армией Паулюса в свои руки, он обвинил бы его в военном преступлении и расстрелял.
Власова же никто в военных преступлениях не обвинил, а приговорили его к смерти за измену Родине и повесили как гражданское лицо.
Видите разницу между военным преступником и изменником Родины?
А какое преступление сегодня более страшное, когда военные преступления во всем мире всегда карались, и всегда будут караться как самые тяжкие преступления, а изменников Родины у нас сегодня столько, что плюнуть некуда?
И никто их почему-то не только не судит, но даже и не ругает.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: